Д. Ю. Лапыгин. Интеграция образования и науки как фактор стратегического развития региона

Д. Ю. ЛАПЫГИН

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ЛАПЫГИН Денис Юрьевич, доцент кафедры менеджмента Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук.

LAPYGIN Denis Yurievich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Vladimir branch) (Vladimir, Russian Federation).

Ключевые слова: развитие, интеграция, система образования, регион, кластер

Key words: development, integration, education system, region, cluster

Развитие региона проявляется в стратегически значимых изменениях, к которым следует отнести интеграцию системы образования внутри самой себя, а также интеграцию с хозяйствующими субъектами. Синергические эффекты интеграции позволяют снижать трансакционные издержки и обеспечивать инновационность развития региона. Создаваемые в регионах корпорации развития способствуют формированию кластеров, среди которых научно-образовательный кластер может выступить системообразующим звеном.

Development of a region manifests itself in strategically significant changes including integration of the education system within itself, as well as integration with business entities. Synergetic effects of integration allow reducing transaction costs and ensuring innovative development of a region. Development corporations created in regions contribute to formation of clusters, among which the scientific and educational cluster can act as a backbone link.

Отечественные исследователи выделяют несколько направлений интеграции вузов в социально-экономическое развитие общества: воспроизводство знания в процессе научно-исследовательских работ и использование потенциала новых технологий; передача знаний в процессе образования, а также наращивание человеческого капитала; вклад в развитие региона за счет содействия разработке новшеств и актуализации инноваций1.

В этом контексте могут быть выделены направления интеграции, которая может осуществиться как внутри самой системы образования, так и вовне. Причем внешняя интеграция может происходить напрямую с хозяйствующими субъектами и опосредованно — через промежуточные структуры. К таковым следует отнести институты, создаваемые крупными корпорациями, учебные центры, консалтинговые фирмы и технопарки (промышленные парки). Интеграция с бизнесом может развиваться в направлении открытия кафедр на предприятиях реального сектора экономики и создания корпоративных институтов (как структурных подразделений), а также путем организации технопарков при ведущих вузах региона, формирования научно-образовательных центров и консалтинговых фирм, учредителями которых выступают ведущие преподаватели ведущих кафедр.

В связи с этим весьма перспективен кластерный подход. Фундаментом образования кластера являются не столько отношения собственности, сколько рыночные отношения «выгодности» и более «плотного» интегрированного взаимодействия, основанного на образовании связей между различными его элементами. Другим положительным аспектом таких отношений является осознание того, что необходимо развивать территориально близкие структуры, которые не всегда могут профинансировать исследования в полном объеме.

Трудно предположить, что кластер может образоваться между производственным предприятием в центре России и на Дальнем Востоке, как это было в СССР, когда плановики пренебрегали логистическими принципами оптимизации производственных издержек. Иными словами, территориальная близость элементов кластера (организаций, которые в него входят) позволяет снизить издержки развития связей.

Создание корпораций развития регионов и формирование образовательных региональных комплексов позволяет ставить вопрос о формировании сети кластеров. В этом плане региональная сеть кластеров (образовательно-производственных) становится структурой, в которой рыночная инфраструктура каждого кластера может объединяться и формировать инфраструктурный кластер. В этих условиях существенно

усиливается роль образовательного и научного сообщества регионов, которое в сотрудничестве с представителями реального сектора экономики и органами государственной власти и управления может принимать участие в решении задач управления социально-экономическим развитием региона. Это во многом избавит административную власть от опеки реального сектора экономики, что позволит сосредоточить усилия на социальном развитии региона.

Согласно государственной стратегии, к 2020 г. доля российских предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40—50 %, а инновационной продукции в общем объеме — до 20—25 %. При этом внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться с 1 до 3 % ВВП в основном за счет увеличения расходов частного капитала на науку2.

Во Владимирской области затраты на НИОКР в 2012 г. составили 1,3 % ВРП (3 725,15 млн руб. при ВРП 285 622 млн руб.). Однако численность научных работников по сравнению с таковой в период плановой экономики сократилась вдвое, а средний возраст сотрудников научно-исследовательских организаций увеличился (доля специалистов в возрасте до 40 лет не превышает одной трети). Инновационной деятельностью в промышленности занимаются около 15 % предприятий. Слабая взаимосвязь научно-исследовательских организаций с производством и отсутствие опыта коммерциализации высоких технологий являются причинами, сдерживающими продвижение инновационных научно-технических проектов3.

Решить эти проблемы возможно, на наш взгляд, посредством формирования региональной инновационной системы, которая может представлять собой сеть кластеров, связанных между собой отношениями кооперации. Например, научно-образовательный кластер как подсистема региональной инновационной системы может включать цепочку образовательных учреждений, технопарк и научно-образовательные центры (НОЦ), расположенные на базе учебных подразделений крупных предприятий региона4. Важно создавать производство, находящееся на «переднем крае» технологического развития, для того чтобы войти в мировой процесс создания добавленной стоимости на верхних его уровнях (5-м и 6-м технологических укладах)5, характеризующихся самой высокой отдачей на вложенный капитал. 

В эпоху знаний наука, образование и инновации становятся главной движущей силой экономики и ключевым фактором роста конкурентоспособности. При этом вклад научно-образовательного кластера в экономику Владимирской области должен оцениваться с точки зрения четырех составляющих: как перспективный сектор экономики, обеспечивающий занятость населения области на предприятиях с высоким уровнем производительности и добавленной стоимости; как источник инноваций, усиливающий конкурентоспособность предприятий области; как фактор роста, стимулирующий появление предприятий новой экономики, формирующихся на базе научно-образовательного комплекса и обладающих высоким потенциалом роста; как фактор конкурентоспособности, обеспечивающий экономику области качественными трудовыми ресурсами (мировой рынок образовательных услуг растет со среднегодовым темпом 9,2 % и достигнет в скором времени 200 млрд долл.)6. Стержнем формирования и функционирования областных кластеров выступает научно-образовательный кластер, который решает три главные задачи развития области: рост человеческого капитала, инновационность развития и обеспечение конкурентоспособности продукции, производимой в регионе.

Система образования Владимирской области включает 1 050 учреждений (19 тыс. учебных мест) и может быть представлена региональным кластером, включающим не только подсистемы, относящиеся к различным уровням образования (дошкольные учреждения, учреждения общего образования, учреждения среднего и высшего профессионального образования), но и подсистемы инфраструктуры научно-образовательного кластера.

К таким подсистемам следует отнести корпоративные институты, расположенные на площадках хозяйствующих субъектов, научно-образовательные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, ресурсные и прочие центры, попечительские и прочие советы.

Связи научно-образовательного кластера с внешней средой так или иначе замыкаются на органах государственной власти и сфере производства, а также на потребителях научно-образовательных услуг в регионе и конкурентах за его пределами. Но потребность сферы образования в обобщении социально-экономических и технических аспектов реальной практики требует не эпизодических контактов с внешней средой, а активного взаимодействия образовательных учреждений, органов власти и хозяйствующих субъектов и населения в социально-экономических процессах.

Наилучшим образом такое взаимодействие реализуется путем размещения на площадках хозяйствующих субъектов корпоративных институтов, а также в процессе выполнения консультационных и поисковых работ учебными заведениями по заказам хозяйствующих субъектов. Апробация полученных результатов в этом числе может производиться на территории технопарков при университете и встроенном в него бизнес-инкубаторе.

Иерархические связи образовательных учреждений свидетельствуют о методической системности образования в части как получения информации из практики учебных заведений всех уровней, так и передачи в практическую деятельность новых теоретических разработок. В структуру образовательного кластера могут войти три самостоятельных института Владимирской области и одна академия, а также филиалы иных вузов, которых в регионе около 20.

Интерес для образовательной сферы представляет и инфраструктура промышленных и прочих кластеров, в которую входят, как правило, консалтинговые фирмы, обучающие, поисковые и проектные организации, а также венчурные фирмы и технопарки (индустриальные или промышленные парки) с бизнес-инкубаторами, информационные и логистические центры. Так, разработчики новой редакции стратегии развития Владимирской области предлагают выделить пять приоритетных кластеров (точного машиностроения, фармацевтический, стекольный, биоэнергетический и туристско-рекреационный). В группу потенциальных кластеров вошли агропромышленный, автомобилестроительный, деревообрабатывающий, текстильный, транспортно-логистический и химический.

Кластерная политика предусматривает создание новых институтов развития в регионах. Так, в Липецкой области с этой целью создана «Корпорация развития Липецкой области», в Калужской — «Агентство регионального развития», в Воронежской — «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам». 

Во Владимирской области также создана корпорация развития, а в качестве формирования инфраструктуры предусматривается привлечение к реализации задач корпорации развития инфраструктуры хозяйствующих субъектов в лице созданных на их базе кластеров и инфраструктуры образовательного кластера, потенциала Торгово-промышленной палаты Владимирской области, а также создаваемых Корпорацией индустриальных или промышленных парков, бизнес-инкубаторов, информационных и логистических центров, НИИ и КБ, прочих элементов инфраструктуры, обеспечивающих работу кластеров.

Юридические лица, входящие в кластер, имеют различную организационно-правовую форму по российскому законодательству и различную подчиненность. Поэтому для успешной работы кластера необходимы многосторонние соглашения рамочного характера и последующие договоры на выполнение и реализацию различных проектов, направленных на стратегическое развитие Владимирской области, на основе повышения эффективности функционирования хозяйственной системы региона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Журавлев Р.И. К оценке роли ведущих вузов в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. URL: http://edu-clusters.ru/sites/default/files/AnaliticSER.doc (дата обращения: 30.10.2014).

2 См.: Владимирская область в цифрах — 2012: официальные статистические публикации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. URL: http://vladimirstat. gks.ru (дата обращения: 10.06.2014).

3 См.: Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Михайлов А.С. Инновационное развитие организаций: моногр. Владимир: Изд-во Владимир. филиала РАНХиГС, 2013. С. 101 — 103.

4 См.: Стратегия университета: моногр. / под ред. Ю.Н. Лапыгина. Муром: Изд-во МИ ВлГУ, 2008. 480 с.

5 См.: Малинецкий Г. Фрагмент доклада о перспективах РФ. Заокеанское управление будущим. URL: http://zdesbudetgorodsad.ru/?p=1300 (дата

обращения: 20.10.2014).

6 См.: Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» от 17 апреля 2006 г. № 127. URL: www.raexpert.ru/database/strategy/12.n-novgorod.rtf (дата обращения: 06.10.2014).

D. Yu. Lapygin. Integration of Education and Science as a Factor of Strategic Development of a Region

Development of a region manifests itself in strategically significant changes, which should include the integration of the education system within itself, and with economic entities. Integration processes aimed at implementing synergistic effects allow to reduce transaction costs and to ensure innovative development of a region.

Three directions of integration are singled out: integration of institutions into the educational cluster of a region; integration of universities and business; formation of new educational structures in the process of business integration. The foundation of establishing a cluster can be a relationship of "beneficial" and "closer" interaction of educational institutions between themselves and business organizations. Benefits of interaction between educational institutions and business organizations are not only in approximation of theory to practice (ability to form case studies for training purposes and introduction of new solutions for business processes), but also in the growth of the potential of a region as a whole. The educational cluster can become the backbone of the entire regional innovation system representing a network of clusters that are linked by relations of cooperation.

Development corporations created nowadays in Russia's regions will have an opportunity to provide for regulation of processes of socio-economic development in the regions and will contribute to formation of clusters, among which the scientific and educational cluster can act as a backbone link.

Поступила 14.11.2014.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная