А. М. Гудов. Финансовое обеспечение и приоритеты инновационно-ориентированного совершенствования инвестиционного процесса

А. М. ГУДОВ

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

ГУДОВ Андрей Михайлович, аспирант кафедры менеджмента Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: инвестиции, финансы, государство, регулирование, инновации, развитие, регион

Key words: investment, finance, state, regulation, innovation, development, region

Проведен анализ финансового обеспечения инвестиционной деятельности в Республике Мордовия в рамках основных показателей ее осуществления, выделены причины, выступающие в роли факторов сдерживания его инновационно-ориентированного совершенствования с обозначением приоритетных направлений решения обозначенной проблемы.

The paper presents the analysis of the financial support of the investment activity in the Republic of Mordovia within the framework of the main indicators of its implementation; it singles out the causes serving as factors deterring its innovation-oriented improvement and designates the priority directions to solve the given problem.

Устойчивое развитие экономической системы невозможно без создания благоприятного инвестиционного климата. При этом использование и расширение возможности эффективного государственного регулирования инвестиционных процессов для определения необходимого и достаточного состава потенциальных инвесторов, а следовательно оптимального финансового обеспечения выступает в качестве одного из принципиальных факторов достижения динамичного развития.

В качестве основных направлений государственного регулирования инвестиционных процессов, наиболее актуализированных на региональном уровне, можно выделить, во-первых, разработку нормативных актов и методических рекомендаций по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе и защите интересов инвесторов; во-вторых, подготовку документов, регламентирующих взаимоотношения администрации региона и предприятий, привлекающих средства коммерческих банков, по гарантии регионального бюджета; в-третьих, предоставление налоговых льгот; в-четвертых, осуществление субсидирования процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями на реализацию инвестиционных проектов; в-пятых, создание особых экономических зон и технопарков, а также реализацию мероприятий по снижению административных барьеров; в-шестых, разработку информационного обеспечения для потенциальных инвесторов и инфраструктурное обустройство территорий1.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о позитивных тенденциях в инвестиционном процессе региона, однако устойчивость их динамики имеет основу для предметного анализа. В частности, если в период 2011—2012 гг. объем инвестиций в нефинансовые активы в сравнении с 2010 г. возрос соответственно на 25,8 и 38,2 %, то в 2013 г. наблюдается его снижение до уровня 21,7 %. Аналогичная картина, но в иных количественных параметрах сложилась и в отношении динамики объема инвестиций в основной капитал, а также в отношении иностранных инвестиций в рассматриваемом контексте, особенно в части прямых инвестиций. В целом приведенные данные свидетельствуют о нестабильности протекающих в Мордовии инвестиционных процессов и позволяют сделать вывод о том, что проводимых мероприятий недостаточно для успешной реализации стратегии ее социально-экономического развития.

В результате предметного анализа сложившейся тенденции с привлечением инвестиций в основной капитал можно выделить две основные причины, первая из которых заключается в снижении доли государства в общем объеме финансирования инвестиций (табл. 2).

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Представленные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что роль государства в распределении инвестиций в период 2010—2011 гг. возрастала, а с 2012 г. стала наблюдаться обратная тенденция: снижение государственного финансирования на фоне позитивной динамики с использованием собственных средств на финансирование инвестиций и отчетливо выраженным вектором уменьшения удельного веса кредитов банков.

Вторая причина связана с тем, что привлекаемые инвестиции не ориентированы на модернизацию экономики и инновационное развитие, а это предопределяет ситуацию усиления зависимости от импорта товаров и технологий. По оценкам специалистов, доля России на международном рынке наукоемкой продукции не превышает 1 % (доля США составляет более 20 %, Японии — 14 %, Германии — 10 %), а структура инвестиций в нефинансовые активы за 2011 г. состоит на 98,3 % из финансирования инвестиций в основной капитал, который не имеет инновационной направленности, и только 0,4 % инвестиций идет на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы4.

В Мордовии эти показатели варьируются соответственно в интервале от 97,8 до 98,7 % и от 0,4 до 1,3 %5. Объективная логика изучения позволяет заключить, что решение указанной проблемы возможно только с помощью вмешательства в данный процесс государства путем стимулирования и разработки современных подходов для достижения инновационного характера развития хозяйствующих субъектов национальной экономики.

Для республики, как и для многих других субъектов Российской Федерации, эта проблема является актуальной, хотя в регионе предпринимаются значительные усилия и реализуются масштабные инновационные мероприятия в форме целого ряда перспективных проектов республиканского, российского и международного уровней. В частности, в регионе реализуются перспективные высокотехнологичные инвестиционные проекты в самых различных отраслях экономики: «Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Мордовия» и «Строительство регионального наноцентра» (АУ «Технопарк-Мордовия»), «Создание оптического волокна специального назначения» (АУ «Технопарк-Мордовия» и НЦВО РАН), «Создание производства литий-ионных аккумуляторов нового поколения для различных отраслей народного хозяйства» (совместное предприятие с компанией «WeihaiTSETechnology», Китай, и ЗАО «ЭлТех», Санкт-Петербург), «Организация производства высокоэффективных светодиодов на основе нанотехноло-гий» (ОАО «Электровыпрямитель»), развитие производства ООО «Сарансккабель», «Строительство нового отделения помола цемента на Старо-Алексеевском цементном заводе» и «Производство архитектурного флоат-стекла» (ОАО «Мор-довцемент»), «Реконструкция сахарного завода по увеличению мощности переработки сахарной свеклы до 8 500 т в сутки» (ООО «Ромодановосахар»), «Расширение производства мяса бройлеров» (ОАО «Агрофирма "Октябрьская"») и Однако обеспечение условий более интенсивного перехода экономики на высокотехнологичный путь развития требует задействования новых механизмов регулирования и стимулирования процессов разработки и освоения инноваций путем переориентации инвестиций. При этом конечными результатами реализации этих мероприятий должны стать создание условий и формирование высокоэффективного социально-экономического комплекса региона, восприимчивого к инновациям, позволяющего производить конкурентоспособные товары, работы и услуги.

Достижение указанных целевых ориентиров предопределяет необходимость повышения уровня оперативности, профессионализма и эффективности работы. Это предполагает последовательное совершенствование нормативно-правовой базы по стимулированию инновационной деятельности, разработку и внедрение наукоемких ресурсосберегающих технологий; создание системы стимулирования инноваций в социально-экономической сфере, учитывающей различные меры государственной поддержки; обеспечение содействия дальнейшему развитию инновационной инфраструктуры (технопарков, научно-производственных, образовательных центров и др.) и малого инновационного бизнеса; обеспечение экспертизы вновь разрабатываемых и сопровождения одобренных инновационных проектов, получивших государственную поддержку в соответствии с законом Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. № 6-З (ред. от 30 января 2013 г.) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия»; разработку перспективных программ инновационного развития отдельных секторов экономики и социальной сферы, в том числе туризма, развития рекреационных зон для приема туристов и спортивно-досуговых целей; содействие процессу расширения и повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала региона; оказание организационной и финансовой поддержки процессам создания в регионе транспортных коридоров промышленно-обслужива-ющих кластеров, выпускающих инновационную продукцию; дальнейшее совершенствование зональной специализации сельскохозяйственного производства и развитие перерабатывающих мощностей; реализацию целенаправленной кадровой политики в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров инновационной сферы; обеспечение перехода к образованию по стандартам, отвечающим требованиям современной инновационной экономики; последовательное совершенствование информационно-пропагандистской работы, обеспечивающей общественное признание научных разработок и внедрение инновационных решений в различных сферах жизнедеятельности7.

Реализация приведенного перечня задач, по нашему мнению, позволит значительно увеличить вклад инновационного комплекса в повышение эффективности функционирования социально-экономической сферы региона и обеспечит повышение статуса его технологического позиционирования на российском и международном уровне.

Вместе с тем, как свидетельствуют характер и уровень динамики реальных процессов в области инновационного развития экономики, переход отечественного, прежде всего производственного, сектора на новый технологический уровень развития следует характеризовать как недостаточно интенсивный и несоответствующий требованиям мировых стандартов и практического опыта. Это обстоятельство указывает на то, что требуются новые принципы и подходы к повышению устойчивости функционирования систем хозяйствования разного уровня организации, отсюда вытекает необходимость дальнейшего научного осмысления этой проблемы. Важным фактором обеспечения нового состояния отечественной экономики выступает необходимость дальнейшего совершенствования форм и методов государственного регулирования инвестиционных процессов на федеральном, региональном и местном уровнях8. При этом государство должно рационально строить свою инвестиционную политику, выступая одновременно в качестве координатора, гаранта и соинвестора инновационной модернизации экономики, обеспечивая его адекватное финансовое сопровождение в рамках оптимизации структуры источников финансирования, гарантируя и контролируя рациональное и экономное расходование применяемых при этом ресурсов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Абрамова Е.А. Совершенствование механизмов инвестирования инновационной деятельности в регионе (на примере Владимирской области) // Экон. анализ: теория и практика. 2012. № 33. С. 36—43.

2 См.: Данные ООО «Корпорация развития Республики Мордовия». URL: http://investrm.ru (дата обращения: 11.05.2014).

3 Там же.

4 См.: Россия в цифрах 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012. 576 с.

5 Данные ООО «Корпорация развития Республики Мордовия».

6 См.: Аналитическая информация отдела инвестиционной политики Министерства экономики Республики Мордовия. URL: http://mineco.e-mordovia.ru (дата обращения: 14.05.2014).

7 См.: Абрамова Е.А. Совершенствование механизмов инвестирования инновационной деятельности .

8 Там же.

Поступила 16.06.2014.

A. M. Gudov. Financial Provision and Priorities of the Innovation-Oriented Improvement of the Investment Process

The paper presents an analysis of the investment activity and financial provision in a region, which allowed to conclude that the trends in the dynamics of the indicators characterizing the studied processes are generally positive, but, at the same time, unsustainable. In particular, if in the period of 2011—2012, the total amount of investment in non-financial assets increased by 25,8 and 38,2 % respectively compared to 2010, in 2013, it declined to the level of 21,7 %. Essentially, a similar situation, but in other quantitative parameters, has developed in the dynamics of the volume of investment in fixed capital, as well as in foreign investment in the considered context, especially in terms of direct investment. These data indicate instability of investment processes occurring in the region and indicate the lack of efforts made by appropriate institutional structures to ensure successful implementation of the strategy of socio-economic development.

The study highlights the reasons that act as deterrents in the process of innovation-oriented improvement of the investment activity at the regional level. Among the most urgent ones are: reduction of the state's share in the total volume of funding the investments and random orientation of the attracted investments in the direction of economic modernization and its innovative development. On the basis of the conducted research, the priority areas for the formation of a highly efficient socio-economic complex of a region receptive to innovations are identified. In this context, a special role is given to the need for further improvement of forms and methods of state regulation of investment processes and adequate financial support, providing conditions for rational and efficient use of resources.

GUDOV Andrei Mikhailovich, Postgraduate at the Department of Management, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная