А. Л. Кузеванова, М. Ю. Савельева. Имидж учреждений здравоохранения в восприятии региональной общественности
А. Л. Кузеванова, М. Ю. Савельева. Имидж учреждений здравоохранения в восприятии региональной общественности
КУЗЕВАНОВА Ангелина Леонидовна, заведующий кафедрой философии и социологии Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор социологических наук, доцент (400005, Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8) (e-mail: angelina2000@list.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3575-4828
САВЕЛЬЕВА Мария Юрьевна, студентка Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (400005, Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8) (e-mail: maria1695@yandex.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2965-9397
Ключевые слова: регион; имидж; здравоохранение; общественное мнение; государственные медицинские учреждения; частные клиники; врачи; пациенты; качество медицинской помощи
Введение: современные социально-экономические условия актуализируют проблему формирования положительного имиджа учреждения здравоохранения. Выявление его основных характеристик с помощью социологических методов становится приоритетной задачей медицинской организации, стремящейся учесть потребительские предпочтения и скорректировать содержание своей деятельности.
Материалы и методы: выводы и рекомендации, содержащиеся в статье, основаны на результатах авторского социологического исследования, проведенного в г. Волгограде в марте 2017 г. с помощью методов анкетирования (выборка репрезентативная, маршрутно-квотная) и глубинного интервью. При непосредственном участии авторов было опрошено 300 волгоградцев, проведено 20 глубинных интервью.
Результаты исследования: анализ полученных социологических данных показал, что большинство опрошенных волгоградцев позитивно или скорее позитивно оценивают имидж частных клиник, в то время как имиджевые характеристики государственных медицинских учреждений также высоко оценили лишь чуть более трети участников опроса. В восприятии общественности проблемы в деятельности государственного сектора здравоохранения связаны со слабой материально-технической базой, с недостаточным лекарственным обеспечением, дефицитом финансирования, утратой профилактической направленности в работе этих учреждений и значительным износом оборудования и медицинского автотранспорта. Материалы глубинных интервью свидетельствуют о том, что государственные учреждения здравоохранения не уделяют должного внимания использованию такого инструмента формирования положительного имиджа, как рекламные мероприятия.
Обсуждение и заключения: по мнению волгоградцев, государственным медицинским учреждениям для улучшения имиджа следует повысить уровень сервиса и обслуживания населения, снизить цены на платные услуги, привлечь к работе высокопрофессиональных специалистов, обновить техническую базу, активизировать рекламную деятельность. Частным клиникам необходимо совершенствовать техническую базу, повысить уровень обслуживания потребителей медицинских услуг, реализовывать более обдуманную ценовую политику, связанную со снижением платы за лечение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Морозова И.А., Курбатова Ю.А., Оленева А.В. Создание положительной деловой репутации российских компаний в рамках социально-ориентированной экономики // Государственный советник. 2014. № 1. С. 65—72. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2013/05/14-01.pdf (дата обращения: 19.06.2017).
2. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 68—77. URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-3/12.shtml (дата обращения: 19.06.2017).
3. Афанасьев А.А., Светлова С.И., Смородина Е.Н. Влияние качества обслуживания на выручку аптек в условиях конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 3. С. 76—89. URL: http://www.mavriz.ru/articles/2005/3/4401.html (дата обращения: 19.06.2017).
4. Богданова Ю.Н. Выявление факторов, определяющих поведение потребителей на фармацевтическом рынке // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4. С. 79—81. URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/2399 (дата обращения: 19.06.2017).
5. Мамаева В.Ю., Мацько В.В. Стратегия формирования имиджа медицинской организации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 3. С. 132—134. URL: http://journal.omeco.ru/ru/archive/doc/2012_03.pdf (дата обращения: 19.06.2017).
6. Тхориков Б.А., Спичак И.В. Технология управления имиджем лечебно-профилактического учреждения // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2008. № 1. С. 114—118. URL: http://www.kursk-vestnik.ru/archive/rus/92/html/ (дата обращения: 19.06.2017).
7. Алиев М.А., Насрулаева П.М. Организационно-экономические особенности маркетинговых инструментов управления развитием платных медицинских услуг // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 45—49. URL: http://izvdgpu.ru/upload/OG/og_2008_2.pdf (дата обращения: 19.06.2017).
8. Ямщиков А.С., Маева Е.И. Теоретические и методологические основы маркетинга медицинских учреждений // Менеджер здравоохранения. 2011. № 10. С. 28—35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osn... (дата обращения: 19.06.2017).
9. Оловянишникова И.В. Управления качеством медицинских услуг в современных условиях хозяйствования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3. С. 207—211. URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/6820 (дата обращения: 19.06.2017).
10. Демченко С.Г., Файзханова А.Л. Формирование конкурентной среды на рынке медицинских услуг // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 99—107. URL: https://vivliophica.com/articles/medicine/219300/1 (дата обращения: 19.06.2017).
11. Файзханова А.Л. Развитие конкурентных преимуществ лечебно-профилактических учреждений на основе программы лояльности // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4. С. 191—197. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-konkurentnyh-preimuschestv-le... (дата обращения: 19.06.2017).
12. Frasca R., Schneider M. Press Relations: A 14-Point Plan for Enhancing the Public Image of Health Care Institutions // Health Care Management Review. 1988. Vol. 13, issue 4. Pp. 49—57.
13. Friedman E. What’s eroding the hospital’s image? // Hospitals. 1985. Vol. 59, issue 18. Pp. 76—84.
14. Штейнберг И.Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 38—71. URL: http://www.isras.ru/index.php?page_id=2384&id=3770&l= (дата обращения: 19.06.2017).
Заявленный вклад авторов:
КУЗЕВАНОВА Ангелина Леонидовна — постановка научной проблемы статьи и определение основных направлений ее решения, определение теоретико-методологических основ исследования, написание статьи.
САВЕЛЬЕВА Мария Юрьевна — актуализация практических приложений результатов исследования, доработка статьи.
Для цитирования: Кузеванова А.Л., Савельева М.Ю. Имидж учреждений здравоохранения в восприятии региональной общественности // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 4. С. 610—627.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная