Т. В. Гуськова, И. Ю. Рогашова. Использование информационных технологий в образовательном процессе высшей школы

Т. В. ГУСЬКОВА, И. Ю. РОГАШОВА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ГУСЬКОВА Татьяна Валентиновна, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Пензенской государственной технологической академии, кандидат педагогических наук.

РОГАШОВА Ирина Юрьевна, заведующая научной психолого-педагогической лабораторией Пензенской государственной технологической академии.

Ключееые слоеа: высшая школа, информационные технологии, модуль-но-рейтинговая технология, информационный бюллетень

Key words: higher school, information technologies, module and rating technology, information bulletin

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе заключается в обеспечении конкурентоспособности России в мире. Эта цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сфере образования и науки. Развитие образования сопровождается появлением в педагогической науке новых дефиниций, пополнением значения существующих и устареванием невостребованных понятий. Этот процесс усиливается с проникновением в сферу образования информационных технологий. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в. отмечено, что новые информационные технологии являются важным средством обеспечения качества в сфере высшего образования. Достижение его высокого качества, соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства стало первейшей задачей образовательной политики России.

Рассмотрению вопросов психолого-педагогического обоснования возможности использования информационных технологий в высшей школе, модульного обучения и рейтинговой системы оценки знаний обучающихся, особенностей, основных функций, принципов модульного обучения и рейтинговой системы, специфики организации процесса обучения в высшем учебном заведении с использованием модульно-рейтинговой технологии посвящены исследования многих педагогов и психологов1.

Вышеперечисленное, несомненно, способствует накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме. Однако авторы научных работ не рассматривают специфику организации целостного образовательного процесса в высшей школе с использованием информационных технологий, не предлагают механизмы внедрения модульно-рейтинговой технологии в практику процесса обучения студентов в высшей школе.

В психолого-педагогической литературе термин «информационные технологии» в одних случаях определяется как отдельное научное направление, в других — как конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте2. В настоящее время актуальность приобретает инновационное образование, подразумевающее личностный подход, фундаментальность, творческое начало, профессионализм, компетентность. Решение этой задачи лежит в области проектирования методических систем обучения на основе комплексного использования традиционной, информационной и модульно-рейтинговой технологий3.

Под модульно-рейтингоеой технологией мы понимаем педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса, основанную на структурировании дисциплин по модульному принципу с использованием рейтинговой системы для объективной оценки учебных достижений студентов4. Модульный принцип заключается в выделении учебных модулей дисциплины. По мнению Н. В. Борисовой, модуль представляет собой автономную организационно-методическую структуру дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенный, информационно и методически обеспеченный блок учебного материала5. Структуризация содержания учебной дисциплины основывается на принципах компоновки содержания учебной дисциплины вокруг базовых понятий и методов, систематичности и логической последовательности изложения учебного материала, целостности и практической значимости содержания, наглядного представления учебного материала. Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям. Изучение каждого модуля завершается контрольной аттестацией для оценивания знаний, умений и навыков. Для формирования комплексного количественного показателя качества учебных достижений студентов вузы разрабатывают и внедряют в образовательный процесс рейтинговые системы.

По определению Г. П. Савельевой, рейтинг — это оценка, определение класса или разряда, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия6. С. В. Филипьева определяет рейтинговую оценку как сумму баллов, полученную обучающимися за качество выполнения всех контролирующих заданий по конкретной дисциплине, определяющую уровень обученности студентов по той или иной дисциплине через организованный контроль7. Обобщая и уточняя эти определения, мы предлагаем свое понимание рейтингоеой системы оценки знаний как соеокупности научных, организационных, технологических и праеоеых положений, обеспечиеающих объектиеную оценку учебных достижений студентое. При этом комплексным количественным показателем качества учебных достижений студентов является рейтинговая оценка, выраженная в баллах. Для повышения объективности оценки качества знаний студентов используется стобалльная шкала.

Анализ научной литературы и изучение опыта деятельности российских и зарубежных вузов позволили нам разработать модель организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии, которая внедрена в Пензенской государственной технологической академии (ПГТА) с 2005 г. Модель включает определение (утверждение) весовых коэффициентов учебных дисциплин, изучаемых студентами курса определенной специальности в наступающем семестре, и весовых коэффициентов модулей каждой отдельной дисциплины; номенклатуры и весовых коэффициентов факторов качества освоения студентами учебного материала по каждому отдельному модулю; шкал количественного оценивания подготовки студента по каждому фактору модуля; минимально допустимых баллов по обязательным факторам качества и правил начисления баллов по каждому фактору.

Весовые коэффициенты дисциплин в семестре назначаются в зависимости от специфики специальности обучающихся, требований государственного образовательного стандарта (ГОС) к объему и содержанию учебного материала по отдельным дисциплинам и с учетом результатов опроса экспертов. Экспертами могут быть ведущие ученые вуза, представители работодателей по той или иной специальности, выпускники вуза по данной специальности, студенты старших курсов и др. Назначение весовых коэффициентов отдельных модулей осуществляется аналогично установлению весомости дисциплин в целом.

Номенклатура оцениваемых факторов качества освоения учебного материала устанавливается в зависимости от специфики или модуля дисциплины, видов аудиторных занятий и перечня обязательных работ (в технической высшей школе — это лабораторные, курсовые, контрольные, расчет-но-графические работы и т. п.), предусмотренных учебным планом. В обязательном порядке в номенклатуру факторов качества модуля дисциплины должны входить установленные учебным планом обязательные работы и контрольная аттестация. Для повышения объективности оценки учебной деятельности студентов, по нашему мнению, следует устанавливать не менее двух факторов. Весовые коэффициенты факторов качества освоения учебного материала устанавливаются с учетом трудоемкости выполнения той или иной работы. При этом важно учитывать объем самостоятельной работы студента для выполнения той или иной работы.

Используемая в ПГТА модель расчета рейтинга позволяет применять разные шкалы оценивания студентов не только по разным дисциплинам, но и по разным факторам качества. Для факторов качества, связанных с выполнением обязательных работ, целесообразно устанавливать минимально допустимое количество баллов, чтобы считать работу выполненной. Это необходимо для обеспечения уверенности в том, что студент освоил учебный материал в соответствии с требованиями ГОС. По окончании изучения каждого отдельного модуля дисциплины рассчитывается рейтинг за модуль. По окончании семестра по каждой дисциплине рассчитывается итоговый рейтинг. Величина рейтинга студента по дисциплине находится в пределах от 0 до 100 и может служить окончательной количественной оценкой качества знаний, умений и навыков студента в семестре по дисциплине либо основанием для утверждения окончательной оценки в лингвистической форме на основе утвержденных правил перевода с курса на курс.

В ПГТА рассчитывается также интегральный рейтинговый показатель качества освоения студентом учебного материала за семестр и рейтинг студента с начала учебы в вузе. Все этапы расчета рейтинга студентов осуществляются в автоматизированной системе. Модель модульно-рейтинговой технологии, применяемая в ПГТА, охватывает все виды и формы учебной деятельности, позволяет выявлять точечные несоответствия организации в методическом и техническом обеспечении учебного процесса по результатам аттестации студентов за конкретный фактор качества, своевременно вносить соответствующие коррективы.

Использование информационных технологий в высшей школе позволяет повысить роль участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей) в подготовке будущих специалистов и повышения качества их обучения. Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей в ПГТА является проект «Информационный бюллетень», разработанный и введенный в действие в январе 2008 г. по инициативе ректора ПГТА. Основное назначение этого проекта заключается в привлечении родителей обучающихся к сотрудничеству с администрацией и профессорско-преподавательским составом ПГТА.

Эта форма взаимодействия семьи и высшей школы реализуется путем полного, непрерывного и конфиденциального информирования родителей об учебных и внеучебных результатах деятельности обучающихся в интерактивном режиме. Это взаимодействие основано на принципах добровольности и инициативности. Оно предполагает, с одной стороны, распределение ответственности между субъектами образовательной деятельности, с другой — повышение их роли в образовательном процессе высшей школы.

Для эффективной реализации этого проекта была разработана нормативно-правовая документация: положение «О сотрудничестве академии с партнерами — родителями обучающихся», стандарт академии «Услуга „Информационный бюллетень"», «Требования», договор-соглашение, организационные приказы и распоряжения и др. Были организованы и проведены обучающие семинары для профессорско-преподавательского состава по сопровождению проекта, индивидуальные консультации для родителей обучающихся по участию в проекте.

Таким образом, использование возможностей информационных технологий при организации образовательного процесса в ПГТА способствует эффективному взаимодействию профессорско-преподавательского состава с родителями обучающихся, созданию условий индивидуального сопровождения обучающихся высшего учебного заведения, обеспечивающих формирование личностных и профессиональных качеств будущих специалистов и повышению качества обучения в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: ОГТУ, 2000. 124 с.

2 См.: Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. С. 22.

3 См.: Богомаз И.В. Научно-методический комплекс профессиональной подготовки студентов с использованием компьютерных технологий и модуль-но-рейтинговой системы. URL: http://www.mgopu.ru/JOURNAL/07_bogomaz. htm (дата обращения: 14.08.2010).

4 См.: Гуськова Т.В. Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии (на примере технического вуза): дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2008. С. 71.

5 См.: Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: учеб. пособие. М.; Домодедово: ВИПК МВД России,

1999. С. 74.

6 См.: Савельева Г.П. Рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников в вузе: учеб.-метод. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 33.

7 См.: Филипьева С.В. Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея: дис. ... канд. пед. наук. М.,

2005. С. 93.

Поступила 10.11.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная