О. А. Богатова, Е. И. Долгаева. Этнокультурная политика в регионе: интеграция институциональных факторов формирования межэтнических отношений

О. А. БОГАТОВА, Е. И. ДОЛГАЕВА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ1

 

БОГАТОВА Ольга Анатольевна, профессор кафедры социологии Мордовского государственного университета, доктор социологических наук.

ДОЛГАЕВА Евгения Ивановна, доцент кафедры социологии Мордовского государственного университета, кандидат социологических наук.

Ключевые слова: этничность, регион, этнические различия, институты, этнокультурная политика, мультикультурализм, общественные движения, финно-угорский мир

Key words: ethnicity, region, ethnic difference, institutions, ethno-cultural policy, multi-culturalism, public movements, Finno-Ugric world

Под национальной (этнокультурной) политикой в современном российском обществе понимается комплекс идеологий и практик, формируемых и осуществляемых государственными институтами или при их поддержке, для оптимизации межэтнических и межкультурных отношений, устранения или предотвращения межэтнических конфликтов и проблем. Этнокультурная политика в Республике Мордовия может рассматриваться как в основном соответствующая модели взаимодействия этнических групп, которая может быть названа мультикультурной моделью, а также моделью «равной интеграции», или «интегрированного многообразия».

Это явление в последнее время широко обсуждается в западной литературе и рассматривается либо как идеология и политика, либо как социальная технология. Как отмечают Л. М. Дробижева и И. М. Кузнецов, в России модель мультиэтнического общества, культурного плюрализма, при котором за народами в государстве признаются равные права на участие в жизни общенационального сообщества, закреплена законодательно в таких важнейших нормативно-правовых документах, как Конституция РФ и Концепция государственной национальной политики России2.

В качестве неотъемлемой составной части политики культурного плюрализма В. А. Тишков, как и ряд других представителей экспертного сообщества и политиков, рассматривает проект полиэтничной и поликультурной российской гражданской нации, предполагающий создание общероссийской гражданской идентичности и ставший частью официального политического дискурса с 90-х гг. XX в. В 2008 г. создано общественное движение «Общероссийский союз общественных объединений (ОСОО) „Российская нация"» с целью распространения и упрочения в обществе идеи политической и гражданской нации в России3.

Этнокультурная политика в регионах, включая в первую очередь республики в составе РФ, характеризуется значительным разнообразием и не во всем совпадает с официально декларируемой федеральным центром моделью. Так, Г. И. Макарова, сравнивая тенденции развития федеральной и региональной этнокультурной политики, отмечает, что «в то время как федеральный центр стремится к централизации управления процессами этнокультурного развития», регионы и, в частности власти Татарстана, «подчеркивают значимость дальнейшего проведения в стране политики признания и поддержки этнокультурного многообразия. Причем такого рода политика понимается в регионе как важнейшее условие интеграции полиэтнического и поликонфессионального населения страны»4.

В то же время анализ дискурсов политических и общественных деятелей, работников культуры и журналистов, ответственных за разработку и реализацию этнокультурной политики на уровне регионов, предпринятый в Татарстане на основе данных экспертного опроса, позволил Г. И. Макаровой и Е. А. Ходжаевой сделать вывод о том, что современная региональная этнокультурная политика формируется не на основе западного опыта мультикультурализма, вовсе не знакомом республиканской политической и культурной элите, а «на советских представлениях о природе таких феноменов, как этнос, национальная культура, государство и т. д.»5. Основными субъектами референции являются «государство и его этнические группы», рассматриваемые как коллективы, имеющие четкие групповые границы и осознанные интересы. Их позицию характеризует «стихийный примордиализм», выражающийся в понимании этничности «как некоей объективной данности», основанной на общем происхождении, культуре и психологии, а также в отождествлении этноса и нации как политической общности6.

Таким образом, мультикультурализм в постсоветской этнокультурной политике (как на федеральном, так и региональном уровне) часто редуцируется к хорошо известным и привычным советским установкам и практикам, характерным для политики «многонациональности» и направленным на интеграцию этнических групп при условии их равноправия и сохранения этнокультурного своеобразия. Принципиальное различие западной и советской моделей этнического плюрализма заключается в том, что отечественная модель нормализует и легитимирует территориализацию и огосударствление этничности, в том числе и на уровне республик. С другой стороны, в постсоветском варианте национальная политика в республиках также предполагает осознание этнокультурных различий и полиэтничности современного российского общества, тем самым препятствуя подмене общегражданской идентичности этнонациональной. Конкретные политические практики в рамках этой модели имеют интегративно-плюралистическое содержание, делая акцент на исторически сложившемся статусе республик как неотъемлемой и в то же время особенной части России.

В частности, Республика Мордовия демонстрирует, что акцентуация этнокультурного многообразия на уровне региональной политики может способствовать как поддержанию этнических различий, так и относительно гармоничной межэтнической интеграции. В целом модель этнокультурной политики, которая осуществляется в Мордовии, можно охарактеризовать как мультикультурную и интеграционист-скую, так как она позволяет использовать все позитивные аспекты интеграции в российское социальное, политическое и языковое пространство наряду с международным сотрудничеством и интеграцией в международное финно-угорское сообщество.

Символическое обозначение этнической специфики Мордовии, а также символическое повышение престижа мордовской этничности в этой модели этнокультурной политики достигаются в числе прочих средств постоянным напоминанием о российской макроидентичности и лояльности республики, которое реализуется, в частности, в ходе празднования различных событий и дат, связанных с интеграцией мордовского народа в состав Российского государства. Последним по хронологии событием из этого ряда является планируемое в 2012 г. празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства (Указ Президента РФ Д. А. Медведева от 11 января 2009 г. № 46). Согласно принятой в Мордовии официальной интерпретации, смысл этого документа заключается во включении мордовского народа в число государствообразующих народов России. Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин считает этот юбилей весьма важной датой: «Это мероприятие должно сыграть в пользу всего финно-угорского мира, на консолидацию наших народов. В советское время мы отмечали 500-летие добровольного вхождения Мордовии в состав России. Кто-то недавно отмечал 400-летие. Но в грядущий праздник закладывается совершенно иная идеология. Мы вместе создали это государство и теперь отвечаем за все его успехи и за то, что пока не получилось сделать»7. Основанием для такой интерпретации является различие в терминах «вхождение в состав» и «единение», поскольку последнее, с точки зрения республиканской элиты, характеризует двусторонний и паритетный характер процесса.

Этнокультурная политика, проводимая в республике совместными усилиями ряда республиканских министерств и ведомств (Госкомитет (с 2010 г. — Министерство) по национальной политике, Министерство культуры и подведомственные ему учреждения, Министерство печати и информации и республиканские СМИ, Министерство образования РМ, местные администрации и т. д.), исходит из концептуальной идеи полиэтнического и поликультурного регионального сообщества и необходимости поддержания этнокультурного разнообразия как ценности и условия сохранения межэтнического согласия в регионе. Вместе с тем в Мордовии подчеркиваются этнические функции республики, направленные на поддержку культуры титульного, мордовского, этноса. Концепцию республик как этнической государственности поддерживают политическая элита Мордовии и сотрудничающие с нею этноориентированные общественные организации.

Так, в интервью Председатель Совета Всероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия П. Н. Тултаев заметил: «Таким финно-угорским народам России, как удмурты, мордва, марийцы, коми, карелы, сохранить свой язык и культуру легче. У них есть республики, в которых Конституция отмечает, что эти языки являются государ-ственными»8. Концепция этнической государственности в Мордовии прослеживается на уровне публичных заявлений и массовых мероприятий. Составной частью этнокультурной политики республики является проведение, начиная с 90-х гг. ХХ в., съездов мордовского народа. Последний по времени проведения V съезд мордовского народа состоялся 28—31 октября 2009 г. В нем приняли участие 310 делегатов (из Мордовии — 158 чел., из других регионов — 152 чел.) и 160 наблюдателей и гостей из числа представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ, общественных организаций и деятелей культуры. Съезд прошел под девизом «Все мы — Россия: 1000 лет вместе» в соответствии с идеологией предстоящего юбилея, определившей до 2012 г. лозунги всех значимых общественных мероприятий республиканского масштаба. В то же время съезд был посвящен проблемам, связанным с этнокультурным развитием и статусом мордвы в России, а его тема формулировалась как «Консолидация мордвы России в условиях глобализации»9.

Создание условий для сохранения и развития языка и культуры титульной, мордовской, национальности, как и учет интересов других этнических групп, проживающих в республике, достижение межнационального согласия на основе социального партнерства, в 2000-е гг. стабильно относилось к числу приоритетов этнокультурной политики. Как отметил

Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин в Послании Государственному собранию РМ от 23 декабря 2004 г., «нам еще очень многое нужно сделать для того, чтобы выполнить возложенную страной на нашу республику миссию: сохранение и развитие культуры, языков, традиций мордвы как одного из народов великой России. Эта миссия возложена на нас с самого дня создания мордовской автономии. И выполняться она должна последовательно, без малейшего ущемления прав людей других национальностей, живущих в республике. Межнациональное согласие прочно там, где каждая национальная культура расцветает ярко, красочно, привлекая интерес и внимание представителей других культур, укрепляя этим дружбу и взаимопонимание»10.

Этническая специфика республики не просто декларируется, а постоянно производится при помощи новых культурных символов, «знаковых» мероприятий и изменения культурных кодов. К их числу относятся ежегодный фольклорный Республиканский фестиваль «Шумбрат, Мордовия!» (он проводится с 1997 г.), национальные семейные ансамбли «Сиянь суркс» (2008—2010), Международный фестиваль «Вейсэ джаз», ежегодная Всероссийская выставка-ярмарка художественных промыслов и ремесел финно-угорских народов, Международный этнокультурный фестиваль-экспедиция «Волга — река мира: диалог культур народов Поволжья» (он проводится с 2002 г. по инициативе Межрегионального общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и саратовской общественной организации «СОФУН»), Межрегиональный фестиваль высокой моды финно-угорского костюма «Масторава» (2009—2010), дни финно-угорских культур. 29 октября 2010 г. в г. Саранске прошел очередной концерт Межрегионального фольклорного фестиваля «Финно-угорский транзит: этническая феерия», в котором приняли участие фолк-группа «Морденс» (Мордовия) и гости из Марий Эл.

Значимыми событиями этнокультурной жизни республики стали международные фестивали: I Международный фестиваль культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!», состоявшийся в июле 2007 г., на открытии которого присутствовали Президент Российской Федерации В. В. Путин, Президент Финляндии Т. Халонен и премьер-министр Венгрии Ф. Дюрчань; Межрегиональный фестиваль хоровой музыки финно-угорских народов «Масторавань мора!» (2009); Международный фестиваль этнофутуристов «Артана»; XXIII Международная студенческая конференция финно-угроведов «IFUSCO» (2007); IX Международный конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эра-то — 2008» и т. д.

Как показывает опыт Мордовии, на республиканском уровне в постсоветской этнокультурной политике по-прежнему используются практические методы территориализации эт-ничности, например, формирование предписанных этнических статусов через пропаганду этничности и учет населения в соответствии с категорией национальности. П. Н. Тултаев отнес к приоритетам этнокультурной политики республики лингвистические (сохранение мордовских языков) и демографические (сохранение и восстановление численности мордовского этноса без деления на эрзю и мокшу), для чего предполагалось использовать институт Всероссийской переписи населения: «Очень часто люди просто не придавали значение вопросам переписи: ну, живу я в России, значит русский. Я знаю, что и в других финно-угорских регионах России есть подобные проблемы. Мы, мордва, хотим вернуть статус миллионного народа. Предпосылки для этого есть. ...От имени президиума Ассоциации финно-угорских народов мы обратились в Государственную Думу России, просили внести поправку в процесс проведения переписи. Опрашиваемый должен был национальность написать своей рукой, переписчик не имел право писать вместо него. Но. предположим, пожилая женщина плохо видит, плохо говорит по-русски, да и что-то написать уже не получается, то тогда как? Нас услышали. Внесены поправки. Теперь переписчик сам может написать национальность опраши-ваемого»11. В данном случае очевидна преемственность с советской национальной политикой в использовании переписей населения в качестве инструмента структурирования социального пространства региона, формирования этнической модели «видения и разделения» мира.

Средством реализации этнокультурной политики в республике является развернутая инфраструктура, создающая условия для воспроизводства культуры различных этнических групп в форме изучения мордовских языков в школах и вузах, книгоиздания, использования мордовских языков в СМИ, национально-культурных центров, фольклорных коллективов и фестивалей, а также некоммерческих и неправительственных организаций, тесно сотрудничающих с Министерством Республики Мордовия по национальной политике при всесторонней государственной поддержке, в том числе финансовой. По состоянию на конец 2009 г. в республике были зарегистрированы одиннадцать этнокультурных общественных объединений, в том числе Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. В республике функционирует также некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов». Общая сумма президентских грантов, выигранных общественными организациями Мордовии, на 2010 г. составила более 9,5 млн руб. (в 2009 г. — 6,4 млн руб.). Самый большой грант в размере 3 млн руб. выиграл Поволжский центр культур финно-угорских народов на развитие выпускаемой им «Финно-угорской газеты» и расширение сети корреспондентских пунктов газеты в регионах России12.

Наряду с Республикой Дагестан и Алтайским краем Мордовия является одним из трех пилотных регионов, в которых в рамках совместной программы Совета Европы, Европейской Комиссии и Министерства регионального развития РФ будет проходить конкурс проектов, направленных на развитие культур этнических и национальных меньшинств в России. На осуществление программы в пилотные регионы будут направлены 2 750 000 евро13.

К числу сфер социальной жизни, на которые распространяется этнизирующее воздействие официального дискурса, в Мордовии, безусловно, относятся практики создания и поддержания публичного образа республики через публикации в СМИ и массовые мероприятия, также широко освещаемые СМИ. К социальным институтам, поддерживающим у населения сознание принадлежности к специфическому в этническом отношении субъекту РФ, относится республиканская система образования, в которой с 2004 г. было введено преподавание мордовских языков во всех общеобразовательных школах как предмета или факультатива. Согласно статистическим данным, в дневных общеобразовательных школах республики в 2007/2008 учебном году на русском языке обучались 95,9 % школьников, мордовском — 3,7 % (мокша — 2,2 %, эрзя — 1,5 %), татарском — 0,4 %. Однако при этом 23,2 % школьников изучали мордовские языки как предмет14. Эта цифра ниже доли учеников мордовской национальности в составе учащихся, но все же близка к ней.

К уставным функциям Министерства Республики Мордовия по национальной политике относится помощь мордовским диаспорам в регионах России в удовлетворении их этнокультурных и образовательных потребностей. Эффективным способом такого сотрудничества является заключение соглашений между Правительством РМ и правительствами регионов компактного проживания мордвы, а также межведомственных соглашений с регионами о сотрудничестве в области культуры, образования, книгоиздательской деятельности, проведения выездных и межрегиональных фестивалей, выставок, этнокультурных и этнографических экспедиций. Кроме того, в Мордовии ведется работа с регионами с компактным проживанием мордовского народа для привлечения на учебу в вузы и учреждения среднего профессионального образования республики выпускников школ из разных субъектов РФ. Так, в 2010 г. в учреждения высшего профессионального образования республики поступили 690 чел. из 34 субъектов РФ, в том числе в Мордовский государственный университет — 464 чел., что на 119 чел. больше, чем в 2009 г.15

Для воспроизводства этнического и культурного многообразия служит и республиканская политика по отношению к СМИ. По состоянию на 2010 г. в республике при государственной поддержке издавались этнические издания, в которых были представлены материалы на мордовских (две газеты и четыре журнала), татарском (газета «Юл-даш») языках или информация о событиях и проблемах этнокультурного развития мордвы и других финно-угорских народов (российский еженедельник «Финно-угорская газета», победившая в конкурсе «СМИротворец — 2009»)16.

«Финно-угорская газета» выходит в г. Саранске с 2007 г., ее учредители — ООД «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» и Поволжский центр культур финно-угорских народов. Эта газета является главным средством массовой информации АФУН17 и реализует проект «Расширение информационного пространства финно-угорских народов».

С марта 2007 г. в республике ведет вещание на мордовских языках радиостанция «Вайгель» («Голос»), созданная по инициативе исполкома Межрегионального общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Госкомнаца РМ и Министерства печати и информации Мордовии. Она транслирует тематические программы, этническую музыку, информационные и развлекательные передачи, связанные с национальной культурой и мордовской историей. Республиканская гостелерадиокомпания «Мордовия» транслирует информационные и тематические программы на мордовских языках еще с советских времен. С 2007 г. в эфире телеканала «ТелеСеть Мордовии» выходят программы «Од пинге» («Новое время») и «Велесь течи» («Современное село»). Программа «Од пинге» состоит из образовательных передач «Говорим по-эрзянски» и «Говорим по-мокшански»18.

Частью этнокультурной политики Республики Мордовия является создание позитивного образа республики за ее пределами, т. е. это этнокультурный брендинг, для которого используются различные средства: от развития индустрии этнического туризма и проведения международных культурных мероприятий в республике до организации дней Мордовии в других субъектах РФ. О важности этой задачи неоднократно заявлял Н. И. Меркушкин: «Действенным фактором популяризации Мордовии способен стать туризм. <...> Сейчас нужно активно использовать удачно складывающиеся бренды Мордовии и Саранска, связанные с проведением в республике международных политических, культурных и спортивных мероприятий, с успехами мордовских спортсменов, с позицией Саранска, лидирующего по благоустройству среди городов России»19.

Одним из приоритетных направлений развития туризма в Мордовии стал этнический туризм, главными объектами которого являются музейный комплекс в с. Старая Териз-морга Старошайговского района, включающий экспозицию под открытым небом «Двор зажиточного крестьянина», и центр этнического туризма в с. Подлесная Тавла Кочку-ровского района, включающий выставку-продажу традиционной мордовской деревянной игрушки и музей основателя фолк-группы «Торама» В. И. Ромашкина. В документальном фильме «Саранск. Тайны междуречья», снятом в 2009 г. мордовскими кинематографистами при участии Мордовского государственного университета, можно увидеть также включенные в Золотое кольцо России Саранский Свято-Фео-доровский собор, Параскево-Вознесенский и Санаксарский Рождество-Богородичный монастыри, Старотеризморгский центр национальной культуры мордовского народа, Республиканский краеведческий музей, Республиканский музей всемирно известного скульптора С. Д. Эрьзи, Музей мордовской народной культуры, Музей валенка в с. Урусово Ардатовского района20.

Международный аспект этнокультурной политики в Мордовии заключается в пропаганде финно-угорской идентичности («повышении самосознания финно-угорских народов») внутри республики и за ее пределами, интеграции Мордовии в международное финно-угорское движение. Важную роль в создании механизмов конструктивного взаимодействия власти и институтов гражданского общества, сохранения и развития культуры финно-угорских народов играют Консультативный комитет финно-угорских народов, образованный на I Всемирном конгрессе финно-угорских народов в г. Сыктывкаре (декабрь 1992 г.), а также ООД «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» и Молодежная ассоциация финно-угорских народов.

С участием ассоциации в сентябре 2006 г. в г. Саранске был открыт Поволжский центр культур финно-угорских народов. По предложению Международного консультативного комитета финно-угорских народов с 30 ноября по 2 декабря 2006 г. в г. Саранске исполкомом ООД «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» совместно с Правительством РМ была организована и проведена I Международная конференция «Реализация решений IV Всемирного конгресса финно-угорских народов (2004 г. — г. Таллин)». 24—26 октября 2009 г. в Саранске состоялся IV съезд финно-угорских народов России, в котором приняли участие 144 делегата и 87 наблюдателей из 32-х регионов страны, а также полномочный представитель Президента РФ в ПФО Г. А. Рапота, заместитель министра регионального развития РФ М. А. Травников21. Съезд дал позитивную оценку деятельности исполкома Межрегионального общественного движения мордовского народа, органов государственной власти и общественных объединений Мордовии.

На IV съезде были внесены изменения в устав ООД «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», связанные с созданием совета — нового рабочего органа, на который возложена вся организационная работа. Его председателем избран министр культуры РМ П. Н. Тултаев. «Некоторые спрашивают, как я, чиновник, буду руководить общественной организацией. Я, прежде всего, мордвин. Чиновником я стал потом. Разве чиновник не должен болеть за свой народ, за свою культуру?»22.

Эта ассоциация стала одним из организаторов II Межрегионального форума «Финно-угорский этнокультурный проект: расширение границ», который состоялся 26—29 апреля 2010 г. в г. Йошкар-Оле, а также V Всероссийского фестиваля финно-угорской прессы с участием более 40 печатных СМИ и журналистских организаций из разных регионов России23 (23—24 сентября 2010 г., г. Саранск) и Международной финно-угорской конференции (октябрь 2010 г., г. Саранск), которая проводится между всемирными конгрессами финно-угорских народов.

Оценивая вклад Мордовии в международное финно-угорское движение в 2010 г., директор Поволжского центра культур финно-угорских народов, главный редактор «Финно-угорской газеты» Ю. А. Мишанин соглашается с тем, что центр международного финно-угорского движения перемещается в Саранск, где находится штаб-квартира Ассоциации финно-угорских народов, и видит достижение руководства и интеллигенции республики в установлении контроля над повесткой дня финно-угорского движения: «.Если раньше инициатива во многом исходила от Финляндии и Венгрии, то теперь она перешла к России. Об этом говорят очень многие факты — крупные международные форумы, конгресс финно-угорских народов, прошедший в Ханты-Мансийске, фестиваль „Шумбрат, Финно-Угрия", съезд финно-угорских народов России в Саранске и многое другое»24. Н. И. Меркушкин поднял вопрос о возможном перемещении штаб-квартиры Консультативного комитета Всемирного конгресса финно-угорских народов из Финляндии в Россию25.

Политический смысл этой поддержки финно-угорских общественных организаций со стороны республиканского и федерального руководства заключается в обеспечении артикуляции и пропаганды такого варианта финно-угорской идентичности, который является совместимым с общероссийской гражданской идентичностью и лояльным по отношению к российской государственности. Так, в феврале 2010 г., открывая заседание оргкомитета по подготовке и проведению празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, его руководитель, Председатель Правительства России В. В. Путин, заявил: «.Мордовский народ сделал исторический выбор — жить и развиваться в единой стране. Это позволило ему сохранить и свою самобытность и вместе с другими народами создавать наше общее государство. .Наша стратегическая цель — создать в России, и в частности в Республике Мордовия, все условия для развития и процветания финно-угорских языков, культуры, изучения ее богатого наследия, расширения дружеских контактов с родственными народами зарубежных стран»26.

Интеграционная сущность «финно-угорского проекта» в его российском варианте также постоянно подчеркивается в публичных заявлениях республиканских политиков и СМИ. Так, участвуя в Международной акции «Семь чудес финно-угорского мира», организованной Российским информационным центром финно-угорских народов, редакция газеты «Известия Мордовии», по предложению М. В. Мосина, председателя Ассоциации финно-угорских народов России, номинировала на конкурс Кафедральный собор Святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске27. В то же время популяризация финно-угорской идентичности, включающая пропаганду принадлежности к семье народов с уникальными и разнообразными культурными достижениями, рассматривается как дополнительный символический ресурс повышения социальной значимости и престижа мордовской этничности.

Таким образом, инкорпорируя подходы и практики, характерные для идеологии и политики мультикультура-лизма, в которой этнические общности наделяются особым статусом в качестве носителей определенной культуры, а принадлежность к ним опосредуется индивидуальным выбором, современная этнокультурная политика в Республике Мордовия, однако, сохраняет преемственность с советской моделью национальной политики, включая территориализа-цию этничности, закрепляемую в сознании населения республики посредством практик учета населения и пропаганды этнических различий, а также ориентацию на приоритетную поддержку культуры титульной, мордовской, этнической общности. Для реализации этих целей в республике служат разнообразные практики в области культурной, образовательной, информационной, межрегиональной и международной политики. Этнокультурная политика в республике, следовательно, интегрирует различные институциональные факторы и механизмы, формирующие этнические идентичности и воздействующие на состояние межэтнических отношений, позволяя эффективно контролировать их развитие.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Религиозность и этничность в Республике Мордовия» (грант РГНФ 09-03-23306 а/в).

2 См.: Дробижева Л.М., Кузнецов И.М. Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности // Мир России. 2000. № 4. С. 149.

3 См.: Зверева Г. Как «нас» теперь называть? Формулы коллективной самоидентификации в современной России // Вестн. обществ. мнения. 2009. № 1. С. 80.

4 Макарова Г.И. Многообразие интеграции: государственная федеральная и региональная этнокультурная политика // Регионология. 2010. № 1. С. 220.

5 Макарова Г., Ходжаева Е. Управление этнокультурными различиями «после империи» (по материалам интервью с экспертами в области культуры и этнокультурной политики в Республике Татарстан): введение к публикации // Ab Imperio. 2005. № 4. С. 177.

6 Там же. С. 186.

7 Цит. по: Дурдаева Т.В Мордовии завершился IV съезд финно-угорских народов России // Изв. Мордовии. 2009. 28 нояб. URL: http://www.izvmor.ru/ article_6111.html (дата обращения: 11.12.2009).

8 Цит. по: Миннигараева Е. Петр Тултаев: «Мы сильно раскиданы по матушке России!.. » // Финно-угорская газета. 2010. 9 авг. URL: http://www. library.saransk.ru/fu/fu_press13.php# (дата обращения: 10.11.2010).

9 См.: Состояние гражданского общества в Республике Мордовия в 2008—2010 годах: аналитический доклад / отв. ред. А. И. Сухарев; Общественная палата Республики Мордовия. С. 70.

10 Послание Главы Республики Мордовия Государственному собранию // За единую Россию. 2004. № 6. С. VIII.

11 Цит. по: Миннигараева Е. Петр Тултаев: «Мы сильно раскиданы по матушке России!.. » ...

12 См.: Поволжский центр культур финно-угорских народов получил рекордный для НКО Мордовии грант // Изв. Мордовии. 2009. 9 сент. URL: http://www.izvmor.ru/article_5975.html (дата обращения: 11.12.2009)

13 См.: Мишанина А. В Саранске прошел семинар, организованный Советом Европы // Изв. Мордовии. 2009. 2 нояб. URL: www.izvmor.ru/article_6472. html (дата обращения: 11.12.2009).

14 См.: Образование, наука и культура в Республике Мордовия за 2007 год: стат. сб. № 744. Саранск: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, 2008. С. 53.

15 См.: Студенты России выбирают Мордовию // Голос Мордовского университета. 2010. 1 окт. С. 2.

16 См.: «Финно-угорская газета» стала победителем конкурса «СМИротво-рец — 2009». URL: http://www.library.saransk.ru/fu/fu_news.php?subaction=-showfull&id=1259047219&archive=&cnshow=headlines&start_from=&ucat=3& (дата обращения: 11.12.2009).

17 У ассоциации есть свой сайт www.afunrf.ru. Он появился весной 2010 г.

18 См.: Мониторинг состояния межэтнических отношений в Республике Мордовия: доклад Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, 2008. С. 75.

19 Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2008. С. 52.

20 См.: Александрова А. За впечатлениями — в село! URL: http://www. library.saransk.ru/fu/fu_press13.php (дата обращения: 11.12.2009).

21 См.: Дурдаева Т. В Мордовии завершился IV съезд ...

22 Цит. по: Щанкина Р. П.Н. Тултаев, председатель АФУН РФ: «Уметь слушать и слышать друг друга». URL: http://www.library.saransk.ru/ fu/cutenews/show_news.php?subaction = showfull&id=1257925500&arc-hive=&cnshow=news&ucat=13%3E&start_from= (дата обращения: 11.12.2009).

23 См.: Мишанина А. В Саранске открылся V Всероссийский фестиваль финно-угорской прессы // Изв. Мордовии. 2010. 24 сент. URL: http://www. izvmor.ru/article_9760.html (дата обращения: 06.10.2010).

24 Цит. по: Зеткин С. Финно-угорский прорыв // Финно-угорская газета. 2010. 21 апр. URL: http://www.library.saransk.ru/fu/fu_press13.php# (дата обращения: 10.11.2010).

25 См.: Мишанина А. Николай Меркушкин: «Надо гордиться своей национальностью!» // Изв. Мордовии. 2010. 29 сент. URL: http://www.izvmor.ru/article_9794.html (дата обращения: 06.10.2010).

26 Цит. по: 1000 лет — вместе! // Финно-угорская газета. 2010. 24 февр. URL: http://www.library.saransk.ru/fu/fu_press13.php# (дата обращения: 10.11.2010).

27 См.: Спиридонова Е., Налетова Т. «Семь чудес финно-угорского мира» // Изв. Мордовии. 2010. 6 окт. URL: http://www.izvmor.ru/article_9895.htm (дата обращения: 06.10.2010).

Поступила 08.10.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная