А. Н. Шведков. Повышение инвестиционной привлекательности региона

A. H. ШВЕДКОВ

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

ШВЕДКОВ Александр Николаевич, аспирант кафедры менеджмента экономического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

© Шведков А. Н., 2016

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, налоговые льготы, инвестиционные проекты, регион

Аннотация. В статье рассматривается проблема привлечения иностранных инвестиций в промышленность в условиях санкционного давления западных стран на экономику России. На основе статистических данных анализируется структура иностранных инвестиций и факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность. Предложены меры по увеличению объема иностранных инвестиций в одном из регионов России — Республике Мордовия.

Реферат. Введение: изменившиеся геополитические условия, связанные с осложнением отношений России с западными странами и введением против нашей страны экономических санкций, привели к увеличению количества факторов, сдерживающих иностранные инвестиции в российскую экономику. В связи с этим с целью привлечения инвестиций для модернизации экономики возникает необходимость улучшения инвестиционного климата в России в целом и в каждом регионе в частности.

Материалы и методы: в качестве основного метода исследования использовался диалектический метод познания действительности. Также применялись общенаучные методы познания: системно-структурный, абстрактно-теоретический, сравнительный, метод экономико-статистического анализа.

Результаты исследования: в работе проанализированы факторы инвестиционной привлекательности в одном из регионов России — Республики Мордовия: научно-техническая база, инфраструктура, рабочая сила, размеры доступного рынка промышленных и потребительских товаров, успешный опыт реализации инвестиционных проектов. Предложены меры, способствующие выявлению и развитию перспективных инвестиционных проектов и повышению инвестиционной привлекательности республики.

Обсуждение и заключения: сегодня факторами, сдерживающими привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являются низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски, существенное падение рубля, западные санкции, коррупция, пробелы в законодательстве, высокие налоги, сложная процедура осуществления инвестиций. Для повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия предложены меры: выявление инвесторов и привлечение их для формирования кластеров, создание кластеров с акцентом на сотрудничество компаний Республики Мордовия с инвесторами, заполнение недостающих звеньев в производственной цепочке за счет компаний республики, стимулирование повторных инвестиций, разработка и реализация маркетинговой программы.

В октябре 2015 г. в Сочи прошел Международный инвестиционный форум, который является современной площадкой для обсуждения перспектив инвестиционного и инновационного будущего страны, а также для презентации масштабных инвестиционных проектов регионов России. На форуме в рамках сессии «Инвестиционный климат на местах: секреты успеха» обсуждались меры, направленные на развитие и совершенствование инвестиционного климата, формирование благоприятной предпринимательской среды на федеральном и региональном уровнях1. Ее развитие позволит привлекать прямые иностранные инвестиции, представляющие собой один из важных инструментов реализации программы модернизации экономики России, способствующий притоку новых технологий производства и управления. Благодаря появлению на российском рынке иностранных игроков повышается уровень конкуренции в различных отраслях, которая стимулирует их модернизацию.

Главной целью привлечения прямых иностранных инвестиций для модернизации экономики следует считать обеспечение их притока в ключевые отрасли промышленности для их значительного обновления и устойчивого развития. Однако в настоящее время желаемый результат не получен как в силу того, что интересы инвесторов и реципиентов редко совпадают, так и в силу действия макроэкономических факторов, влияющих на привлечение иностранных инвестиций. Правительство России сделало ряд шагов в направлении стимулирования иностранных инвестиций: изменена нормативно-правовая база, созданы особые экономические зоны, установлены налоговые льготы2.

Из таблицы видно, что увеличивается доля прочих инвестиций, состоящих в основном из краткосрочных займов.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

В настоящее время целью страны является создание благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности и стимулирование частных инвестиций (в том числе иностранных), при этом с ограничением участия государства в качестве непосредственного инвестора. Россия нуждается в прямых частных инвестициях, а именно в так называемых умных инвестициях. Это вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест5.

Министерство экономического развития Российской Федерации разработало совместно с органами государственной власти субъектов Федерации и заинтересованными министерствами и ведомствами план мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в экономику регионов страны. Этот документ охватывает все направления государственной региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Федерации. Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сказывается регионализация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов страны, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами6.

Улучшение инвестиционного климата предопределяет необходимость: совершенствования макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий); развития системы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности; развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения; проведения реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности; введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну7.

Создать комфортные условия для ведения бизнеса в инвестиционно привлекательных регионах России, например таких как Республика Мордовия, позволит система поддержки инвестиционной активности, а также работа по сокращению административных барьеров и упрощению процедур при осуществлении инвестиционной деятельности. Среди преимуществ такого статуса — возможность получения содействия региона в реализации проектов, включая их непосредственное сопровождение специалистами исполнительных органов государственной власти.

Положительный опыт в этой области накоплен в г. Санкт-Петербурге — одним из лидеров среди субъектов Федерации по объему и сроку предоставления налоговых льгот, простоте их получения. Предоставление льгот в Санкт-Петербурге не требует от инвестора заключения инвестиционного договора с регионом и прохождения иных разрешительных и согласовательных процедур8.

Современный регион может активно жить и развиваться, если решены вопросы его обеспечения инфраструктурой (транспортной, инженерной, социальной). Как показывает имеющаяся отечественная практика, наиболее эффективным механизмом привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты является механизм государственно-частного партнерства9. Например, в Мордовии с 2009 по 2013 г. реализовано несколько инфраструктурных проектов с участием местных муниципальных образований10.

Создание эффективных условий привлечения иностранных инвестиций в Республику Мордовия на долгосрочную перспективу невозможно без применения комплексного подхода к проблеме привлечения инвестиций в регион и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, так как одной из основных особенностей обеспечения динамики социально-экономического развития регионов России является инвестиционный потенциал, включающий совокупность инвестиционных ресурсов, материально-технических, финансовых и нематериальных активов (право собственности на объекты промышленности, добычу полезных ископаемых).

Выделим ряд факторов инвестиционной привлекательности, формирующих инновационный потенциал республики, условно разделив их на рыночные и административные.

К р ы н о ч н ы м ф а к т о р а м относятся те, которые являются частью существующей среды и не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе (активы, ресурсы). Возможность влиять на них ограниченна. Уровень значимости каждого из таких факторов существенно разнится в зависимости от инвестора и вида бизнеса. Однако для контроля и оценки принимаемых мер может использоваться количественный показатель. В Мордовии можно выделить ряд рыночных факторов, которые формируют инвестиционный потенциал:

—    научно-техническую базу. Стратегия развития республики направлена на кластерное развитие производств и конкурентоспособность. В неразрывной связи в регионе находятся учреждения образования, инновационные инжиниринговые центры и промышленные предприятия;

—    инфраструктуру. В республике насчитывается несколько тысяч километров автомобильных дорог, проходят железнодорожные пути, автомобильная дорога федерального значения М-5 «Урал»;

—    размер доступного рынка промышленных товаров. В некоторых отраслях с высокой добавочной стоимостью существует ряд тесно связанных между собой производств. При этом предпочтительным является то, чтобы они были расположены близко друг к другу. Таким образом, инвесторы оценивают привлекательность рынка с точки зрения существующих промышленных зон и уровня их развития;

—    размер доступного рынка потребительских товаров. В большей степени этот фактор важен для производителей потребительских товаров и предприятий розничной торговли, в меньшей степени — для производителей товаров производственного назначения. При этом инвесторы рассматривают не только региональный потребительский рынок, но и соседние регионы как потенциальные рынки для своей продукции. В этом плане Республика Мордовия имеет удачное географическое расположение;

—    человеческий потенциал. В Мордовии человеческий потенциал является конкурентным преимуществом. Необходимо отметить, что рост инвестиционной привлекательности влечет за собой увеличение потребности в высококвалифицированных специалистах и, как следствие, повышение уровня квалификации выпускаемых системой профессионального образования специалистов и рабочих.

А д м и н и с т р а т и в н ы е ф а к т о р ы — это факторы, касающиеся эффективности административного аппарата и процессов, законодательство. Они труднее поддаются количественной оценке, однако при этом универсальны вне зависимости от видов бизнеса и предпочтений инвесторов. Основной характеристикой административных факторов является возможность осуществлять оперативное управление ими и контролировать результаты в краткосрочной перспективе. С точки зрения инвестора, любой из этих факторов может быть квалифицирован как барьер для инвестирования11. Таких факторов несколько:

—    инвестиционная открытость. В Мордовии работает Корпорация развития Республики Мордовия, состоящая в Ассоциации региональных инвестиционных агентств, в задачи которой входит формирование взаимодействия инвесторов с органами государственной власти по принципу «одного окна», формирование предложений для инвесторов по реализации проектов в регионе и др.12;

—    успешный опыт реализации инвестиционных проектов13;

—    эффективное взаимодействие органов власти на уровне региона, принципиальная согласованность действий органов государственной власти с провозглашенной политикой и принципами;

—    финансовое стимулирование и налоговая поддержка. В Республике Мордовия действует ряд мер государственной поддержки инвестиционных проектов: предоставление налоговых льгот, субсидирование части процентной ставки банковского кредита, предоставление поручительства Гарантийного фонда Республики Мордовия, обеспечение предприятий энергоресурсами14.

В настоящее время административные факторы представляются более сильным движущим стимулом при принятии инвестиционного решения, так как низкий уровень институционального развития не может обеспечить реализацию рыночных факторов. Хотя административные факторы часто воспринимаются как вторичные, инвесторы считают, что их высокое качество может нейтрализовать отрицательное влияние рыночных. С другой стороны, негативные административные факторы часто способны отпугнуть инвесторов от региона даже при привлекательных рыночных факторах. Инвесторы ожидают, что по мере продвижения по пути институционального развития административные факторы станут менее значимыми, а актуальность рыночных возрастет.

Следует выделить ряд проблем, влияющих на поступление инвестиций на региональный рынок. Это пробелы в законодательстве, высокие налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвесторов, коррупция. Причинами снижения числа иностранных инвесторов чаще всего являются: высокие затраты на производство, длительная и сложная процедура регистрации инвестиций в предприятия, расхождение между словами и делами руководителей, низкий уровень менеджмента15.

Важную роль для инвесторов при анализе политической ситуации играет разработка эффективной государственной и муниципальной политики в области иностранных инвестиций, участие региона в международных форумах, конференциях, заключение международных договоров.

Меры по повышению инвестиционной привлекательности должны быть направлены на создание положительного образа Мордовии на рынке и на развитие ее внутренних возможностей. Основной задачей рыночно ориентированных мер является увеличение притока прямых инвестиций за счет оптимального позиционирования и улучшения имиджа региона среди потенциальных инвесторов. Меры, направленные на развитие внутренних возможностей, в первую очередь нацелены на совершенствование инвестиционного процесса.

Для повышения инвестиционной привлекательности необходимо разработать ряд мер по выявлению и развитию перспективных инвестиционных проектов: отбор перспективных инвестиционных проектов с проработкой параметров их реализации; выявление инвесторов и привлечение их для формирования кластеров; развитие региональной и муниципальной инфраструктуры с целью формирования промышленных, логистических парков; стимулирование развития механизма государственно-частного партнерства; развитие кластеров с акцентом на сотрудничество компаний Республики Мордовия с инвесторами; заполнение недостающих звеньев в производственной цепочке за счет компаний Республики Мордовия; стимулирование повторных инвестиций; предоставление инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества; предоставление инвесторам отсрочек и рассрочек на срок по платежам за предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности региона, и прав на них на инвестиционных условиях; борьба с коррупцией и снижение административных барьеров.

Кроме того, необходимо подготовить и реализовать маркетинговую программу, включающую: разработку единого стандарта информационных материалов общего и отраслевого инвестиционного продвижения (на различных языках) и организацию доступа к этой информации по различным каналам (включая электронные); разработку и поддержание единой базы потенциальных инвесторов, действующих инвесторов, отраслевых инвестиционных проектов; организацию каналов информационного продвижения; использование возможностей российских представительств в других странах для привлечения потенциальных инвесторов.

Следует отметить, что на инвестиционный климат отрицательно влияют не только ограничения деятельности иностранных фирм, но и нестабильность и пробелы в законодательстве. Все это лишает инвестора возможности прогнозировать развитие экономики и в свою очередь снижает рентабельность вложений.

Таким образом, иностранные капиталовложения важны для развития экономики. Однако в России накопилось много нерешенных проблем, осложняющих перспективы ее участия в международном обмене капиталом в контексте повышения эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций. Предложенные меры по привлечению прямых иностранных инвестиций будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит рост иностранных инвестиций в регион, в частности в Республику Мордовия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1    См.: Деловая программа Международного инвестиционного форума «Сочи-2015». URL: http://nisse.ru/about/news/?ELEMENT_ID=131163 (дата обращения: 15.11.2015).

2    См.: Полусмакова В.С. Ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и пути их решения / / Вестн. Волгоград. гос. унта. Сер. 9: Исслед. молодых ученых. 2013. № 11. С. 39—42. URL: http: // elibrary.ru/item.asp?id=21242427 (дата обращения: 28.11.2015).

3    См.: Апокин А. Повышение стимулов для инвестиций в основной капитал и технологии: основные направления экономической политики //

Вопр. экономики. 2011. № 6. С. 43—56. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=16366510 (дата обращения: 21.10.2015).

4    См.: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.11.2015).

5    См.: Инвестиционный климат и инвестиционная политика в России. URL: http://www.deepfinance.ru/finances-865-1.html (дата обращения: 17.11.2015).

6    См.: Буянова А.С., Шибилева О.В. Значение иностранных инвестиций во внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 268—270. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20537921 (дата обращения: 12.11.2015).

7    См.: Иностранные инвестиции в экономике Казахстана и меры по улучшению инвестиционного климата. URL: http://gglob2.otgroup.kz/ru/ lecture/view/19165 (дата обращения: 17.11.2015).

8    См.: Финский и российский бизнес предметно обсудили проблемы и перспективы своего Б2Б-сотрудничества. URL: http://nisse.ru/articles/ details.php?ELEMENT_ID=101812 (дата обращения: 10.11.2015).

9    См.: Скопин А.О. Государственная поддержка региональных инвестиционных проектов // Совр. технологии управления. 2012. № 18. С. 7—15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17957155 (дата обращения: 28.11.2015).

10    См.: Реализованные проекты. URL: http://investrm.ru/gchp/proekty1/ realizovannye/ (дата обращения: 01.12.2015).

11    См.: Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О Программе улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011— 2015 годы» от 28 июня 2011 г. № 834 // Справ.-прав. система «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 23.12.2014).

12    См.: Корпорация развития Республики Мордовия. URL: http://investrm.ru/ (дата обращения: 01.12.2015).

13    См.: Российское правительство поддерживает инвестиционные проекты Мордовии. URL: http://saransk.monavista.ru/news/270806/ (дата обращения: 05.12.2015).

14    См.: Преимущества инвестирования в Республику Мордовия. URL: http://investrm.ru/investors/benefits/ (дата обращения: 01.12.2015).

15    См.: Завьялов М.В. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику России // Управление экон. системами: электрон. науч. журн. 2013. № 8. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20685071 (дата обращения: 27.10.2015).

A. N. SHVEDKOV. INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF A REGION

Key words: investments, investment climate, tax incentives, investment projects, region

Abstract. The paper deals with the issue of attracting foreign investment in the industry in the conditions of the Western sanctions against Russia’s economy. On the basis of the statistical data the structure of foreign investment and factors affecting investment attractiveness are analyzed. Measures to increase foreign investment in the Republic of Mordovia, one of the regions of Russia, are proposed.

Synopsis. Introduction: the changing geopolitical conditions related to complication of Russia’s relations with Western countries and economic sanctions imposed against Russia have led to an increase in the number of constraints to foreign investments in the Russian economy. In this regard, in order to attract investments for modernization of the economy, there is a need to improve the investment climate in Russia as a whole and in every region in particular.

Materials and Methods: the main method of research employed was the dialectical method of cognition of reality. The following scientific methods of cognition were also used: the systemic and structural, the abstract and theoretical, and comparative ones, as well as the method of economic and statistical analysis.

Results: the paper analyzes the factors of investment attractiveness in one of the regions of Russia, the Republic of Mordovia, namely the scientific and technical base, infrastructure, labor force, size of the available market for industrial and consumer products, and the experience of successful investment projects implementation. Measures conducive to identifying and developing promising investment projects and to increasing the investment attractiveness of the Republic are proposed.

Discussion and Conclusions: at present, the impediments to attraction of foreign investments into the Russian economy are: the low credit rating, high investment risks, a significant fall of the ruble, Western sanctions, corruption, gaps in legislation, high taxes, and a complicated procedure of investing. To increase the investment attractiveness of the Republic of Mordovia, the following steps are suggested: identification and invitation of investors to form clusters; clustering with the emphasis on cooperation between the companies from the Republic of Mordovia and investors; completion of the missing links in the production chain due to the Republic’s companies; encouragement of re-investment; development and implementation of a marketing program.

REFERENCES

1    Delovaja programma Mezhdunarodnogo investicionnogo foruma «Sochi-2015» [Business Program of the International Investment Forum «Sochi-2015»]. Available from: http://nisse.ru/about/news/7ELEMENT_ ID=131163 (accessed 15.11.2015). (In Russ.)

2    Polusmakova VS. Kljuchevye problemy privlechenija inostrannyh investicij v Rossiju i puti ih reshenija [Key problems of foreign investment attraction in Russia and way of their decision]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 9: Issledovanija molodyh uchenyh = Bulletin of the Volgograd State University. Ser. 9: Researches of young scientists. 2013; 11:39—42. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21242427 (accessed 28.11.2015) . (In Russ.)

3    Apokin A. Povyshenie stimulov dlja investicij v osnovnoj kapital i tehnologii: osnovnye napravlenija jekonomicheskoj politiki [Increase of incentives for investments into fixed capital and technology: main directions of economic policy]. Voprosy jekonomiki = Questions of Economic. 2011; 6:43—56. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=16366510 (accessed 21.10.2015) . (In Russ.)

4    Oficialnyj sajt Federalnoj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. Available from: http://www.gks.ru/ (accessed 15.11.2015) . (In Russ.)

5    Investicionnyj klimat i investicionnaja politika v Rossii [Investment climate and investment policy in Russia]. Available from: http://www.deepfinance. ru/finances-865-1.html (accessed 17.11.2015). (In Russ.)

6    Bujanova AS, Shibileva OV. Znachenie inostrannyh investicij vo vneshnejekonomicheskoj dejatelnosti [Value of foreign investments in foreign economic activity]. Molodoj uchenyj = Young Scientist. 2013; 5:268—270. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=20537921 (accessed 12.11.2015). (In Russ.)

7    Inostrannye investicii v jekonomike Kazahstana i mery po uluchsheniju investicionnogo klimata [Foreign investments in economy of Kazakhstan and a measure for improvement of investment climate]. Available from: http:// gglob2.otgroup.kz/ru/lecture/view/19165 (accessed 17.11.2015). (In Russ.)

8    Finskij i rossijskij biznes predmetno obsudili problemy i perspektivy svoego B2B-sotrudnichestva [The Finnish and Russian business was in detail discussed by problems and prospects of the B2B-cooperation]. Available from: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID= 101812 (accessed 10.11.2015) . (In Russ.)

9    Skopin AO. Gosudarstvennaja podderzhka regionalnyh investicionnyh proektov [State support of regional investment projects]. Sovremennye tehnologii upravlenija = Modern Management Technology. 2012; 18:7—15. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17957155 (accessed 28.11.2015). (In Russ.)

10    Realizovannye proekty [The realized projects]. Available from: http:// investrm.ru/gchp/proekty1/realizovannye/ (accessed 01.12.2015). (In Russ.)

11    Postanovlenie Pravitel’stva Sankt-Peterburga «O Programme uluchshenija investicionnogo klimata v Sankt-Peterburge na 2011—2015 gody» ot 28 ijunja 2011 g. № 834 [The resolution of the government of St. Petersburg 28.06.2011 No. 834 “About the Program of improvement of investment climate in St. Petersburg for 2011—2015”]. Spravochnaya pravovaya sistema KonsultantPlyus = Legal reference system ConsultantPlus. (In Russ.)

12    Korporacija razvitija Respubliki Mordovija [Corporation of development of the Republic of Mordovia]. Available from: http://investrm.ru/ (accessed 01.12.2015) . (In Russ.)

13    Rossijskoe pravitel’stvo podderzhivaet investicionnye proekty Mordovii [The Russian government supports investment projects of Mordovia]. Available from: http://saransk.monavista.ru/news/270806/ (accessed 05.12.2015). (In Russ.)

14    Preimushhestva investirovanija v Respubliku Mordovija [Advantages of investment into the Republic of Mordovia]. Available from: http://investrm. ru/investors/benefits/ (accessed 01.12.2015). (In Russ.)

15    Zavjalov MV. Problemy privlechenija inostrannyh investicij v regionalnuju jekonomiku Rossii [Problems of attracting foreign investments in the regional economy of Russia]. Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal = Management of economic systems: electronic scientific magazine. 2013. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=20685071 (accessed 27.10.2015). (In Russ.)

SHVEDKOV Alexander Nikolaevich, Postgraduate at the Department of Management, National Research Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Поступила 10.12.2015.