А. Г. Филипова, А. В. Высоцкая. Исследование систем общего среднего образования в регионах России: метод «серого ящика»

УДК 316.334.52:373(470+571)
DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.155-178

А. Г. Филипова, А. В. Высоцкая. Исследование систем общего среднего образования в регионах России: метод «серого ящика»

ФИЛИПОВА Александра Геннадьевна, профессор Департамента социальных и психологических наук Дальневосточного федерального университета, доктор социологических наук, доцент (690922, г. Владивосток, о. Русский, Кампус ДВФУ, корп. А(24)) (e-mail: alexgen77@list.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7475-1961. Researcher ID: L-5384-2015.

ВЫСОЦКАЯ Алена Валерьевна, и. о. заведующего кафедрой информационных систем федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» (681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27) (e-mail: al-w-buaa@rambler.ru). ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7048-028X. Researcher ID: W-4879-2017.

Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 16-36-60041).

Ключевые слова: регион; общее образование; средний балл ЕГЭ; «серый ящик»; региональные факторы; регрессионный анализ

Введение: социально-экономическое неравенство российских регионов стало основой неравного доступа детей и молодежи к образовательным ресурсам. Средний балл ЕГЭ в региональном разрезе может служить средством фиксации региональных различий систем общего образования. Задачами представленного в статье фрагмента исследований являются описание региональных систем общего образования детей и выявление региональных факторов, влияющих на эффективность функционирования систем, оценка силы этого влияния.

Материалы и методы: использование метода «серого ящика» для исследования региональных систем общего образования позволило определить «входы» и «выходы» системы, наметить ее внутреннюю структуру и перейти к выявлению связей между элементами (факторами) системы и внешней среды, оценке силы этих влияний. Сформирован набор из 30 управляющих факторов, воздействующих на результативность сдачи ЕГЭ: «Демография» (9 факторов), «Общее образование» (14 факторов), «Экономика и инфраструктура региона» (7 факторов). Количественное наполнение этих 30 управляющих факторов, а также целевого фактора (средний балл ЕГЭ) осуществлялось посредством обращения к статистической информации. Выбраны три периода наблюдения: 2013/14, 2014/15 и 2015/16 учебные годы.

Результаты исследования: в каждом периоде с помощью регрессионного анализа получен набор из трех управляющих факторов. В 2013/14 учебном году — это х1 (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), х16 (доля вечерних общеобразовательных организаций) и х18 (доля неблагоустроенных школ). В 2014/15 учебном году — это х18 (доля неблагоустроенных школ), х27 (доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер с доступом к Интернету) и х29 (уровень занятости населения). В 2015/16 учебном году — х1 (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), х10 (отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате в регионе), х18 (доля неблагоустроенных школ). Во всех трех периодах зафиксировано воздействие фактора х18 с примерно одинаковой силой на у — средний балл ЕГЭ. В двух периодах из трех на у оказывает влияние х1, а в оставшемся периоде в уравнение регрессии был включен х29 (уровень занятости), имеющий умеренную связь с х1.

Обсуждение и заключения: метод «серого ящика» позволил выявить некоторые элементы модели, взаимосвязи элементов модели и внешней среды, а также убрать избыточные показатели, что сократит время функционального и нефункционального моделирования. Поиск новых управляющих факторов, а также установление их математической связи с уже выявленными факторами станут задачами следующего этапа исследовательской работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Неравенство социально-экономического развития регионов и городов России 2000-х годов: рост или снижение? // Общественные науки и современность. 2013. № 6. С. 15—26. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2015/05/25/1251201390/15-26_Zubarevich.pdf (дата обращения: 14.08.2017).

2. Прахов И.А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 88—117. URL: https://memo.hse.ru/data/2015/11/11/1078548296/1-2015_Prakhov.pdf (дата обращения: 14.08.2017).

3. Филипова А.Г., Высоцкая А.В. Образовательный потенциал детства в российских регионах // Дискурс. 2017. № 8. С. 127—134. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/Scientific-journal-Disco... (дата обращения: 03.08.2017). URL: http://journal-discurs.ru/index.php/91-8-2107/410-filipova-a-g-vysotskay... (дата обращения: 14.08.2017).

4. Царева Е.Н., Рыжкова М.Н. Построение математической модели обучаемого для оптимизации учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 2. С. 64—68. URL: http://files.amisod.ru/mediacontent/vipuski/2014/4/amisod-2014-04-29-tsa... (дата обращения: 14.08.2017).

Для цитирования: Филипова А.Г., Высоцкая А.В. Исследование систем общего среднего образования в регионах России: метод «серого ящика» // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2018. Т. 26, № 1. С. 155—178. DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.155-178

Заявленный вклад авторов:

ФИЛИПОВА Александра Геннадьевна — научное руководство, проведение критического анализа материалов, окончательная доработка текста статьи.

ВЫСОЦКАЯ Алена Валерьевна — поиск аналитических материалов, подготовка начального проекта текста статьи.

Скачать статью в PDF