М. В. Бикеева. Составляющие социальной среды промышленных предприятий региона

М. В. БИКЕЕВА

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

БИКЕЕВА Марина Викторовна, доцент кафедры статистики Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, данные социологических опросов, составляющие социальной среды предприятия, социальный пакет, условия работы и охрана труда, социальная защищенность работников

Key words: social responsibility of business, data of sociological inquiries, enterprise social environment components, social package, job conditions and labour safety, employees' social protection

В последние годы все большее значение приобретают социальные аспекты деятельности организаций. Это в равной мере относится к организациям всех типов, размеров и форм собственности вне зависимости от их территориального размещения, сферы деятельности, культурных и национальных традиций регионов. Эту задачу предпринимательство может эффективно решить только в случае осознания своей ответственности за успешное социально-экономическое развитие страны.

Проблема социальной ответственности российского предпринимательства в современных условиях активно обсуждается учеными, политиками и бизнесменами. Однако единого понимания содержания, целей и методологических особенностей исследования социально-экономической ответственности бизнеса пока не сформировалось.

Представляет интерес оценка социальной ответственности среди представителей бизнеса1. Согласно данным социологических опросов, проведенных Ассоциацией менеджеров, примерно 25 % предпринимателей считает, что социальная ответственность реализуется в создании рабочих мест, выплате (своевременно и в полном размере) заработной платы и уплате налогов. Сторонники этой точки зрения указывают на то, что основной груз социальной ответственности должно нести государство. Такое понимание социальной ответственности чаще демонстрируют представители малого и среднего бизнеса, в то время как среди представителей крупного бизнеса такая позиция встречается гораздо реже. Среди этой группы бизнесменов распространено также мнение о целесообразности различать социальную ответственность бизнеса (фирмы) и бизнесмена (собственника). Если бизнес, согласно этому мнению, должен концентрировать усилия на получении прибыли и тем самым через налоги давать возможность государству проводить социальную политику, то бизнесмен как руководитель должен иметь моральные обязательства перед обществом, если власть не будет сама навязывать такие обязательства.

Несмотря на такую относительно узкую трактовку социальной ответственности, предприниматели убеждены в необходимости вносить свой вклад в социальное развитие, особенно своих работников, но считают нецелесообразным выходить за границы разумного и тем более подменять собой государство с его социальными функциями.

Около 50 % респондентов трактует социальную ответственность бизнеса достаточно широко и распространяет это понимание не только на работников своих компаний, но и на территорию своей деятельности. Эта констатация готовности бизнеса к реализации социальных программ принципиально важна. Наиболее последовательно этой точки зрения придерживаются представители крупных компаний, которые имеют достаточно ресурсов, чтобы не только продекларировать эту позицию, но и реализовать ее. Эта бизнес-группа готова к инвестициям в свой персонал, городские и областные социальные проекты.

Для представителей крупного бизнеса широкая трактовка социальной ответственности обусловлена тем, что они ставят перед собой масштабные цели, которые лежат за пределами их предпринимательской деятельности. Проявляя озабоченность относительно своего имиджа в обществе и властных кругах, они нередко воспринимают себя как общественных деятелей, политически значимых фигур, настроенных патриотически.

Таким образом, представления о социальной ответственности отечественного бизнеса связаны с тремя основными позициями. Бизнес должен быть заинтересован в производстве качественных товаров и услуг, уплате налогов, создании хорошо оплачиваемых рабочих мест, финансовой поддержке ведомственной социальной инфраструктуры; во вкладе в развитие социальных программ, влияющих на сферы деятельности предприятия в соответствии со своими стратегическими интересами, для повышения эффективности своего бизнеса в долгосрочной перспективе; в восприятии социальной ответственности как полноценного, многофакторного и структурного элемента деятельности предприятия, влияющего на имидж, инвестиционную привлекательность, маркетинговую эффективность, конструктивность взаимоотношений с властью, обществом, работниками и на другие важные характеристики деятельности предприятия, составляющие основу успешности бизнеса2.

Цель данного исследования — оценка промышленного развития Республики Мордовия и реализации социальных обязательств представителями ведущих предприятий республики.

Республика Мордовия — это индустриально-аграрный регион с развитым производством полупроводниковой техники, электроники, экскаваторов, источников света, резинотехнических изделий, медицинских препаратов, продукции нефтехимического машиностроения. Основным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона, является валовой региональный продукт (ВРП). В соответствии с официальными данными с 1998 по 2008 г. наблюдался постоянный рост объема производства ВРП. Сведения за 2009 г. в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия пока отсутствуют.

Динамика производства ВРП Мордовии за анализируемый период носила неравномерный характер, в среднем увеличиваясь на 5,9 %.

Исследования показали и возрастающую тенденцию объема ВРП на душу населения, который к 2008 г. достиг 113 039,9 руб. на человека. Увеличение этого показателя обусловлено не только ростом производства, но и снижением численности населения республики (с 924,8 тыс. чел. в 1998 г. до 833,0 тыс. чел. в 2008 г.).

Вклад Мордовии в создание ВРП России за анализируемый период остается на уровне 0,3 %. В производстве ВРП республики наибольший удельный вес занимают обрабатывающие производства (24,9 % ВРП в 2008 г.), сельское хозяйство (17,1 %). Далее следуют строительство (12 %), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (11,5 %), государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение (7,8 %), транспорт и связь (7,4 %), здравоохранение, предоставление социальных услуг и образование (по 3,7 %) и др.

Промышленное производство в 2004—2008 гг. увеличивалось в среднем на 9,5 % каждый год, производство продукции сельского хозяйства также имело тенденцию роста (на 3 % ежегодно). В структуре промышленного производства наибольший удельный вес занимает продукция машиностроительного комплекса и металлообработки (43,4 %), пищевой промышленности (21,1 %), электроэнергетики (10,3 %), промышленности стройматериалов (12,3 %), химической и нефтехимической (4,2 %), а также медицинской (3 %) промышленности.

По темпам развития лидируют акционерные общества «Рузхиммаш», «Сарансккабель», «Пивоваренная компания», «Мордовцемент», «Мясоперерабатывающий комплекс „Атя-шевский"», «Птицефабрика „Октябрьская"». Рост объемов промышленного производства за последние годы связан с динамичными инновационными процессами в реальном секторе экономики. Успешно реализуются задачи технического перевооружения предприятий «Лисма», «Рузхиммаш», «Сарансккабель», «Электровыпрямитель», «Ардатовский светотехнический завод» и др.

Одним из ведущих предприятий России по производству кабельной продукции является ОАО «Сарансккабель»3. Технология производства волоконно-оптического кабеля связана с техногенным воздействием на объекты окружающей природной среды, ухудшением общего экологического состояния. В требования, предъявляемые к технологическому процессу производства, входят рациональное природопользование и соблюдение природоохранного законодательства. Сегодня ОАО «Сарансккабель» — это одно из первых предприятий-производителей волоконно-оптического кабеля, которое внедрило систему экологического менеджмента и получило сертификат ГОСТ Р ИСО 14001-98.

Для ОАО «Сарансккабель» важен потребитель, о чем свидетельствует выпуск качественной продукции. Результаты исследования показали, что практически весь ассортимент кабеля производится по стандартам. Причем предприятие производит виды кабеля и осуществляет их доставку по заказам потребителя на выгодных условиях.

Важным разделом корпоративной социальной ответственности является забота о собственном персонале, которую можно проанализировать, например, через уровень заработной платы работников, условий и охраны их труда. По данным 2009 г., средняя заработная плата работников предприятия составляла 17 288 руб., за I квартал 2010 г. наблюдалось ее увеличение до 18 187 руб. Сравнивая эти показатели со среднереспубликанским уровнем начисленной заработной платы, можно сделать вывод об их превышении в 1,64 раза. Размер среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций по Мордовии за I квартал 2010 г. составлял 11 085,2 руб.4

Помимо заработной платы, превышающей среднереспубликанский уровень, ОАО «Сарансккабель» уделяет внимание охране и условиям труда работников. На предприятии осуществляются доплаты за вредные условия труда. Для каждого рабочего предназначена спецодежда, обновление которой осуществляется через каждые полгода. Для всех сотрудников выделено место для приема пищи со всем необходимым для этого оборудованием, есть душевые, предусмотрен бесплатный проезд до места работы на спецавтобусе.

Другим крупным предприятием, осуществляющим свою деятельность на территории республики, является ОАО «Электровыпрямитель» — производитель полупроводниковых приборов силовой электроники. На этом предприятии действует система менеджмента качества, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в системе ГОСТ Р применительно к разработке, производству и поставке элементов тиристоров, диодов, силовых полупроводниковых приборов, интегрированных силовых модулей, сборок и преобразователей на их основе.

ОАО «Электровыпрямитель» — одно из немногих предприятий Мордовии, которое сохранило социальную инфраструктуру: детский лагерь «Орленок», база отдыха «Сура», дом отдыха «Лесное озеро». В соответствии с коллективным договором работники ОАО «Электровыпрямитель», имеющие детей, обеспечиваются льготными путевками за 5—10 % стоимости. Для многодетных семей и семей, где есть дети-инвалиды, а также одиноких родителей путевки бесплатны. Особое внимание на ОАО «Электровыпрямитель» уделяется оздоровлению работников. На лыжной базе предприятия периодически проводятся физкультурно-массовые мероприятия, спартакиады, летние и зимние дни здоровья. В физкультурно-оздоровительном комплексе ОАО «Электровыпрямитель» действуют спортивный и тренажерный залы, комплекс с сауной и бассейном, секции по гимнастике. Лечение, консультации и медицинские обследования работники получают в МСЧ «Электровыпрямитель» и здравпунктах на территории завода. Периодически проводятся диспансеризация, ежегодные флюорографические обследования и вакцинация трудящихся. Предусмотрено их страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Нельзя не отметить деятельность ОАО «Электровыпрямитель» в сфере благотворительности: оно регулярно оказывает поддержку детским домам г. Саранска и республики. Предприятие до 35 % прибыли направляет на реализацию социальных программ.

Таким образом, свои социальные обязательства предприниматели Мордовии реализуют, с одной стороны, через процессы социально-экономического развития своих предприятий, обеспечивая достойные условия для наемных работников, с другой — через выполнение требований, которые им предъявляют государство и общество в виде уплаты налогов, развития социальной инфраструктуры территорий, благотворительных и прочих программ5.

Социальная защищенность сотрудников предприятий республики обеспечивается рядом программ и инициатив, направленных на создание и поддержание корпоративной культуры, уважение ценностей и идеалов предприятия. Существует программа социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно взятых предприятием обязательств. В такой социальный пакет могут входить обеспечение работников бесплатными или частично оплачиваемыми обедами, путевками в санатории и дома отдыха, абонементами в спортивные сооружения; содержание детей в детских учреждениях и др. В рамках корпоративной системы социальной защиты трудящихся часто встречаются такие социальные услуги и гарантии, как опережающая индексация заработной платы работников, оплата полисов добровольного медицинского страхования, предоставление гарантий негосударственного пенсионного обеспечения, предоставление социальных гарантий ветеранам труда и т. д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. 2006. № 9. С. 100—119.

2 См.: Маркова Е.В. К вопросу о социальной ответственности бизнеса // Власть. 2007. № 6. С. 55—62.

3 См.: Экологическая политика ОАО «Завод „Сарансккабель"». Политика в области качества. URL: http://www.saranskkabel.ru/otchet.php (дата обращения: 03.06.2010).

4 Электронный ресурс: база данных содержит сведения о Федеральной службе государственной статистики России, цифровые данные о социально-экономическом развитии России, публикациях, а также информации, публикуемой в соответствии со специальным стандартом распространения данных МВФ (ССРД МВФ), новости. М., [2010—]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 04.06.2010).

5 См.: Гусов А.З. Социальная активность бизнеса как фактор модернизации российской экономики // Экономические науки. 2008. № 4. С. 16—19.

Поступила 10.06.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная