Т. М. Дадаева. Семьи чайлдфри в регионе: миф или реальность?

УДК 316.356.2

Т. М. Дадаева. Семьи чайлдфри в регионе: миф или реальность?

ДАДАЕВА Татьяна Михайловна, профессор кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор социологических наук (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68) (е-mail: dadaeva13@mail.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9749-9244

Ключевые слова: регион; чайлдфри; отказ от детей; добровольная бездетность; родительская семья; отношение к детям; качественное исследование

Введение: одно из новых социальных явлений, возникших в последнее двадцатилетие, — это чайлдфри. Его представители — бездетные супруги, не имеющие проблем с репродуктивным здоровьем, но не желающие иметь детей. Появление семей чайлдфри — это во многом результат предшествующих структурных изменений в обществе в целом, трансформации семьи и гендерных отношений в частности. В условиях демографического кризиса в России социологический анализ этой проб-лемы весьма актуален.

Материалы и методы: эмпирической базой исследования стали данные качественных полуструктурированных интервью представителей чайлдфри (11 мужчин и 4 женщин от 18 до 27 лет) в Республике Мордовия, состоящих в браке или в гражданском союзе. Отбор проводился методом снежного кома (частично через социальную сеть «ВКонтакте»). Гид интервью включал следующие тематические блоки: «Родительская семья», «Причины и мотивы отказа от детей», «Отношение к детям, к созданию семьи», «Взаимодействие чайлдфри с ближайшим окружением (родителям, родными и друзьями)», «Ценностные ориентации».

Результаты исследования: основные цели в жизни информантов связаны с получением диплома, поиском работы, жилья и т. д. Большинство отмечали в системе жизненных приоритетов семью, отношения со своей второй половиной и друзьями, а также «свободу» («личная», «от ига семьи»), «независимость», «отдых, развлечения, хобби», «веселую жизнь», «жизнь для себя». Большинство живут гражданским браком, отмечая, что регистрация отношений им не нужна, в том числе по причине отсутствия ребенка. В качестве главных причин выбора бездетности большинство информантов отмечали: отсутствие материнского и отцовского инстинкта, страх и боязнь рожать и воспитывать детей, боязнь не суметь вырастить успешных людей, отсутствие материальных ресурсов, жестокость общества и мировые проблемы, оценку сегодняшних детей как негативное явление. Отмечалась ненависть к детям в целом. В меньшей степени это связано с болезнью, нетрадиционной сексуальной ориентацией, влиянием неуспешной семейной жизни родителей и т. д. Единственным сильным фактором давления на чайлдфри выступают их родители, реже — друзья. Как правило, близкие подруги или парни поддерживают в таком выборе своих партнеров. Половина информантов отметила, что общается в кругу единомышленников — таких же чайлдфри. Чайлдфри — молодые люди от 18 до 27 лет, имеющие высшее образование или находящиеся в процессе его получения. В исследуемой группе было много представителей из неполных семей. Многие предполагают, что в будущем, возможно, и захотят детей.

Обсуждение и заключения: сегодня сложно определить, что такое семьи чайлдфри: долговременная тенденция, которая будет развиваться в дальнейшем, или временное сообщество для молодых людей, которые вскоре могут изменить свои установки. Существуют объективные макрофакторы возникновения этого явления в современной социальной действительности: 1) переход западной цивилизации к индустриальному, особенно к постиндустриальному обществу; 2) в условиях демократизации и доступности высшего образования дети теряют свою экономическую ценность (дети как работники) и представляют, скорее, иждивенческую нагрузку для семьи в период длительного обучения, что делает выгодным иметь их мало или вообще не иметь детей; 3) хорошо развитая система социального обеспечения и обслуживания пожилых людей позволяет им быть экономически независимыми от своих детей; 4) эмансипация женщин и трансформация гендерных ролей в целом; 5) рост индивидуалистических ценностей, личных прав и свобод, упадок родственных связей привели к свободе выбора демографического поведения и сделали бездетность социально приемлемой нормой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Veevers J.E. Childless by choice. Toronto: Butterworths, 1980. 220 p.

2. Donath O. Making a Choice: Being Childfree in Israel. Tel-Aviv: Miskal-Yedioth Ahronoth, 2011. 246 p.

3. Burkett E. The baby boon: how family-friendly America cheats the childless. N. Y.: Free Press, 2000. 272 p.

4. Kneale D., Joshi H. Postponement and childlessness: Evidence from two British cohorts // Demografic research. 2008. Vol. 19, Art. 58. Pp. 1935—1968. DOI: https://doi.org/10.4054/demres.2008.19.58

5. Антонова Ю.А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма // Политическая лингвистика. 2013. № 2. С. 170—177. URL: http://ores.su/ru/journals/politicheskaya-lingvistika/2013-nomer-2-44/a6... (дата обращения: 13.03.2017).

Для цитирования: Дадаева Т.М. Семьи чайлдфри в регионе: миф или реальность? // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 3. С. 456—471.

Скачать статью в PDF

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная