Н. А. Мамедова, А. О. Лесовая. Пути развития межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье»

Н. А. МАМЕДОВА, А. О. ЛЕСОВАЯ 

ПУТИ РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»

МАМЕДОВА Наталья Александровна, доцент кафедры государственного и муниципального управления Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, кандидат экономических наук (г. Москва).

ЛЕСОВАЯ Алина Олеговна, магистрант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (г. Москва).

MAMEDOVA Natalia Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of State and Municipal Administration, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (Moscow, Russian Federation).

LESOVAYA Alina Olegovna, Graduate Student, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (Moscow, Russian Federation).

Ключевые слова: межрегиональная ассоциация, экономическое взаимодействие субъектов Российской Федерации, проблема развития территорий, точки экономического роста

Key words: interregional association, economic interaction of subjects of the Russian Federation, issue of development of territories, points of economic growth

Анализируется социально-экономическое положение регионов Дальнего Востока и Забайкалья, а также основные направления развития Межрегиональной ассоциации экономического развития субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье».

Analyzes the socio-economic situation of the Far East and Trans-Baikal, and the main directions of development of the Interregional Association of Economic Development of the Russian Federation «Far East and Trans-Baikal region».

В конце ХХ в., в период модернизации российской экономики и ее перехода к рыночным отношениям, сложилась ситуация, когда государство оказалось не в состоянии в полной мере осуществлять правовое, финансовое и налоговое обеспечение своих территорий. Активизировались проблемы эффективного преобразования системы территориальной организации средств производства. Появилась необходимость в формировании новых систем управления хозяйственными комплексами в условиях децентрализованной экономики, а также в разработке и реализации программ социально-экономического развития территорий, в обеспечении социальной защиты населения. Очевидно, что хозяйственные комплексы территорий субъектов Российской Федерации в управлении имеют особые черты и принципы. Регионы, формируя новейшие нетрадиционные организационные модели, объединялись для решения общих актуальных экономических, социальных и экологических проблем. Именно такими моделями взаимодействия регионов стали ассоциации экономического взаимодействия (АЭВ) субъектов Российской Федерации.

Сущность межрегиональных ассоциаций заключается в том, что они в процессе реализации своей деятельности образуют эффективную форму экономического взаимодействия регионов. Одна из важнейших их задач заключается в налаживании связей с крупными финансовыми институтами для создания привлекательного инвестиционного климата в регионе. Благодаря этому происходит межрегиональная интеграция, которая преследует одну из главных целей — обеспечение стабильности в деятельности определенной отрасли и роста экспортных поступлений.

Ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» (Ассоциация) является добровольным объединением законодательных (представительных) органов государственной власти республики, краев, областей, автономной области, автономного округа, расположенных на территории Дальнего Востока и Забайкалья1.

Определяющей особенностью развития Ассоциации является экономико-географическое положение макрорегиона, характеризующееся удаленностью субъектов от центра и близостью к активно развивающимся странам — Китаю и Японии. Эту особенность можно рассматривать и как выгодный параметр развития Ассоциации, и как параметр, замедляющий ее. С одной стороны, выход широтных транспортных систем (Транссибирской, Байкало-Амурской и железнодорожных магистралей, а также Северного морского пути) к дальневосточным портам. Следовательно, территория Ассоциации является важным форпостом России в АТР. С другой стороны, уровень конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей макрорегиона определяет показатели импортозамещения большинства товарных позиций производственного сектора предприятий макрорегиона.

Приоритетные пути развития Ассоциации определяются характером существующих проблем ее территорий. Это высокие цены для населения на большинство товаров и услуг. Потребительская корзина жителей Дальнего Востока и Забайкалья значительно дороже, чем в других регионах России. Малая самообеспеченность регионов отечественным продовольствием в силу дальних и дорогостоящих перевозок. Рост импорта из стран АТР. Масштабный отток населения с востока России продолжается уже более 20 лет. В 1989—2012 гг. численность населения регионов Дальнего Востока сократилась на 21 % по причинам активной миграции населения в другие регионы России и превышения уровня смертности над уровнем рождаемости2.

Увеличивается дифференциация в уровне развития регионов России. Экономическое и социальное пространство России постепенно становится все менее единым. Экономические связи между регионами менее крепки и интенсивны, чем в прошлом, в то время как между отдельными субъектами Российской Федерации и зарубежными странами они все больше развиваются. Недостаточно развита транспортная инфраструктура: малая доступность водного транспорта, авиаперевозок, высокая стоимость билетов, низкая развитость маршрутной сети и частоты транспортных рейсов. Слабо развита инфраструктура туризма и отдыха. Жители в основном приграничных регионов отдают предпочтение посещению Китая, нежели отечественных курортов. За 2013—1014 гг. российский туристический поток в Китай увеличился на 10 % и составил более 1,1 млн чел. в год.

Возросла централизация управления крупными компаниями и коммерческими организациями, функционирующими на Дальнем Востоке. Появилась практика перевода головных офисов компаний регионов в Москву, откуда принимаются все главные управленческие решения, в том числе по рабочему процессу.

Регион испытывает существенный недостаток качественных рабочих мест. Проблема появилась в силу малого количества современных и перспективных производственных организаций. Из-за близкого расположения с Китаем эта проблема обостряется преимущественным привлечением более дешевой китайской рабочей силы, а не российской. Существуют значительные трудности, связанные с привлечением российских и иностранных инвесторов. Имеются значительные сложности в создании новых, весьма необходимых для развития эффективных производств инфраструктур. Если государство регулярно инвестирует в Дальний Восток и Забайкалье в рамках различных государственных программ, то привлечь частного инвестора — более трудная задача, степень сложности которой обусловлена проблемами, описанными выше (дефицит квалифицированной рабочей силы, низкий уровень развитости транспортной и энергетической инфраструктуры, удаленность региона от центра и др.).

Таким образом, проблемы регионов Ассоциации формируют соответствующие приоритетные направления развития этого региона. Можно выделить три наиболее значимых направления социально-экономического развития территорий ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».

Во-первых, это создание территорий опережающего развития (ТОР). Согласно проекту Федерального закона о ТОР, это территории регионов Дальнего Востока, где установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности3. ТОР предполагает минимальное налогообложение, безбарьерную среду и максимальное участие государства в создании соответствующей инфраструктуры. Анализ зарубежного опыта показывает, что создание подобных территорий направлено на решение комплекса проблем, таких как ликвидация безработицы, создание эффективных рабочих мест, защита интересов производителей и потребителей, повышение конкурентоспособности собственного производства, привлечение капитала и т. д. Эффективность ТОР обусловливается такими факторами, как поиск регионами Ассоциации новых путей роста и достижения стабильности, что предусматривает дополнительные инвестиции для обеспечения развития; наличие выгодного транспортного коридора — Транссиб и Северный морской путь; инвестиционная привлекательность Дальнего Востока вследствие положения его регионов между европейскими странами и странами АТР; трансформация отношений Российской Федерации со странами Европы в силу неблагоприятной военно-политической ситуации на Украине4.

ТОР будут создаваться на отдельных территориях Ассоциации. На начальном этапе следует начинать формирование ТОР с пилотных проектов. Можно рассматривать запуск пилотных проектов в Приморском крае, так как он имеет преимущественное экономико-географическое положение и нуждается в инвестировании для развития г. Владивостока (остров Русский), г. Находка (развитие портово-транспортного комплекса, нефтехимический кластер), Шкотовского района (многофункциональная площадка), Михайловского района (создание агропарка), Надеждинского района (создание промышленного парка), юга Приморья (особая портовая экономическая зона), Сахалинской области (инфраструктурные проекты, рыбопромышленный кластер).

Во-вторых, широкая зона приграничного сотрудничества, так как Россия граничит с 18 странами, что представляет собой абсолютный мировой рекорд. Необходимость расширения сотрудничества с соседними для макрорегиона странами обусловлена следующими возможными эффектами: увеличение объема внешней торговли; наращивание товарооборота и развитие экспортно-импортных отношений.

Развивать механизм приграничного сотрудничества важно, поскольку немалую часть отечественной торговли обеспечивают приграничные и соседние с ними регионы. В настоящее время сокращаются масштабы взаимной торговли практически по всем российским торговым партнерам. Внешнеторговый оборот России в 2013 г. составил 617,3 млрд долл., т. е. увеличился по сравнению с 2012 г. в стоимостном выражении на 0,6 %, в 2011 г. — 3,1 % по сравнению с приростом в 2012 г. Замедление темпов роста стоимостных объемов внешней торговли России в 2013 г. по сравнению с данными 2012 г. обусловлено существенным снижением экспортных поставок за счет падения экспортных цен и снижения объемов торговли5.

Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока следует рекомендовать, во-первых, при доработке государственной программы социального и экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. предусмотреть раздел «О развитии приграничного сотрудничества»; во-вторых, совместно с членами Ассоциации продолжить работу с Министерством регионального развития Российской Федерации по актуализации Списка ключевых проектов, реализуемых в рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая (2009—2018 гг.)6.

В-третьих, совершенствование реализации федеральных целевых программ (ФЦП) и государственных программ развития. В процессе осуществления мероприятий по программам возникают определенные сложности: недостаточное финансирование программ; указанные в программе задачи не в полной мере соответствуют существующим проблемам; невысокая интенсивность инвестиций в социальную сферу, лесное и рыбное хозяйство. Это обусловливает необходимость формирования мер по совершенствованию конкретных параметров программ. Таким образом, следует рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации: своевременно и равномерно финансировать проекты программ развития; увеличить объемы средств на ФЦП при формировании федерального бюджета на очередной период; осуществлять контроль по рациональному и целевому использованию выделяемых бюджетных средств; обеспечивать открытость информации по расходованию средств на реализацию мероприятий ФЦП.

Целесообразность создания АЭВ подтверждается тем, что ее участники являются основой развития и роста интенсивности межрегиональной экономической интеграции. Задачи Ассоциации направлены не только на развитие самодостаточности регионов, но и на их интеграцию в межрегиональные экономические процессы. Формирование ТОР позволит наладить инвестиционный климат Ассоциации, повысить уровень развития промышленности регионов, создать необходимое количество рабочих мест, привлечь квалифицированных специалистов. Активизация приграничного сотрудничества способствует интенсивности интеграции регионов Ассоциации в страны АТР для дальнейшего развития экономических связей, обмена опытом в образовательной, научной и медицинской деятельности, повышает конкурентоспособность российских регионов, а также способствует развитию туризма. Совершенствование реализации ФЦП и государственных программ развития разрешит проблемы недостаточного финансирования проектов, чем ускорит их реализацию. Уникальная специфика регионов требует проведения соответствующей государственной политики развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Устав Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья. URL: http://assoc.khv.gov.ru/fe.nsf/pages/assocustav. htm (дата обращения: 20.06.2014).

2 См.: Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». URL: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/economics/ program-social-economic-development-of-the-far-east-and-the-baikal-region-for-the-period-till-2025.php (дата обращения: 23.06.2014).

3 См.: Проект Федерального закона «О территориях опережающего социального-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/32812.html (дата обращения: 22.06.2014).

4 См.: Регионы. Экономика. URL: http://www.russia-today.ru/article. php?i=853 (дата обращения: 28.06.2014).

5 См.: Портал внешнеэкономической информации. URL: http://wwwved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia (дата

обращения: 25.06.2014).

6 См.: Протокол заседания Координационного совета по внешнеэкономической деятельности на 12 декабря 2013 г. URL: http://assoc.khv. gov.ru/fe.nsf/pages/71AD60FF9D4380514B25 7C89007930B3/$file/Protokol_ Zasedaniya_ot_12.12.2013.pdf (дата обращения: 23.06.2014).

Поступила 24.09.2014.

N. A. Mamedova, A. O. Lesovaya. Ways of Development of the Interregional Association of Economic Interaction of Subjects of the Russian Federation "Far East and Transbaikalia"

It is obvious that the economic complexes of the territories of the subjects of the Russian Federation have special traits and principles in management. The regions form organizational models, cooperate to solve common economic, social and environmental problems. The Association of economic interaction of subjects of the Russian Federation is such a model of interaction between the regions.

Interregional associations, implementing their activities, constitute an effective form of economic cooperation with the regions. Building relationships with large financial institutions to create an attractive investment climate in the region is their most important task. This results in inter-regional integration, one of the main goals of which is ensuring stability in the activities of a particular industry and growth of export earnings. 

The analysis of efficiency of activity of the Association and of a complex of socio-economic and managerial problems is exemplified by the interregional Association "Far East and Transbaikalia".

The paper presents data on the policy issues of the state support for the activities of the Interregional Association, on the results achieved and on the socio-economic benefits for individual regions within the Interregional Association.

The authors propose prospective solutions for implementation of the conception of the territory of advanced development, for expanding the practice of functioning of the area of near-border cooperation, for solving the problem of the outflow of the promising youth from a macro-region through timely and effective coordination of direction of the activity of the Association taking into account the internal and external factors.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная