А. Н. Ершов, И. В. Логинова, А. А. Салатова, С. Е. Шашуров, А. Р. Зиязитдинова. Внедрение карты жителя Республики Татарстан как способ организации эффективного государственного управления

УДК 351:364(470.41)

А. Н. Ершов, И. В. Логинова, А. А. Салатова, С. Е. Шашуров, А. Р. Зиязитдинова. Внедрение карты жителя Республики Татарстан как способ организации эффективного государственного управления

ЕРШОВ Андрей Николаевич, профессор кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор социологических наук (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18) (е-mail: rcio@bancorp.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6273-3918

ЛОГИНОВА Ирина Вадимовна, магистрант кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18) (е-mail: i.v.loginova@gmail.com). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1845-9576

САЛАТОВА Александра Александровна, ассистент кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18) (е-mail: aleksandra_salatova@bk.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4803-5416

ШАШУРОВ Сергей Евгеньевич, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (420111, Россия, г. Казань, ул. Пушкина, 8) (е-mail: sshashurov@013.pfr.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8806-3887

ЗИЯЗИТДИНОВА Алина Робертовна, магистрант кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18) (е-mail: malinochk@bk.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0531-3255

Ключевые слова: регион; государственное управление; информационное общество; четвертая промышленная революция; универсальная электронная карта

Введение: в настоящее время мир вступает в очередную фазу развития — четвертую промышленную революцию. Переход к новому общественному укладу предъявляет новые требования к системе государственного управления, к принципам построения государственно-частного партнерства. Одним из таких этапов перехода к построению государственного и частного партнерства является внедрение пилотного проекта — универсальной электронной карты. Необходимо решение научной проблемы, в основе которой лежит противоречие между переходом к новому общественному укладу и недостаточной разработанностью внедрения и эксплуатации универсальной электронной карты в современном российском городе. Эта проблема содержит две стороны: гносеологическую и предметную. Поэтому исследование имеет теоретико-методологическую и практическую значимость.

Материалы и методы: материалами для написания статьи послужили исследовательские работы, данные собственного пилотного исследования, посвященного отношению к проекту по внедрению и использованию карты жителя Республики Татарстан жителей г. Зеленодольска, а также государственных служащих, ответственных за его реализацию. Комплексный анализ предмета исследования базировался на применении таких методов научного познания, как вторичный анализ данных, анализ документов, невключенное наблюдение, блицопрос, интервью государственных служащих, дискурс-анализ сообщений и комментариев в социальных сетях в рамках контекстуального подхода Т. А. Ван Дейка.

Результаты исследования: исследование показало рассогласованность целей, стратегий и практик реализации проектов карты жителя Республики Татарстан на всех уровнях системы: федеральном, региональном, муниципальном. Наблюдается недопонимание на уровне «заказчик (федеральная власть) — исполнитель (конкретные органы государственного и муниципального управления) — потребитель».

Обсуждение и заключения: не только государственные учреждения, но и частные лица должны вносить свой вклад в трансформацию системы государственного управления и становление новых социальных отношений. Основное значение здесь имеет понимание гражданами долгосрочных преимуществ. Следовательно, без эффективной образовательной и просветительной работы нельзя добиться ощутимых результатов. Любые государственные инициативы и проекты должны быть поддерживаемыми снизу, а не навязываемыми в административном порядке сверху.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. N. Y.: A Plume Book, 1992. 432 p.

2. Абрамова Л.П., Варбенкова Т.М. Этика государственной службы в условиях общественных трансформаций // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 43—57. URL: https://sziu.ranepa.ru/images/DokSZIU/Управленческое_консультирование/10_2.pdf (дата обращения: 04.03.2017).

3. Мельникова И.В. Административная реформа в контексте отношений общества и власти // Власть. 2011. № 3. С. 22—24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-reforma-v-kontekste-... (дата обращения: 04.03.2017).

4. Радаев В.В. Экономические империалисты наступают! Что делать социологам? // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 116—123. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/08/25/1214987009/Radaev.pdf (дата обращения: 04.03.2017).

5. Шедий М.В. Корпоративная культура государственной службы: ретроспектива и перспектива // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 4. С. 44—50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-gosudarstvennoy... (дата обращения: 04.03.2017).

6. Логинова И.В. Бюрократическая организация в условиях информатизации государственного управления // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 192—196. URL: http://vestnykeps.ru/0311/47.pdf (дата обращения: 04.03.2017).

7. Тютин Д.В. Новое государственное управление: от управления эффективностью и результативностью к менеджменту публичных ценностей // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-gosudarstvennoe-upravlenie-ot-up... (дата обращения: 10.03.2017).

8. Сморгунов Л.В. Государство и политика модернизации // Вестник философии и социологии Курского государственного университета. 2010. № 2. С. 132—139. URL: http://www.cp-rapn.ru/system/files/Staate_politics.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

9. Насыров И.Р., Савельев И.Л. Технологии краудсорсинга в государственном управлении // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154, № 6. C. 94—104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-kraudsorsinga-v-gosudarstve... (дата обращения: 10.03.2017).

10. Bellamy C., Taylor J. Governing in the Information Age. Buckingham: Open University Press, 1998. 196 p.

11. Van Dijk T.A. Discourse and Context. A Sociocognitive Approach. N. Y.: Cambridge University Press, 2008. 267 p.

Заявленный вклад авторов:

ЕРШОВ Андрей Николаевич — научное руководство, инициация исследования, критический анализ материалов, подготовка первоначального варианта текста статьи.

ЛОГИНОВА Ирина Вадимовна — обзор отечественных и зарубежных источников, разработка методологии исследования, проведение неформализованного наблюдения.

САЛАТОВА Александра Александровна — анализ и дополнение текста статьи, разработка программы исследования, проведение неформализованного наблюдения.

ШАШУРОВ Сергей Евгеньевич — проведение эмпирического исследования, доработка текста статьи.

ЗИЯЗИТДИНОВА Алина Робертовна — проведение эмпирического исследования, участие в обсуждении материалов статьи.

Для цитирования: Ершов А.Н., Логинова И.В., Салатова А.А., Шашуров С.Е., Зиязитдинова А.Р. Внедрение карты жителя Республики Татарстан как способ организации эффективного государственного управления // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 3. С. 421—437.

Скачать статью в PDF