А. Р. Абдульзянов. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения в регионе

А. Р. Абдульзянов. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения в регионе

АБДУЛЬЗЯНОВ Артур Рашидович, ведущий научный сотрудник Центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, кандидат социологических наук (420111, Россия, г. Казань, ул. Лево-Булачная, 36а) (e-mail: gailj_07@bk.ru). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2188-4277

Ключевые слова: регион; факторы безопасности; дорожное движение; система безопасности; пешеход; водитель-профессионал; дорожно-транспортное происшествие

Введение: в настоящее время дорожное движение является неотъемлемым элементом организации любого социального пространства, поэтому возникает необходимость обеспечения безопасности дорожного движения для всех его участников. В связи с этим необходимость исследования факторов безопасности и причин аварийности в системе дорожного движения с целью их снижения имеет не только научную, но и практическую значимость и актуальность.
Материалы и методы: статья основана на материалах двух социологических исследований (анкетных опросах), проведенных Центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан: исследовании водителей-профессионалов (2016 г., 400 респондентов) и массового опроса (2015 г., 1 600 респондентов) по проблемам безопасности движения в городах этого региона.
Результаты исследования: в результате исследования выявлены две группы факторов, влияющих на безопасность дорожного движения: объективные и субъективные. К первым относятся состояние дорожно-транспортной инфраструктуры (качество дорожного покрытия, разметки, освещенность, протяженность дорог, состояние улично-дорожной сети, парковочных мест и т. д.) и состояние самих транспортных средств (уровень износа, уровень пассивной безопасности и т. д.). Вторые факторы включают уровень транспортной и профессиональной (соблюдение регламента, дисциплины) культуры водителей (употребление алкоголя при управлении транспортным средством), пешеходов (переход в неположенном месте), опыт и мастерство водителей (стаж вождения), сотрудников ГИБДД, уровень знаний правил дорожного движения среди всех участников дорожного движения, психологические качества (быстрота реакции, внимание и т. д.). Согласно опросу, наиболее значимыми факторами, определяющими уровень безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, являются субъективные, связанные с низким уровнем транспортной культуры как среди водителей, так и среди пешеходов. На третьем месте стоят объективные факторы (связанные с дорожной инфраструктурой), плохое дорожное покрытие, плохая уборка дорог в зимнее время и нехватка скоростных магистралей и развязок, что, безусловно, влияет на рост аварийности на дорогах.
Обсуждение и заключения: дорожное движение как социальный институт удовлетворяет одну из важных потребностей социума в пространственной мобильности людей и грузов. Для того чтобы она успешно была удовлетворена, необходима грамотная и четкая организация системы безопасности дорожного движения. Необходимыми элементами системы должны выступить: своевременное и качественное обучение ПДД не только будущих водителей, но и пешеходов, в процессе социализации в семье начиная с дошкольного возраста; деятельность сотрудников ГИБДД по профилактике аварийности на транспорте, повышению собственной культуры; потенциал социологической науки, проведение постоянных мониторингов безопасности дорожного движения, по выявлению факторов и причин роста аварийности на дорогах, что позволит вовремя предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Юшков В.С., Юшков Б.С., Бургонутдинов А.М. Система активной безопасности и снижение аварийности на автомобильных дорогах // Вестник МГСУ. 2014. № 10. С. 168—176. URL: http://vestnikmgsu.ru/files/archive/issues/2014/10/ru/18.pdf (дата обращения: 21.07.2017).
2. Lin R.C., Cebon D., Cole D.J. An Investigation of Active Roll Control of Heavy Road Vehicles // Vehicle System Dynamics. 1994. Vol. 23, issue 1. Pp. 308—321. DOI: https://doi.org/10.1080/00423119308969523
3. Якупов А.М. Опасность и безопасность дорожного движения // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2015. № 1. С. 56—61. URL: https://transcience.ru/index.php/MPRTC/article/view/2222-9396-2015-5-1-5... (дата обращения: 21.07.2017).
4. Головко В.В., Слышалов И.В. Административно-юрисдикционная деятельность Госавтоинспекции в условиях реформирования полицейского законодательства: проблемы и перспективы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 7. С. 86—90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-yurisdiktsionnaya-deya... (дата обращения: 21.07.2017).
5. Майоров В.И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 7. С. 99—101. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-bezopasnost-doroz... (дата обращения: 21.07.2017).
6. Молчанов П.В. Принципы обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25. Вып. 45. С. 76—81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-obespecheniya-bezopasnosti-d... (дата обращения: 21.07.2017).
7. Антропова Ю.Ю., Калинин И.А. Безопасность дорожного движения в Свердловской области: анализ проблемы и изучение общественного мнения // Национальная безопасность. 2014. № 2. С. 217—226. DOI: https://doi.org/10.7256/2073-8560.2014.2.10856
8. Калинин И.А. Государственно-частное партнерство как инструмент управления безопасностью дорожного движения в городском социуме // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 210—222. URL: http://hses-online.ru/2011/03/22_00_08/24.pdf (дата обращения: 21.07.2017).
9. Банных Г.А., Калинин И.А. Cоциолого-управленческий анализ проблем управления безопасностью дорожного движения в условиях городского социума // Вопросы управления. 2011. № 4. С. 170—173. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2011/04/25/ (дата обращения: 21.07.2017).
10. Сорокина Н.В. Общественный транспорт как элемент социального государства // Социальная политика и социология. 2009. № 1. С. 117—131. URL: http://rgsu.net/netcat_files/821/1101/11._Sorokina.pdf (дата обращения: 21.07.2017).
11. Сорокина Н.В. «Десять минут страха — и вы дома!»: повседневность водителей городских маршруток // Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 61—74. URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2008/Sorokina_%202008_5.pdf (дата обращения: 21.07.2017).

Для цитирования: Абдульзянов А.Р. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения в регионе // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 4. С. 642—655.

Скачать статью в PDF
 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная