Е. В. Павлов, О. В. Лазарева. Развитие инфраструктуры и территориальная организация малых городов региона второй половины 60-х — середины 70-х гг. XX в.

E. В. ПАВЛОВ, О. В. ЛАЗАРЕВА

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ  И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ РЕГИОНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 60-х — СЕРЕДИНЫ 70-х гг. XX в.

ПАВЛОВ Евгений Владимирович, доцент кафедры гражданского права Средне-Волжского (г. Саранск) филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат исторических наук.

ЛА3АРЕВА Оксана Владимировна, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Средне-Волжского (г. Саранск) филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент.

PAVLOV Evgeny Vladimirovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Law, Middle Volga (Saransk) Branch of Russian Law Academy of Ministry of Justice of the Russian Federation (Saransk, Russian Federation).

LAZAREVA Oksana Vladimirovna, Candidate of Historical Sciences, Docent, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Middle Volga (Saransk) Branch of Russian Law Academy of Ministry of Justice of the Russian Federation (Saransk, Russian Federation).

Ключевые слова: жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, культурная сфера, отставание в культурно-бытовом обслуживании

Key words: house construction, housing and utilities sector, cultural sector, lag in cultural and consumer services

В статье рассмотрены экономико-культурные проблемы некоторых малых городов региона. Определены причины глубокого кризиса и его предполагаемое влияние на экономику региона. Выявлены некоторые реальные угрозы развития малого города, такие как неразвитость институтов строительной и социальной инфраструктуры, низкая административно-управленческая активность.

The paper considers economic and cultural problems of some towns in a region. Causes of deep crisis and its expected impact on the economy of a region are identified. Some real threats to development of small towns are revealed: weak institutions of the construction and social infrastructure, low administrative activity, etc.

Основой комплексной характеристики городского расселения служит выявление градообразующих функций города. При этом решающее значение имеют различные сочетания  функций промышленно-производственных и организационно-культурных, а также транспортных. Именно они, по мнению Б. С. Хорева, определяют функциональный профиль того или иного города1. Более конкретно показатели представлены в работах по типологии городов Ю. Г. Саушкина: структура, интенсивность и направление экономических связей города, распределение занятого населения по сферам народного хозяйства и областям труда, отраслевая структура про-мышленности2.

Следует отметить, что города Мордовии (Темников, Крас-нослободск, Ардатов) являются местными организующими центрами. Ковылкино в рассматриваемый период был городом переходного типа между промышленно-транспортным и местным организующим центром3. В отношении Ковылкино это произошло из-за того, что этот город занимал выгодное промежуточное (в плане перевалочного транспортного центра) положение между столицей республики и остальными районами западной части республики, что явилось стимулом для его динамичного роста и развития4. Как отмечает В. Шушпанов, «город стал расти существенно после того, как Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 января 1963 г. город был отнесен к категории городов республиканского значения»5. 3аметно стали развиваться промышленность, культурно-бытовое строительство и благоустройство города.

На г. Ковылкино выделялось в два раза больше средств по всем статьям инфраструктуры города, что отразилось на бурном строительном буме в бывшем поселке городского типа. Вот что писал журналист местной газеты Е. Соченков в 1963 г.: «С 1960 г. в городе появились новинки: кинотеатр, здание железнодорожной школы-одиннадцатилетки, детсад, двухэтажное здание еще одного магазина, хирургическое отделение с аптекой по соседству, дом отдыха "Мокша"»6. «Вместе с тем, — отмечал В. Ф. Оськин, — ведется строительство и производственное. На спиртзаводе сооружается цех кормовых дрожжей, готовится к сдаче новый колбасный цех. Продолжается строительство тротуаров и водопрово-да»7. В 1970 г. В. Шушпанов констатировал: «В городе насчитывается 15 промышленных предприятий, на которых трудится 8 тысяч человек. 3а четыре года (с 1966 г.) объем промышленной продукции вырос в полтора раза. Совет Министров МАССР утвердил генплан застройки Ковылкино. Намечено построить 10 многоэтажных домов, среднюю школу на 640 мест, комплекс зданий строительного техникума, столовую, магазин, бытовые учреждения и спортивные площадки»8.

В 1974 г. В. Шушпанов отмечал: «3а три года девятой пятилетки в городе построено свыше десятка многоэтажных домов и зданий культурно-бытового назначения. Горожане получили около 16 тыс. м2 жилой площади. На юго-западе вырос еще один новый город с многоэтажными зданиями, магазинами, предприятиями бытового назначения. Растет протяженность асфальтовых дорог и тротуаров. Бурный рост города ставит перед горсоветом новые задачи. На первый план выдвигаются вопросы благоустройства, культурного развития и улучшения быта горожан. Намечено значительное расширение протяженности водопровода, тротуаров и дорог с твердым покрытием»9. Он же в 1975 г., анализируя развитие города с 1960 г., отмечал: «Развитие промышленности и строительной базы вызвало увеличение городского населения. Лишь за 5 лет люди получили 11 923 тыс. мжилья; введено 89 индивидуальных домов, 70-квартирный дом, районный узел связи, средняя школа на 536 учащихся. Определенное развитие получило коммунальное хозяйство. Почти на 80 км увеличилась протяженность водопровода. Объем бытовых услуг за пять лет увеличился в полтора раза»10.

То же самое происходило, но в меньших масштабах, в других малых городах Мордовии. В Краснослободске «за последние годы в старой части города, на улицах, прилегающих к центру, появились современные жилые здания. Построен универмаг, Дом быта, кинотеатр на 300 мест, школа-интернат, средняя школа, детсад-ясли, инфекционный корпус больницы и многое другое. В настоящее время в стадии строительства находятся такие объекты, как Дом связи, гостиница, ресторан, хлебозавод, водонапорная башня. Однако главную тревогу вызывают темпы и качество строительства»11. Но строился Краснослободск медленно. Причиной тому были: низкая организация труда, перебои в снабжении стройматериалами и нехватка рабочей силы. Государственные сроки часто срывались, потому что работы велись сезонно (2—3 месяца в году)12

Совсем скромные достижения в этот период были в г. Темникове: «Проводится реконструкция хлебозавода, расширяется сеть торговых предприятий. В 1966 г. построен новый продовольственный магазин. Благоустроен городской стадион, проложен водопровод. За счет личных средств горожане построили 9 жилых домов. Будет построено три восьмиквартирных дома (и это в 1967 г.); войдет в строй АТС, будет построен новый магазин. Полным ходом развернется строительство железобетонного моста, а также пущен в эксплуатацию цех радиодеталей, с чем открывается перспектива дальнейшего промышленного роста города»13. В середине 60-х гг. ХХ в. в Темникове были сельское профтехучилище, детская музыкальная школа, ДОСААФ, больница, являвшаяся методическим центром для всего района, библиотека, 19 продовольственных, 5 магазинов промышленных товаров и магазин культтоваров14. В 1973 г. был разработан генеральный план города на 25—30 лет, «в котором намечается увеличение численности населения до 15 тыс. и нормы обеспечения жилой площадью до 12 м2 на одного жителя (сейчас это 7,7 м2). Основной задачей при проектировании было: упорядочение существующей планировки и выбор территорий, необходимых для дальнейшего развития города. Коренной реконструкции подвергнется центральная часть. Новое жилищное строительство предлагается осуществить в основном двухэтажными домами. Таким образом в них будет жить около 75 % всего населения города»15.

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в 60-х гг. ХХ в. наблюдались бурный рост и развитие инфраструктуры малых городов Мордовии. Важную роль в этом процессе играло строительство путей сообщения. Города как территориальные точки концентрации людских и материальных ресурсов могли формироваться и развиваться только на основе развития сети путей сообщения. Городской тип поселения невозможен без взаимодействия с окружающей территорией. Чем поселение крупнее, тем большая территория входит в сферу его влияния. Соответственно, темпы роста города связаны с интенсивностью внешних связей, обмена людьми, грузами, информацией. Развитие сети транспортных путей частично является следствием формирования поселенческой структуры, но выступает и градообразующим фактором, особенно в точках высокой интенсивности транспортных перемещений, пересечения транспортных путей. Динамика протяженности транспортных путей, изменение соотношения их видов — не только важная характеристика степени развития какого-либо вида транспорта, но и ценная составляющая предполагаемой степени развития региона.

При существенном увеличении (почти в 2,5 раза) протяженности автомобильных дорог в Мордовии их сеть ни по количественным, ни по качественным параметрам не соответствовала необходимому уровню республики, а объемы грузооборота были относительно малы. Между тем именно грузовой автомобильный транспорт является основным средством сообщения, перевозки хозяйственных грузов на малых и средних расстояниях, и его неразвитость означала ограниченность сообщения между городами на районном и областном уровне. Таким образом, неразвитость этого сектора инфраструктуры, с одной стороны, отражала относительно низкую степень интеграции экономики на региональном уровне, с другой — мешала складыванию территориально-производственных комплексов. К тому же интенсивность перевозок грузов автомобильным транспортом была очень низкой.

Относительная неразвитость инфраструктуры являлась фактором, сдерживающим региональную (территориальную), хозяйственную интеграцию и формирование единого народно-хозяйственного комплекса республики. Вместе с тем и экономические проблемы территории, и общегосударственные проблемы экономического развития, прежде всего адекватность научно-технической и технологической базы производства мировому уровню в условиях многочисленных технологических переворотов в 1970-е гг., упиралась в планово-административный механизм управления экономикой с доминирующим отраслевым принципом.

Необходимо отметить, что неповоротливый административный механизм был способен скорее к тиражированию технологически устаревших производств, в том числе путем строительства новых предприятий на старой технологической базе, нежели к гибкому реагированию на ускоряющиеся технологические прорывы и достижения науки и техники. Для территориальной организации общества эта неразвитость инфраструктуры была сдерживающим фактором как на региональном, так и на общегосударственном уровне. 

Например, в 1963 г. в местной периодической печати г. Ковылкино поднимались вопросы благоустройства города, а точнее его полного отсутствия: «По наличию луж и колдобин Ковылкино может соперничать не только с городом, но и с захолустной деревней. Лужи под окнами председателя городского Совета, на базарной площади. Не просыхают озера воды и грязи, по которым в ненастную погоду ни проехать, ни пройти. Свет выключают через каждые 30—40 минут. Жители многих улиц испытывают нужду в водоснабжении»16. Через десятилетие, в связи с развитием промышленности, дополнительно вставали на повестку дня новые проблемы: «Перспектива дальнейшего развития города ставит вопрос о борьбе с загрязнением окружающей среды. Руководители предприятий не принимают должных мер к очистке сточных вод, мирятся с загрязнением атмосферы. Уже сейчас из-за ненормированного пользования питьевой водой предприятиями уровень воды в артскважинах угрожающе низок»17.

В других городах дела обстояли гораздо хуже. На седьмой сессии горсовета в г. Ардатове от 14 января 1960 г. отмечалось: «Водопровод строят безответственно, нет озеленения. О детях дошкольного возраста заботятся очень мало. Детские ясли № 1 в запущенном состоянии — в санитарном состоянии не пригодны, что приводит к частой заболеваемости у детей»18. Судить о развитии инфраструктуры города можно и по наказам населения от 1965 г.: принять меры по улучшению бытового обслуживания топливом, электрифицировать весь город, организовать работу по укреплению оврагов, решить вопрос с водоснабжением города, отремонтировать баню, газифицировать в первую очередь школы, детские сады и ясли19.

В 1970 г. на сессии Ардатовского горсовета заведующий городским хозяйством говорил: «Ремонтно-строительные работы проводятся низкого качества. В городе нет специально построенных детских учреждений. Занятия в школах проходят в три смены — это ненормально! Санитарное состояние города неудовлетворительно»20. Депутат М. Г. Гринина дополнила картину: «В детских учреждениях нет настоящего ремонта. На газификацию города выделено 6,8 тыс. рублей — это мизер!»21.

По Краснослободску ситуация складывалась следующим образом. IV сессия горсовета 1965 г.: «Состояние электросетей и обеспечение электроэнергией остаются неудовлетворительны. В городе мощность подстанций без промышленных предприятий должна составить 1 340 кВт/ч, а составляет 930 кВт/ч. Ремонт домов производится сезонно. Новые дома строятся без учета подводки водопровода и канализации — это ведь вчерашний день». О требованиях к инфраструктуре города можно судить по наказам избирателей: построить автовокзал, кинотеатр, хлебозавод и мельницу; увеличить уличное освещение, строительство жилого фонда; обратить особое внимание на санитарное состояние города; построить тротуары; закончить строительство комбината бытового обслуживания; добиться регулярной очистки тротуаров; построить производственную базу строительного участка; открыть молочную кухню в городе22.

Наказы избирателей, отражающие насущные проблемы, так и не были решены23.

Если же брать вопросы выполнения заданий по капитальным вложениям, строительно-монтажным работам, жилищному строительству по Волго-Вятскому региону в 60-е гг. ХХ в., то Мордовия была на последнем месте со среднегодовым процентом выполнения 54 % от плана (в Горьковской области — 72 %, Кировской области — 76 %, Марийской АССР — 69 %, Чувашской АССР — 78 %)24.

Таким образом, в 60-е гг. ХХ в. в малых городах республики происходили бурный рост и развитие инфраструктуры городов: строились предприятия, коммуникации, учреждения соцкультбыта, дороги и тротуары, частично стали газифицироваться микрорайоны. Однако строительство сопровождалось слабой организацией работ, что вело к неустроенности территорий. Это, безусловно, вызывало недовольство у населения. Малый город еще не мог в силу ряда причин (слабое финансирование, нечеткое распределение функций властных структур и т. д.) решать вопросы развития инфраструктуры. Это приводило к тому, что на десятилетия затягивалось решение неотложных вопросов жизнедеятельности городов, с чем не хотели мириться жители этих населенных пунктов в конце 60-х — 70-х гг. ХХ в. 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Хорев Б.С. Городские поселения СССР. М.: Мысль, 1968. С. 1.

2 См.: Саушкин Ю.Г. Об изучении системы городов Советского Союза // Вестн. МГУ. Сер.: Геогр. 1960. № 1. С. 29—30.

3 См.: Минц А.А., Хорев Б.С. Опыт экономико-географической типологии городов // Вопр. географии. М., 1959. Вып. 45. География городских и сел. поселений. С. 72—89.

4 Там же. С. 79.

5 Шушпанов В. Ковылкино раздвигает границы // Лен. путь. 1970. 11 дек.

6 Соченков Е. Город наш родной // Там же. 1963. 19 окт.

7 Цит. по: Дуденков Н.В. В городе на Мокше // Сов. Мордовия. 1964. 3 янв.

8 Шушпанов В. Город сегодня и завтра // Лен. путь. 1970. 1 апр.

9 Его же. Лицо молодого города // Сов. Мордовия. 1974. 26 апр.

10 Его же. Ковылкино раздвигает границы // Лен. путь. 1970. 11 дек.; Ковылкино-75: перспективы развития // Там же. 1975. 21 янв.

11 Офицеров И. Новая жизнь старого города // Сов. Мордовия. 1959. 13 сент.

12 Там же.

13 Бабинков В. Будущее Темникова // Сел. новь. 1967. 1 янв.

14 Темников прежде и теперь // Там же. 1964. 1 мая.

15 Будущее Темникова // Там же. 1973. 23 июня.

16 Соченков Е. Город наш родной // Ленинский путь. 1963. 19 окт.

17 Шушпанов В. Лицо молодого города // Сов. Мордовия. 1974. 26 апр.

18 ЦГА РМ. Ф. 228. Оп. 1. Д. 134. Л. 51—52.

19 Там же. Ф. 289. Оп. 1. Д. 156. Л. 15—18.

20 Там же. Д. 194. Л. 26.

21 Там же. Л. 22.

22 Там же. Ф. 8. Оп. 1. Д. 215. Л. 22.

23 Там же. Д. 251. Л. 97.

24 Там же. Ф. 662. Оп. 29. Д. 44. Л. 40; Д. 66. Л. 56. Поступила 12.09.2014.

E. V. Pavlov, O. V. Lazareva. Infrastructure Development and Territorial Organization of Towns in a Region in the Second Half of 1960's — mid-1970's

Identification of the settlement-forming functions of a town is the basis of complex description of urban settling. Different combinations of industrial, organizational and cultural, and transport functions are crucial in this process. Most of the considered towns (Temnikov, Krasnoslobodsk, Ardatov) were local organizing centers, Kovylkino was a town of transitional type (from an industrial and transport center to a local organizing centre). As for

Kovylkino, this is so due to the fact that the town had an advantageous intermediate (in terms of transit transportation center) location between the capital of the Republic of Mordovia and other regions of the Western part of the Republic, which has fuelled its rapid growth and development.

In 1960's, there was rapid growth and development of urban infrastructure in Mordovia's small towns. New roads construction contributed to it. While there was a significant increase (almost by 2.5 times) in the length of roads in Mordovia, they did not meet neither quantitative nor qualitative parameters of the regulatory requirements, and the volume of freight turnover was relatively low. Underdevelopment of this infrastructure sector, on the one hand, reflected the relatively low degree of economic integration at the regional level, on the other hand, it prevented establishment of territorial and production complexes.

Relative underdevelopment of infrastructure was a deterrent to both regional (territorial) economic integration and formation of a unified public economic complex of the Republic. However, economic regional problems and national problems of economic development, above all, adequacy of scientific and technical, and technological base of production to the world level in the circumstances of numerous technological innovations in the 1970's, rested in the planning and administrative mechanism of economy management with the dominant sectoral principle. It is worth mentioning that the clumsy administrative mechanism was able rather to replicate technologically obsolete industries, including through construction of new enterprises on the old technological basis, than to flexibly respond to accelerating technological breakthroughs and achievements of science and technology.

In 1960's, there was rapid growth and development of infrastructure in small towns: enterprises were built as well as communications, cultural institutions, parks, roads and sidewalks, districts partially began to be supplied with gas. However, this construction was accompanied by weak organization of work and by underdeveloped territories. This, naturally, caused complaints of the population. A town, for a number of reasons (poor funding, no clear distribution of functions of the authorities, etc.), still couldn't solve the problems of effective infrastructure development. This led to the fact that solution of urgent town problems was delayed for decades, what the inhabitants of these settlements in the late 1960's — 1970's would not tolerate.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная