Н. А. Шерикбаева. Виртуальная среда как ресурс идентичности для лиц с ограниченными возможностями

Н. А. ШЕРИКБАЕВА

ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕСУРС ИДЕНТИЧНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ШЕРИКБАЕВА Надежда Александровна, аспирант кафедры философии для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: информационные технологии, виртуальная среда, идентичность, социализация, самореализация, самоопределение, социальная интеграция

Key words: informative technologies, virtual environment, identity, socialisation, self-realisation, self-determination, social integration

Одна из важных особенностей современности — создание глобальной информационной инфраструктуры, потенциальными преимуществами которой являются более высокий уровень социальной интеграции, стимулирование развития демократических ценностей, сохранение и развитие культуры, создание дополнительных рабочих мест, установление баланса между нациями в экономическом и социальном прогрессе, более мягкая интеграция развивающихся стран в глобальную экономику. Концепция информационного общества связывается с концепцией устойчивого развития, предполагающей переход к таким формам производственной и социальной деятельности, которые сохраняют баланс в системе «человек — общество — природа»1. При этом информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социальные процессы в различных институтах социализации.

Однако вопросы информатизации общества недостаточно разработаны в науке, существует немало проблем, ждущих своего благодарного исследователя. Многочисленные научные разработки в области социальной философии, социологии, социальной работы отмечают устойчивую тенденцию к увеличению числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Сегодня информационные компьютерные и телекоммуникационные технологии, безусловно, являются наиболее приоритетными в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Социальная реабилитация включает в себя ряд мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление (формирование) социального статуса, утраченных связей и приобретения новых навыков, способствующих наиболее адекватно и комфортно чувствовать себя в окружающем мире.

Однако Интернет, уничтожая многие социальные барьеры, не снимает, а еще более остро ставит проблему идентичности. Необходимым условием существования в Сети является решение задачи самоопределения, поиска идентичности. «Отождествление себя с другим субъектом, группой, образцом — это механизм, с помощью которого индивид присваивает себе качества другого человека, преображает себя целиком или частично по его образцу»2. При этом социальная эффективность заключается в том, что новейшие информационные технологии позволяют «скрыть» многие физические недостатки инвалидов, что значительно облегчает их жизнь, а также дают возможность в каких-то областях деятельности вырваться вперед, что важно с точки зрения морально-этической и психологической стороны реабилитационного процесса3.

Это актуализирует проблему создания виртуальной среды как нового ресурса идентичности для лиц с ограниченными возможностями. В связи с этим нами проводилось исследование в Республике Мордовия, целью которого было выявление функциональной сущности, роли современных информационных технологий в процессе социальной реабилитации, а также информированности и отношения инвалидов к компьютерным технологиям в плане умения ими пользоваться и готовности их использовать в собственной реабилитации.

Процесс реабилитации лиц с ограниченными возможностями является одной из сложных социальных задач, особенно в сельской местности. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, существуют определенные трудности, связанные с качеством получаемого инвалидом среднего образования, возможностью получения среднего специального и высшего образования, а также переподготовкой и повышением квалификации. Во-вторых, в плане общения инвалид в сельской местности ограничен, как правило, территорией своего села, а часто и двора или дома, хотя то же самое можно сказать и об инвалидах, проживающих в городской местности. Но психологически городской инвалид все же чувствует себя, со слов респондентов, более «масштабной фигурой», и эта масштабность выражена возможностью ре-ализовывать большее количество коммуникаций. С другой стороны, инвалиды в сельской местности менее агрессивны и замкнуты. В ходе исследования они легко и охотно шли на контакт, не обращая внимания на то, что интервьюер иногда называл их инвалидом. На наш взгляд, это было связано с тем, что опрашиваемые не придавали большого значения своей инвалидности. Кроме того, в селе и городе существуют значительные сложности в трудоустройстве инвалидов, связанные с нежеланием руководителей принимать в учреждение лиц с ограниченными возможностями.

На наш взгляд, эти и другие недостатки реабилитационного процесса лиц с ограниченными возможностями могут быть преодолены при использовании современных компьютерно-коммуникационных и информационных технологий.

Для выяснения возможности и готовности инвалидов применять в своей реабилитации информационные технологии нами в 2005—2007 гг. было проведено анкетирование лиц с ограниченными возможностями в с. Кочкурово Кочкуровского района Республики Мордовия, Октябрьском и Пролетарском районах г. Саранска.

Это были люди в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие I, II и III группы инвалидности. Объем выборочной совокупности составил 412 чел. Выбор этой возрастной группы не был случаен: индивиды именно этой возрастной группы наиболее активны, относительно легко приспосабливаются к современным условиям жизнедеятельности; этот возраст является основным источником трудовых ресурсов; в более старшем возрасте трудно освоить компьютерные технологии, так как человек, имеющий ограничения жизнедеятельности в течение многих лет, как правило, не желает осваивать что-то новое и, в определенном смысле, он уже смирился с положением, в котором находится. Также инвалидам более старшего возраста труднее преодолеть стереотипы прежнего индустриального общества и принять мировоззренческие установки нового, быстро меняющегося информационного общества.

В высших учебных заведениях учатся 27,7 % опрошенных, высшее образование имеют 23,04 %, среднее профессиональное образование — 29,1 %. В то же время 70,4 % заняты профессиональной деятельностью, но доля интеллектуального труда составляет 30,1 %, тогда как у 42,5 % работа связана с физическим трудом и сферой обслуживания, 17,1 % не работают. Эти данные показывают, что интеллектуальный потенциал инвалидов используется крайне низко.

На вопрос «Знаете ли Вы, что такое компьютер и Интернет?» утвердительно ответили 82,4 %, причем опыт работы на компьютере имеют 71,6 %, из которых 9,2 % находятся на уровне уверенного пользователя и 34,2 % — на уровне пользователя. С информационными технологиями знакомы 63,4 % респондентов. В основном это технологии обработки данных, удаленного доступа и мультимедиа. Опыт работы в Интернете имеют 47,4 % опрошенных инвалидов, а доступ к нему — 42,9 %. В большинстве своем к ним относятся студенты высших учебных заведений и техникумов. Хотели бы приобрести компьютер 42,7 % респондентов, а почти 31 % его уже имеет. На вопрос «Для каких целей Вам нужен компьютер?» 57,3 % ответили, что он необходим для учебы и работы; 77,6 % опрошенных считают, что Интернет и компьютерные технологии могут облегчить получение образования, а для 74,3 % они могут увеличить возможность трудоустройства.

В процессе профессиональной реабилитации 60,6 % респондентов готовы выполнять работу на рабочем месте, 36,2 % — делать ту же работу дома за компьютером. На наш взгляд, это связано с тем, что все-таки большинство инвалидов боится испытать дефицит общения. На вопрос «Что бы Вы предпочли и почему?» 71,3 % ответили, что выбрали бы работу, которая связана с компьютером, даже если она требовала бы обучения или переобучения, а 28,7 % предпочли бы работу, которая связана с физическим трудом.

Так как большая часть опрашиваемых (68,1 %) знакома с Интернетом, то ей известны технологии дистанционного образования. Не исключается также возможность использования (скачивания) различного рода информации, например, текстов печатных изданий, отсутствующих в каталогах библиотек. На вопрос о возможностях использования Интернета в совершении покупок и оплаты различных платежей положительно ответили лишь 18,2 % респондентов. Вероятно, это объясняется не только незнанием таких технологий, но и тем, что они в республике, да и в России, не до конца отработаны. Кроме того, было отмечено, что при покупке необходимо «пощупать» товар, а Интернет исключает эту возможность.

Таким образом, результаты исследования показали, что большая часть инвалидов данной возрастной категории владеет информационно-компьютерными технологиями и готова их использовать в своей реабилитации. Однако уровень владения компьютером и информированности сельских инвалидов о возможности использования компьютерных технологий в реабилитационном процессе низок. Деревня, как всегда, остается в арьергарде применения современных достижений цивилизации. Хотя именно передовые компьютерные технологии могли бы в полной мере быть использованы в реабилитации лиц с ограниченными возможностями на селе, являясь весомым дополнением к существующим традиционным, «механическим» средствам реабилитации, а в некоторых случаях — полноценной и более эффективной их заменой.

В Республике Мордовия есть необходимый интеллектуальный потенциал для использования модели реабилитации инвалидов, связанной с применением информационно-компьютерных технологий в образовании и профессиональной сфере.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

2 Шукшина Л.В. Экзистенциальная ценность социальных иллюзий: ав-тореф. дисс. ... д-ра филос. наук. Саранск, 2010. С. 30.

3 См.: За компьютером — инвалид. URL: http://fenomen.go.kg (дата обращения: 20.02.2010).

Поступила 14.12.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная