С. А. Щанкин. Особенности реализации инновационного проекта на строительном предприятии

С. А. ЩАНКИН

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА СТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

ЩАНКИН Сергей Алексеевич, доцент кафедры экономики управления строительством Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: инновационно активное предприятие, инновационный проект, технологическая линия, конкурентоспособность производства, бизнес-план, инновационный потенциал предприятия

Key words: innovatively active enterprise, innovative project, technological line, production competitiveness, business plan, enterprise innovative potential

В последние годы успешно развивается строительный комплекс Республики Мордовия. В республике строятся хозяйственные и жилые объекты. Растет спрос на строительные материалы. Для увеличения объема строительства предприятия этой отрасли региона идут по пути модернизации и инновационного развития.

В условиях вступления страны в ВТО главным требованием рыночной экономики становится выпуск конкурентоспособной продукции. Стратегическим направлением технического прогресса в строительном комплексе должно быть внедрение новых проектных решений и высокопроизводительных технологических процессов, совершенствование технологий, организации и управления строительством.

Появившаяся в свое время на предприятиях строительного комплекса линейно-функциональная структура управления недостаточно отвечала требованиям комплексного решения задачи модернизации и инновационного развития бизнеса. В новых условиях актуален комплексный подход, а также межфункциональное взаимодействие, направленное на достижение конечного результата — создание инновационного продукта.

Важная задача инновационного развития бизнеса — ориентация на производство необходимых видов продукции в соответствии со спросом при достижении максимальной прибыли от реализации продукции. Инновационная стратегия предприятий должна быть нацелена на осуществление структурных сдвигов в производстве и стимулирование инновационной деятельности1. Стабильно удерживать превосходство способен лишь инновационно активный бизнес.

ОАО «Завод „Я\БК-1"» планирует внедрить инновационный продукт — высокопроизводительную технологическую линию «Тэнсиланд». Ее внедрение позволит сделать технологический рывок на строительном рынке республики. На предприятии предварительно проводилось маркетинговое исследование для определения конечных целей и задач инновационного проекта. В связи с этим были установлены потребители инновационного продукта, проанализирована возможность и эффективность замены производимой продукции новыми видами и ассортиментом, изучены возможности поставщиков сырья и материалов, исследованы социально-экономические последствия инновационного проекта.

Для прогнозирования спроса на многопустотные плиты применялась регрессивная модель исследования спроса. В качестве первичных данных для построения модели использована динамика объемов спроса на строительном рынке республики.

Объем спроса на многопустотные плиты с 2006 по 2010 г. в среднем увеличился на 2,9 %. Объем реализации многопустотных плит в 2011 г. составил 319 т/м3, в 2012 г. — 323 т/м3, в 2013 г. прогнозный объем реализации достигнет 334 т/м3. Спрос на продукцию (многопустотные плиты) ежегодно увеличивается в среднем на 2,3 %. Нововведение на предприятии запланировано осуществить посредством заказа. Развитие инновационного производства предполагает внедрение передовых технологий, приобретаемых на инновационном рынке. Особенностью инновационного продукта на заказ является то, что требования к конструкциям, инженерным системам четко сопоставлены, необходимая технология применима к конкретным условиям производства, ее внедрение способно обеспечить выполнение требований к инновационному проекту.

Для реализации инновационного проекта на предприятии создана структурная единица — технологический отдел, который курирует инновационную деятельность и отвечает за внедрение новой технологической линии «Тэнсиланд». Деятельность главного технолога направлена на изучение инновационного предложения, анализ возможности его адаптации к условиям предприятия и реализацию инновационного проекта на основе бизнес-плана. Специалисты отдела разрабатывают современные методы организации инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности производства, а также готовят мероприятия по повышению качества продукции и эффективному использованию производственных мощностей.

Для дальнейшей активной инновационной деятельности в 2013 г. предприятие планирует создать отдел менеджмента инноваций, который будет собирать и анализировать информацию об имеющемся инновационном потенциале учреждения и эффективном его использовании. Специалисты отдела могут разрабатывать и корректировать инновационные проекты на предприятии. Оперативной задачей отдела станет сопоставление текущего состояния инновационного проекта с техническими требованиями2.

Исследовательская работа сделана на заказ на основе научно-производственной базы известной итальянской машиностроительной фирмы. Инвестиционный проект предприятия представлен формующей машиной «Тэнсиланд» Т9 ЕУ5, оборудованной двумя вибраторами АУ, снижающими уровень шума, и приемным бункером на 1 тыс. л (высота формовки — до 300 мм). В настоящее время инновационный проект реализуется в соответствии с бизнес-планом. Технологическая линия «Тэнсиланд» предназначена для производства бетонных изделий методом непрерывного формирования.

В номенклатуре выпускаемой продукции представлены предварительно напряженные многопустотные плиты перекрытий шириной 1 500 мм и высотой до 350 мм, плиты сплошного сечения, балки различного сечения и конфигурации, а также другие длинномерные изделия. Технологическая модернизация предприятия способствует совершенствованию производства, стимулирует рост производительности труда, позволяет реализовать возможности кадрового потенциала. Годовой фонд рабочего времени (в две смены) технологической линии «Тэнсиланд» при эксплуатации составит 6 500 ч.

Определение величины существующих производственных мощностей и объемов их плановой загрузки при выполнении производственной программы выпуска продукции сделано поэтапно. В первую очередь определены объемы существующих производственных мощностей, установлена величина плановой загрузки при выполнении производственной программы по годам реализации инновационного проекта.

Согласно бизнес-плану, загрузка производственной мощности в 2013 г. составит 99,9 %, в результате чего дополнительные производственные мощности предприятию не потребуются. Совокупная потребность в инвестициях по инвестиционному проекту составила 154,78 млн руб., в собственных средствах — 33,37 млн руб., в заемных средствах — 44,13 млн руб.

Высокая классификация персонала ОАО «Завод „ЖБК-1"» позволила с минимальными затратами освоить инновационное оборудование и сформировать технологический цикл предприятия. Для повышения эффективности работы разработана система материального стимулирования за активную инновационную деятельность и внедрение новшеств в производство. Деньги на реализацию проекта распределены по времени. Объем необходимых затрат рассчитывается на прединвестиционный этап, одновременно определяется сметная стоимость проекта. Размер необходимых затрат определен путем суммирования стоимости работ в данный период по календарному плану.

Среди основных направлений инновационного развития предприятия следует выделить расширение объемов производства новой продукции и улучшение ее качества, освоение новых рынков инновационных продуктов, реализацию новых технологических процессов производства, получение лицензии на освоение производства инновационного продукта, расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Для инновационного развития предприятия необходимо ответить на вопросы «Достаточно ли эффективен инновационный проект?» и «Возможно ли его реализовать на практике?». Ответ на них дает расчет величины прибыли от реализации продукции (многопустотных плит) по годам. Выручка от реализации продукции в 2013 г. составит 120,17 млн руб., в 2012 г. она достигла 115,16 млн руб. Полная себестоимость реализованной продукции в 2013 г.

увеличится на 31,2 % по сравнению с 2012 г. Следовательно, величина прибыли в 2013 г. будет 119,05 млн руб., что на 3,5 % превысит уровень 2012 г.

Технология «Тэнсиланд» дает возможность производить железобетонные конструкции путем быстрой (в течение 30 мин.) замены форм. Расход металла сокращается в 2,0—2,5 раза. Соответственно, растет производительность, улучшаются условия труда. Одна линия «Тэнсиланд» способна заменить производственный цех и сократить издержки производства в несколько раз. Бизнес-план инновационного проекта ОАО «Завод „Я\БК-1"» свидетельствует, что в строительном комплексе Республики Мордовия формируются инновационно активный бизнес, способный выдержать конкуренцию на строительном рынке региона.

Современное содержание инновационной модели отечественной экономики требует серьезного научного исследования, формирования стратегии инновационного развития предприятий и, соответственно, практической реализации инновационной модели развития региона. Без необходимой подготовки нельзя гарантировать полного успеха в отдельно взятом регионе. Об этом свидетельствуют отечественные исследования3 и работы зарубежных ученых4.

Таким образом, главной задачей экономического развития Мордовии является увеличение инвестиций в технологическое развитие, которое позволит республике войти в число регионов-лидеров в сфере инноваций. Правительство Республики Мордовия, Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия оказывают помощь бизнесу в процессе формирования инновационной модели развития экономики региона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Аренкова И.А., Баум П.Ф., Томиков В.В. Инновационный потенциал фирмы // Стратегии развития. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 122 с.

2 См.: Щербаков А.И., Шиян Е.И. Инновационная деятельность в строительстве (рыночный аспект): метод. указания. Новосибирск, 2005. 47 с.

3 См.: Щанкин С.А., Катайкина Н.Н. Особенности стратегии инновационного развития региона // Регионология. 2012. № 3. С. 30—37.

4 См.: Nort D. Structure and Change in Economic History. N. Y.: W.W. Norton & Company, 1981. Р. 13.

Поступила 20.12.2012.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная