Е. А. Коваль, В. А. Пронькина. Формирование социального воображаемого «хорошего общества» в блогосфере региона

УДК 316:130.2(470.345)

Е. А. Коваль, В. А. Пронькина. Формирование социального воображаемого «хорошего общества» в блогосфере региона

Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Нормативные основания “хорошего общества”» (грант Президента РФ МК-5295.2016.6).

КОВАЛЬ Екатерина Александровна, доцент кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции в г. Саранске, кандидат философских наук (Россия, г. Саранск) (e-mail: nwifesc@yandex.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0069-5335. ResearcherID: A-5797-2015

ПРОНЬКИНА Виктория Александровна, магистрант 2-го года обучения направления подготовки «Социология» Национального исследовательского Мордовского государственного университета (Россия, г. Саранск) (e-mail: viktoryakeny@gmail.com). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0475-1234

Ключевые слова: регион, социальное воображаемое, «хорошее общество», блогосфера, язык вражды

Аннотация. В статье рассматривается формирование образа регионального социума в блогосфере. Этот образ является важной составляющей имиджа региона, но в отличие от имиджа в его основе лежит не теория управления, а социальное воображаемое — представления людей о том обществе, в котором они живут, а также о перспективах и направлениях развития этого общества. Конструктивным вариантом социального воображаемого является «хорошее общество».

Реферат. Введение: социальная природа человека способствует формированию представлений о ценностно-нормативном социальном пространстве и целях развития общества. Исследование социального воображаемого необходимо для выработки управленческих решений, определения тактики и стратегии общественного развития, поддержания оптимальных социальных практик. Перспективным способом изучения социального воображаемого представляется анализ блогосферы. В статье взят образ конкретного региона, Республики Мордовия, сформированного в отдельном сегменте блогосферы.

Материалы и методы: применен метод контент-анализа, объектом которого выбраны сообщения в блогах, в которых упоминается Республика Мордовия или г. Саранск, и комментарии к ним. Анализировались сообщения в «Живом журнале» (LiveJournal) с 14 июня по 31 декабря 2016 г.

Результаты исследования: в блогосфере даны негативные, позитивные и аксиологически нейтральные образы регионального социума. На формирование негативных образов особое влияние оказывает язык вражды, используемый блогерами для описания ценностно-нормативного пространства, в котором существует региональный социум (на примере Республики Мордовия).

Обсуждение и заключения: оптимальным вариантом социального воображаемого является «хорошее общество» — парадоксальным образом достижимый социальный идеал. Трансляция идеи «хорошего общества» регионального уровня в блогосфере может способствовать объединению членов регионального социума с целью его усовершенствования, конституирования и поддержания оптимальной для развития ценностно-нормативной структуры общества. Однако активное обращение к языку вражды в описании и обсуждении проблем региона препятствует формированию такого типа социального воображаемого, как «хорошее общество».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Thompson J.B. Studies in the Theory of Ideology. Los Ang.: Univ. of California Press Berkeley, 1984. 374 p.

2. Castoriadis C. The Imaginary Institution of Society. Mass.: The MIT Press Cambridge, 1975. 267 p.

3. Taylor Ch. A Secular Age. Camb.: The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 2007. 376 p.

4. Galbraith J.K. The Good Society: The Humane Agenda. Boston, N. Y., 1997. 160 p.

5. Lippmann W. The Good Society. N. Y.: Grosset and Dunlop, 1956. 38 p.

6. Etzioni A. The Good Society // Seattle J. of Social Justice. 2002. Vol. 1. Iss. 1. P. 83—96.

7. Etzioni A. Die Entdeckung des Gemeinwesens. Anspriiche, Verant-wortlichkeiten und das Programm des Kommunitarismus. Stuttgart, 1995. 375 p.

8. Etzioni A. Die Verantwortungsgesellschaft. Individualismus und Moral in der heutigen Demokratie. Fr./M.: Campus-Verlag, 1997. 375 p.

9. Etzioni A. Wie eine gute globale Gesellschaft entsteht // Internationale Politik und Gesellschaft. 2004. № 2. P. 12—30.

10. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.

11. Социальные знания и социальные изменения / отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2001. 284 с.

12. «Хорошее общество». Социальное конструирование приемлемого для жизни общества / отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2003. 182 с.

13. Августин Аврелий. О граде Божием. Минск: Харвест, 2000. 1294 с.

14. Locke J. Two Treatises of Government. Camb.: Camb. Univ. Press, 2003. 464 p.

15. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. 341 с.

16. Nozick R. Anarchy, State, and Utopia. N. Y.: Basic Books, 1974. 368 p.

17. Sen А. The Idea of Justice. Harvard Univ. Press, 2009. 496 p.

18. Писачкин В.А., Козин В.В. Регион как смысловая конструкция в социологии. Практический смысл региональных исследований // Регионология. 2011. № 4. С. 4—12. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17721798 (дата обращения: 31.08.2016).

19. Пронькина В.А. Проблема определения понятия «язык вражды» // Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике: XIX Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей Междунар. междисципл. науч. конф. / под общ. ред. В.П. Шалаева. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. С. 51—54. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26129704 (дата обращения: 31.08.2016).

Заявленный вклад авторов:

КОВАЛЬ Екатерина Александровна — научное руководство, теоретический анализ проблемы, интерпретация результатов контент-анализа.

ПРОНЬКИНА Виктория Александровна — подбор методологии исследования, осуществление контент-анализа.

Для цитирования: Коваль Е.А., Пронькина В.А. Формирование социального воображаемого «хорошего общества» в блогосфере региона // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. № 1(98). С. 92—104.

Скачать статью в PDF

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная