Т. В. Сомова. Особенности развития предпринимательства в регионе

Т. В. СОМОВА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

СОМОВА Татьяна Владимировна, ассистент кафедры менеджмента Международного института рынка (г. Самара).

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская среда, малый бизнес, средний бизнес, экономическая активность населения, популяризация предпринимательской деятельности, система государственных заказов, финансово-кредитная поддержка, антимонопольная политика

Key words: entrepreneurship, entrepreneurship environment, small business, medium business, population economic activity, entrepreneurship activity popularisation, state orders system, financial and credit support, anti-monopoly policy

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития. В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, в «Большом экономическом словаре» под редакцией А. Н. Аз-рилияна дается следующее определение: «Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица»1. Такой подход господствует сегодня в России и закреплен законодательно (закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации и др.).

Согласно современному российскому законодательству, предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества (продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг) лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом поряд-ке2. Однако и это определение не имеет должной полноты.

Предпринимательство можно рассматривать с разных позиций, таких как деятельность, направленная на максимизацию прибыли; инициативная деятельность граждан, заключающаяся в производстве товаров и оказании услуг и направленная на получение прибыли; процесс организационной новации для извлечения прибыли; совершенствование действий, относящихся к увеличению капитала, развитию производства и присвоению прибыли; специфический вид деятельности, связанный с поиском изменений в различных формах жизни предприятий и общества, и постоянное воспроизводство этих изменений.

Многие практики и исследователи делают акцент на получение прибыли и рассматривают ее как конечную цель предпринимательства. Однако результат предпринимательства — не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с увеличением спроса и удовлетворением постоянно меняющихся и возрастающих потребностей индивидуума, социальной группы, общества в целом.

В связи с этим предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе потребителя на продукцию и услуги, а также удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на лучшие новации, приносящие максимум производительности на каждой из стадии процесса воспроизводства. В этом определении акцент сделан на потребителя, его нужды, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства может принести максимальную прибыль.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют основные сферы предпринимательства: производственную, коммерческую, финансовую и сферу потребления. Другие виды предпринимательской деятельности (например, инновационная, маркетинговая) включаются в состав четырех этих сфер предпринимательства.

Следует отметить, что в России создана достаточно современная и полная нормативно-правовая база предпринимательской деятельности.

Ведение предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды. Это прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое для него будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Развитие малых предприятий в Самаре позволяет решить многие экономические и социальные задачи и способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджет. Развитие предпринимательства — одно из направлений Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г.

Малое и среднее предпринимательство несет в себе потенциал экономического роста, и уровень его развития влияет на экономический прогресс, социальную стабильность и устойчивость экономики региона к циклическим и общемировым кризисам. Малое предпринимательство имеет ярко выраженный региональный характер, является стратегическим ресурсом развития территории. Самарская область по уровню развития малого предпринимательства — это лидер среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО). По отдельным показателям регион входит в первую пятерку регионов России. В Самарской области насчитывается 124 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства без микропредприятий: 0,4 тыс. средних и 6,7 тыс. малых предприятий, 42,5 микропредприятий, 74,0 тыс. индивидуальных предпринимателей. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составила 195,6 тыс. чел. По количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей Самарская область занимает среди регионов ПФО первое место, среди регионов России — десятое3.

Несмотря на то что потенциал малого и среднего предпринимательства в Самарской области оценивается как положительный, существует ряд проблем, сдерживающих его развитие. Это отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов среднего предпринимательства на территории региона; недостаточное развитие нормативно-правовой базы муниципальных образований Самарской области в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства; отсутствие эффективного взаимодействия малых и средних предприятий с крупными промышленными предприятиями региона, что сдерживает рост конкурентоспособности продукции (работ, услуг) предприятий Самарской области; наличие диспропорций в развитии предпринимательства на территории Самарской области между развитыми городскими округами и муниципальными образованиями с низкой бюджетной обеспеченностью; искусственные барьеры для активного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; затрудненный доступ субъектов малого предпринимательства (особенно начинающих) к финансово-кредитным ресурсам, который наиболее остро проявляется в муниципальных районах Самарской области с низкой бюджетной обеспеченностью.

Выделение этих проблем для программной разработки и их решения на областном уровне определяется необходимостью обеспечения устойчивого развития Самарской области и наличием достаточно эффективных механизмов их решения4.

В последние годы наблюдается устойчивая динамика роста числа предпринимателей. В настоящее время в Самарской области насчитывается около 124 тыс. малых и средних предпринимателей5. Малый бизнес вносит значительный вклад в развитие экономики региона, дает работу многим его жителям, составляет основу благополучия их семей.

Мировая практика свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство существенно влияет на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение числа занятых работников. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий весьма актуальна.

Отмечается множество причин, сдерживающих предпринимательскую активность населения. Прежде всего это отсутствие доступа к «дешевым» деньгам. Коммерческие банки не кредитуют начинающих бизнесменов из-за высокого уровня рисков, связанного с неопределенностью перспектив и отсутствия у заемщика залогового имущества. Вместе с тем в Самарской области функционирует система инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства, включающая финансовое, имущественное, информационное направления, поддержку инновационных предприятий. Однако система государственной поддержки не привела к серьезному развитию предпринимательства в регионе. Малый бизнес важнее развивать в муниципальных районах, в которых в основном не знают о существовании господдержки. В сложившейся ситуации целесообразно распределять на конкурсной основе ресурсы институтов финансовой поддержки между муниципальными образованиями области.

Следует отметить низкий уровень экономической активности населения из-за отсутствия финансов. Для устранения этой проблемы необходимо систематически проводить обучение для формирования комплекса компетенций в сфере предпринимательской деятельности, предоставлять методические материалы по вопросам учета и отчетности, взаимодействия с администрацией, налоговой службой и т. д.6

Одним из наиболее эффективных средств повышения экономической активности (в крупных городах и муниципальных образованиях) является популяризация предпринимательской деятельности среди граждан. Существует множество содействующих развитию малого и среднего бизнеса программ, функционирует большое количество институтов поддержки. Однако целевая аудитория не «откликается» должным образом в связи с разобщенностью деятельности органов исполнительной власти, плохой информационной поддержкой реализуемых мероприятий.

Для популяризации предпринимательской деятельности в Самарской области требуется реализация ряда мероприятий (создание интернет-портала малого и среднего бизнеса Самарской области; проведение социальной маркетинговой кампании по популяризации предпринимательства, использующей СМИ с наибольшим охватом аудитории, а также наружную рекламу; создание в малых городах и муниципальных районах консультационных пунктов, оказывающих услуги информационного сопровождения).

Следующим действенным методом поддержки малого бизнеса является бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора — создавать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных, обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий в процессе реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции. Самарский бизнес-инкубатор оказывает реальную поддержку начинающим предпринимателям в открытии своего дела и выходе на рынок.

Еще одним эффективным инструментом развития малого предпринимательства в большинстве промышленно развитых странах является система государственных заказов. Эта форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и др.

Оказание государственной финансово-кредитной поддержки малому бизнесу — существенный плюс для развития регионального бизнеса. Она осуществляется путем реализации государственных целевых программ; предоставления льготных и безвозмездных субсидий на цели научно-технического прогресса, гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения и др. Оказание государственной поддержки малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).

За счет активизации работы антимонопольной политики можно решить некоторые основные проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства. Главные задачи антимонопольной политики — это меры по обеспечению справедливых условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; меры по предотвращению банкротств мелких компаний; гибкая таможенная политика.

Таким образом, от уровня развития крупного, малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит экономическое и политическое процветание Самарской области. Также должны учитываться результаты партнерских отношений между государством и бизнесом. Процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может быть спонтанным. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития предпринимательства все стороны должны постоянно прилагать усилия и действовать сообща.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Ин-т нов. экономики, 2002. С. 10.

2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

3 См.: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. URL: http://www.economy.samregion.ru (дата обращения: 13.04.2013).

4 См.: Рамзаев М.В. Современные направления эффективной маркетинговой деятельности муниципального образования // Экон. науки. 2009. № 3. С. 1—5.

5 См.: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области ...

6 См.: Конкурентоспособность муниципальных образований как фактор развития региональной экономики и предпринимательства: науч.-практ. пособие. Самара: НОУ ВПО «МИР», 2012. С. 171—176.

Поступила 29.04.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная