Е. В. Головацкий. Специфика использования в политических проектах и нововведениях социального моделирования

E. В. ГОЛОВАЦКИЙ

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ И НОВОВВЕДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

ГОЛОВАЦКИЙ Евгений Васильевич, доцент кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета, кандидат социологических наук.

Ключевые слова: социальное моделирование, нововведения, ресурсы

Key words: social simulation, innovations, resources

Рассматривается социальное моделирование в качестве концептуального метода изучения социально-политического взаимодействия. Описаны структура и содержание элементов социальной модели, роль моделирования в изучении нововведений и ресурсного оснащения инновационных процессов.

The paper considers social simulation as a conceptual method of studying socio-political interaction. The structure and content of the elements of the social model are described, as well as simulation in the study of innovations and resource equipment of innovative processes.

Активизация спроса на построение прогнозных моделей, помимо популяризации методов компьютерного моделирования, связана с наличием у общества сформированных и относительно четких представлений о вариативности развития социально-политических процессов. Политические и общественные организации готовы соизмерять и рассчитывать свои ресурсы в соответствии с содержанием моделируемых явлений и ситуаций, например ограничивать или активизировать участие в инновационных процессах, «делать запасы» актуальных ресурсов, осуществлять трансферты инноваций. Моделирование освоено во многих сферах общественной жизни, наработан значительный исследовательский материал, построены реляционные базы данных для социальных моделей, конструируются прогнозные и проектные модели развития общества1.

Существенным условием успешности социального моделирования является гибкость технологии построения и апробирования рабочих моделей. Гибкость в нашем понимании — наличие способности элементов модели переключаться на новые виды деятельности и возможность выбора внешних ресурсов по отношению к модели, «ресурсов прочности», заложенных в процессе построения модели. Главное абстрактное достоинство модели — возможность не осуществлять выбор (что, по сути, оставляет за исследователем право использовать множество вариантов выборов), т. е. действовать неопосредованно, в максимальной степени свободно от объективных условий социальной системы.

Применительно к эмпирическому уровню модели необходимо иметь определенное решение. Согласно социоинже-нерным подходам, развиваемым в социологии управления и организации, стороны, принимающие решения, должны предлагать не менее двух «исходов», т. е. способов решения ситуации, обеспечивать вариативность ее развития. Выделяют различные виды моделей, в частности модели социальных изменений, жизненного цикла, волновые и циклические, модели транзитивных и инновационных процессов, уменьшенные (эксплицированные), формальные (математические), компьютерные, игровые, а также модели, создаваемые в виртуальном пространстве.

Следует отметить, что в последнее 50-летие в социологической науке математическое и компьютерное моделирование становятся неотъемлемой частью моделирования. Формальные модели позволяют получать более точные оценки результатов социологических измерений и использовать модели с большим (практически бесконечным) количеством переменных и наблюдений. Социологи применяют пакеты прикладных программ для анализа качественной и количественной социологической информации. Среди наиболее распространенных в России электронных пакетов можно назвать: «SPSS»2, «STATISTICA»3, «Systat», «ДА-система» и др. Программы позволяют проводить множественный математический анализ и работу с эмпирической информацией различной сложности и соотношением количественных и качественных индикаторов (единиц) измерения. Среди сложных динамических моделей анализа социальных систем пакеты прикладных программ поддерживают моделирование с помощью нейронных сетей (разработано и поддерживается в версиях пакетов «SPSS» и «STATISTICA»).

Электронные статистические программы существенно помогают ученым: снижают время пилотажа инструментария (подготовка измерительных процедур перед построением модели); позволяют использовать сравнительные результаты различных исследований (сведение значения электронных словарей и объединение переменных, а также самих эмпирических данных); экономят время на этапе анализа и отображения результатов. Современные электронные стат-пакеты имеют доступ измерительного модуля в Интернет, электронный ресурс поддерживает несколько форматов сохранения и конвертации данных. Обработанные в программах результаты исследований оснащают/визуализируют социальную модель, в том числе в режиме «живой карты», социального картографирования (в ряде зарубежных источников используется понятие «картирование») или «on-line».

В качестве вспомогательных инструментов участники моделирования обращают внимание на проективные методы, сопровождающие построение социальных моделей. Социологи могут использовать, например, эвристические методы, «брейн-шторминг»: в предпрогнозной фазе, при анализе ситуаций, для решения вспомогательных задач, уточнения отбора специалистов, анализа работы адхократических4 коллективов и т. д.

К числу типичных процессов социального моделирования относятся объект исследования, субъект(ы) исследования, модель субъектно-объектных отношений, другие возможные модели. В настоящее время можно учитывать базы «старых» моделей, которые уже осваивались в 1990-х — начале 2000-х гг. Современные лидеры и политические организации прибегают к имитации или частичному заимствованию советских политических приемов. Создаются комбинированные конструкции, когда мобилизационные политические практики сочетаются с виртуальными технологиями политического участия и т. п. Перед построением модели учитываются возможности ресурсного оснащения моделирования нововведений.

В первую очередь производится сбор первичной информации об оригинальном объекте. Особенностью подготовительного этапа является невозможность полностью описать содержание моделируемой ситуации, объективно она не может быть охвачена, измерена и охарактеризована в целом. Социальная модель на этапе конструирования имитирует значимые свойства оригинального объекта. Гносеологическая сложность описания и соотнесения свойств этой модели и действительного состояния общества, невозможность полного замещения свойств общества свойствами социальной модели делают процесс корректировки эквивалентной модели протяженным и требующим не столько конечного результата, сколько постоянного процесса освоения нового в транзитивных условиях.

Мы признаем, что телеоцентричность необходима для реализации социальных и политических проектов. Без этого свойства проект теряет целевую ориентированность и управляемость. Построение социальной модели неоднообразно. Использование необходимых ресурсов позволяет описать определенные стороны оригинального объекта, ряд свойств и состояний останутся невключенными в социальную модель. Реализуемые инновационные проекты имеют слабые места, неучтенные свойства или рассматриваемые однобоко, например только в количественном аспекте либо только в качественных оценках, но без учета динамики и масштаба взаимодействующих сторон. Следовательно, для исследуемой/моделируемой ситуации возможно создание более чем одной модели, которые смогут подчеркнуть характерные социальные признаки и свойства, специфику и детализацию процессов взаимодействия.

Социальная модель начинает свое абстрактное функционирование, запускаются система освоения последовательных этапов (как и в случае с освоением нововведения), проверка релевантности параметров модели. Происходит моделирование без переноса на реальные объекты. Можно подкорректировать параметры, например продлить или сократить время этапов моделирования, пригласить специалистов для измерения оптимальных параметров, проведения экспериментов и т. п. Модель обладает циклическими свойствами, и это позволяет проводить корректировку социальных технологий, приемов и методов, которые используют создатели социальных моделей.

При повторной отработке модели исследователи с каждым этапом получают новые уточненные данные о моделировании, согласно закону средних значений уравновешиваются исходы социальных экспериментов, если только «модераторы проектов» не ставят задачу построения моделей, ориентированных на крайние или полярные параметры (наподобие моделей выживания в медицине или моделей с «условиями, максимально приближенными к боевым», как у военных).

Если на первых этапах моделирования обнаруживаются недостатки, то при оптимальном распределении этапов, методов и ресурсов с каждым последующим построением количество ошибок и казусов стремится к нулю. Могут строиться, например, параллельные модели, модели с усложненными параметрами, «учебные» для отработки этапов или технологий, привлекаются новые или другие категории населения, территории, ресурсы.

На этапе сравнительного моделирования исследователи, согласно правилам интерпретации и операционализации данных, осуществляют сравнение параметров, перенос и совмещение языково-символьной системы социальной модели и оригинала. При переносе параметров модели и самой реальной системы выдерживается правило описания и интерпретации совпадающих и уникальных, оригинальных свойств той и другой. Свойства модели, не отражающиеся в реальной системе, также важны для исследователей и требуют обобщения и систематизации.

Завершающим этапом построения социальной модели является протяженный процесс трансформации или корректировки социальной реальности, преобразования и управления обществом. В теоретическом плане строится обобщенная теория на основании новых данных о свойствах исследуемого объекта, появляются новые знания. На практике социальная реальность получает еще один новый оттенок, новое направление развития.

Для построения социальной модели нововведений мы выделяем ряд основных условий: время нововведений, историческое время, наличие социальных ресурсов, образовательный уровень общества, наличие/отсутствие ресурсов развития (внешних или внутренних) территории, социально ориентированные коммуникации и культуру общества (включая политическую). Количество и качество совместных решений в условиях нововведений анализируется по методу декомпозиции. Исходные или промежуточные выборы в сочетании с общей канвой раскладываются на элементы с различным качеством связей и функций (внешних и внутренних, служебных и «частных»). Участники моделирования могут использовать значительный методологический набор, включающий методики принятия коллективного решения. К ним относятся «консенсусные», «дискурсные», «диалектические», «директивные», «коллективистские» (в рамках партисипативной организационной структуры), Дельфи-метод.

Модели инновационных процессов являются одними из наиболее сложных управляемых исследовательских практик с точки зрения прогнозирования социально-политического взаимодействия, а также изучения методов и последствий реализации нововведений. Инновационная деятельность часто рассматривается в сочетании с диффузными эффектами от реализации нововведений. Даже несистемные признаки, уникальные и неуправляемые примеры развития инновационных процессов демонстрируют различные диффузные признаки. Исследователи социальных моделей не всегда способны однозначно идентифицировать диффузные эффекты и описывать их социальную значимость. В моделях инновационных процессов преимуществом можно считать возможность замерять скорость распространения нововведений на различных этапах. Имитационные возможности социального моделирования используются в изучении последствий освоения политических новшеств.

Освоение нововведений, качественные изменения в моделях можно анализировать, подвергнув формализации свойства и результаты, используя лишь общие признаки, итоговые результаты. Можно также применять детальное моделирование, подробно разбирая этапы, процедуры, методы и техники. Накопление результатов социального моделирования, по сути, создает самостоятельную базу исследований.

С применением математических методов моделирования связаны современные исследования долгосрочных моделей на продолжительную перспективу (в социологии это мир-система И. Валлерстайна)5, протяженные демографические жизненные циклы, а также построение моделей исторического развития «клиодинамики».

Социальное моделирование используется во всех сферах современного общества и большинстве социальных систем. Стратегическое моделирование позволяет «прокачать» развитие глобальных социально-экономических и политических процессов, прогнозы вооруженных конфликтов, ожиданий и последствий природных катаклизмов и т. п. Микромоделирование адаптирует, сглаживает включение индивидов и групп в новые условия, например процессы локальных нововведений. Можно предположить создание модели для сопровождения социальных технологий в обществе практически любой сложности и плотности внутренних и внешних связей.

Социологическое сопровождение с использованием методов математического моделирования возможно в том числе в виде трендов во временном лаге и пространственном рассеянии. Такой подход позволит обеспечить результативность построения и апробации результатов социального моделирования, создаст возможности экстраполяции результатов/ данных модели на реальный объект и позволит корректировать новые варианты развития качества и признаков исследуемой системы.

Модели, описывающие нововведения, включают в рассчитываемые параметры ресурсное оснащение социальными, материальными, политическими, административными и другими запасами. Процесс моделирования вынужденно связан с аккумулированием субъектами необходимых средств, эти ресурсы помогают в подготовке нововведений, оснащают инновационные процессы, способны сымитировать недостатки или расходование заложенных средств. Непосредственно в процессах освоения нововведений в структуре модели учитываются оптимальные формы и объемы использования ресурсов. В связи с существованием не реальной, а моделируемой ситуации исследователи закладывают в диагностические процедуры возможности восстановления (пополнения) социальных ресурсов.

При помощи социального моделирования увеличиваются объемы и активизируются возможности ресурсного обеспечения (поиск ресурсов, пополнение, мобилизация и т. п.), которыми располагают индивидуальные участники нововведений, группы и организации для достижения конкретных результатов. В частности, личные заслуги или возможности в качестве индивидуально-личностных ресурсов могут превышать количественные эффекты или, например, продолжительность массовидных социальных процессов. Моделирование в практической деятельности объединяет анализ не только очевидных ресурсов и возможностей рациональных и практически выполняемых, но и иррациональных практик, латентных возможностей и пр., например практики эффективного и рационального охвата пространства, использования времени.

Анализируя соотношение моделируемой и реальной социальной системы (или ее части), исследователи способны изучать идентичность и практическую наполненность этапов, персональные или групповые зоны успешности участников взаимодействия, «мертвые», не охваченные, например, ресурсами зоны. Объектами наблюдения могут становиться региональные политические процессы, личные истории участников взаимодействия, профессиональные, бытовые, жизненные ситуации (сопровождение карьеры, «персональные технологии»), специфика межличностных отношений (на стыке психологии, социоинженерии и транзитивной социологии). Точность сравнения повышается в зависимости от возможности охватить большую исследуемую совокупность. В подобного рода сравнениях для исследователей и участников социально-политического взаимодействия важно наличие обратной связи и независимых друг от друга источников наблюдения (измерения, сравнения информации). Возможность повторять циклы моделирования обеспечивает формирование свойств «обучаемой» модели, способной учитывать множество ситуаций, условий и переменных. Исследователи могут использовать базы данных, опыт и ошибки предыдущих измерений, накапливать полезные сведения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М.: Изд-во РАН, 1995. 246 с.

2 См.: Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. 608 с.

3 См.: Боровиков В.П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. 2-е изд. М.: КомпьютерПресс, 2001. 301 с.

4 См.: Полякова Н.Л. XX век в социологических теориях общества. М.: Изд-во «Логос», 2004. С. 291—292.

5 См.: Валлерстайн И. Миросистемный анализ // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Новосибирск, 1998. Вып. 1. С. 105—123.

Ye. V. Golovatsky. Specifics of Using Social Simulation in Political Projects and Innovations

The interest in social simulation is associated with the presence of clear ideas in the society about the variability of socio-political processes. The success of social simulation is conditioned by flexibility of the technique of making and testing working models.

Different kinds of models are singled out: the wave and cyclic ones, models of transitive and innovation processes, formal, computer, game models, those created in the virtual space, and other ones. Formal models allow providing more accurate estimates of the results of sociological measurements and using models with a large number of variables and observations. The author allocates the basis for formation of resource sharing in a social model, describes the development stages of the innovations model, and examines the structure and content of the required elements of a social model.

Models of innovation processes allow measuring the speed of spread of innovations at various stages. Social simulation capabilities are used to study the aftereffects of political innovations. The models describing innovations include resource equipping with social, material, political, administrative and other reserves. The resources are useful in developing innovations: they equip innovative processes; they can simulate shortage or expenditure of the built funds, and possibilities of resource provision.

The capability to repeat cycles of simulation contributes to the formation of properties of an «educable» model able to take into account many situations, conditions and variables. Analyzing the correlation between the simulated and the real social system (or a part of it) researchers are able to study the identity and practical filling of the stages.

GOLOVATSKY Yevgeny Vasilievich, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation).

Поступила 20.02.2014.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная