А. Г. Филипова, А. В. Высоцкая. Построение имитационной модели «Cоциальный потенциал детства в регионе»

УДК 316.323
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.105.026.201804.764-783

Введение. Актуальность исследования определяется неравнозначностью региональных условий развития российского детства. Российские регион ы располагают разными ресурсами для сохранения детского здоровья и образования детей. Цель работы – выявление региональных факторов, влияющих на социальный потенциал детей, и последующее построение имитационной модели « Социальный потенциал детства в регионе».

Материалы и методы. Использованы методы корреляционного и регрессионного анализа. Материалами исследования стали статистические данные, представленные в официальных источниках. Расчеты производились посредством аналитической платформы Deductor, построение имитационной модели – с использованием программного продукта AnyLogic.

Результаты исследования. В ходе исследования были выделены 12 целевых и 36 управляющих факторов. Анализ взаимосвязей целевых и управляющих факторов позволил определить целевые показатели, характеризующие образование, здоровье и выживаемость детей. Выделенные управляющие факторы разделены на три группы – константы, факторы, поддающиеся региональному урегулированию, и факторы, трудно поддающиеся региональному регулированию. Построенная имитационная модель представляет собой фрагмент оценки влияния управляющих факторов на детство в российских регионах. Эксперименты с моделью показали, что помимо воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионе в целом важно снижать сменность занятий в школах и одновременно повышать квалификацию школьных учителей, увеличивать охват детей летним оздоровительным отдыхом.

Обсуждение и заключение. Материалы исследования будут полезны при планировании сохранения и развития социального потенциала детства в регионе. Полученные данные имеют ценность как для социологов, так и для ученых, занимающихся моделированием социально-экономических процессов, исследованием региональных систем.

Ключевые слова: имитационное моделирование, социальный потенциал детства, целевой фактор, управляющий фактор, российский регион

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 16-36-60041).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Филипова А. Г., Еськова А. В. Социальный потенциал детства в регионе: построение онтологии предметной области // Регионология. 2016. № 3. С. 137–146. URL: http://regionsar.ru/sites/default/files/pdf/reg_2016_3.pdf (дата обращения: 01.08.2018).

2. Филипова А. Г., Еськова А. В. Cоциальный потенциал региона: опыт использования кластерного анализа // Регионология. 2017. Т. 25, № 3. С. 438–455. URL: http://regionsar.ru/sites/default/files/pdf/reg_2017_3.pdf (дата обращения: 11.08.2018).

3. Савина С. А., Кособокова Е. В., Дильман Д. А. Социально-экономический аспект кластеризации в регионах РФ // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68). С. 350–354. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25872134 (дата обращения: 20.07.2018).

4. Вовк Н. А., Маслова Е. Ю. Особенности финансов субъектов РФ: региональная и историческая специфика регионов-доноров и регионов-реципиентов // Вопросы экономических наук. 2017. № 2 (84). С. 32–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28984283 (дата обращения: 20.07.2018).

5. Фрумкин Д. С. Благополучные и депрессивные регионы в социальном пространстве России // Экономика и управление. 2008. № 6 (38). С. 215–218. URL: http://emj.spbume.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63&Ite... (дата обращения: 21.07.2018).

6. Калабихина И. Е., Кучмаева О. В. Мониторинг участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы // Вопросы статистики. 2013. № 10. С. 29–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20309354 (дата обращения: 14.09.2018).

7. Калабихина И. Е. О перспективах реализации Национальной стратегии действий в интересах детей // Вестник московского университета. Сер. 6: Экономика. 2015. № 6. С. 58–80. URL: https://www.econ.msu.ru/science/economics/archive/2015/6/ (дата обращения: 04.10.2018).

8. Баранов А. А., Лапин Ю. Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: правовое обеспечение, структура и содержание // Вопросы современной педиатрии. 2007. Т. 6, № 6. С. 5–9. URL: https://vsp.spr-journal.ru/jour/article/view/1300?locale=ru_RU (дата обращения: 20.09.2018).

9. Баранов А. А., Яковлева Т. В., Лапин Ю. Е. Охрана здоровья детей в системе государственной политики // Вестник российской академии медицинских наук. 2011. № 6. С. 8–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16459829 (дата обращения: 21.07.2018).

10. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1–17. URL: http://www.jsr.su/2018/2/n.html (дата обращения: 19.10.2018).

11. Fini R. School Achievement in Italy. An Empirical View // International Studies in Educational Inequality. Theory and Policy. 2007. Pp. 157–175. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4020-5916-2_20

12. Lamb S., Guo Z. Transforming School Education in China to a Mass System: Progress and Challenges // International Studies in Edu cational Inequality. Theory and Policy. 2007. Pp. 295–314. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4020-5916-2_26

13. Cornia G. A. Inequality, growth, and poverty: An overview of changes over the last two decades // Inequality, Growth, and Poverty in an Era of Liberalisation and Globalisation. 2005. Pp. 3–25. DOI: https://doi.org/10.1093/0199271410.003.0001

14. Percy-Smith B., Thomas N. A Handbook of children and young people’s participation. Perspectives from theory and practice. Routledge. 2009. 400 p. URL: http://nmd.bg/wp-content/uploads/2013/02/Routledge-A_Handbook_for_Childr... (дата обращения: 19.09.2018).

15. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Методика построения имитационной модели (на примере среднего балла ЕГЭ в российских регионах) // Вестник Института социологии. 2017. № 23. C. 71–89. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.481

16. Филипова А. Г., Еськова А. В. Оценка влияния региональных показателей на здоровье детей // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 4. С. 124–132. DOI: https://doi.org/10.24866/1998-6785/2017-4/124-132

17. Высоцкая А. В. Система среднего общего образования в российских регионах: построение имитационной модели // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 1. C. 30–37. DOI: https://doi.org/10.24866/1998-6785/2018-1/30-37

Поступила 02.08.2018; принята к публикации 07.09.2018; опубликована онлайн 28.12.2018.

Об авторах:

Филипова Александра Геннадьевна, профессор Департамента социальных наук ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (690922, Россия, Приморский край, о. Русский, п. Аякс 10, кампус ДВФУ), доктор социологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7475-1961, Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/L-5384-2015, alexgen77@list.ru

Высоцкая Алёна Валерьевна, и. о. заведующего кафедрой информационных систем ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» (681013, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, д. 27), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7048-028X, Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/W-4879-2017, al-w-buaa@rambler.ru

Заявленный вклад авторов:

Филипова Александра Геннадьевна – научное руководство; развитие методологии; критический анализ; окончательная доработка текста статьи.

Высоцкая Алёна Валерьевна – сбор и анализ данных; визуализация; компьютерное моделирование данных; представление данных в тексте; доработка текста.

Для цитирования:

Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Построение имитационной модели «Социальный потенциал детства в регионе» // Регионология. 2018. Т. 26, № 4. С. 764–783. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.105.026.201804.764-783

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Скачать статью в PDF