А. Н. Юркин. Масса и ее сознание

А. Н. ЮРКИН

МАССА И ЕЕ СОЗНАНИЕ


ЮРКИН Алексей Николаевич, аспирант кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: масса, массовое сознание, толпа, общество

Key words: mass, mass consciousness, crowd, society

Конец XIX в. ознаменовал собой появление проблемы массового сознания. По мнению Ф. Ницше, «когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой»1. В этот период развитие промышленности определяется становлением массовых профессий, жители городов все больше приобретают массовые характеристики. Ученые чаще начинают говорить о таких понятиях, как «масса», «массовизация», «сознание масс». В дальнейшем подробное освещение этого вопроса дал X. Ортега-и-Гассет. По его мнению, не стоит путать массу с какими-либо сословиями и классами, так как класс является частью общества, которая объединена конкретной системой ценностей и идеалов. Масса, хотя и образует коллективы, не обладает структурой каких-либо культурных систем. Ее поведение и разум отличаются от поведения класса. Масса — это толпа2.

Следует отметить, что первым признанным теоретиком масс является Г. Лебон. Он рассматривал толпу как социально-психологический феномен, который возникает в случае взаимодействия двух индивидов не всегда одинакового сословия. По его мнению, в толпе зарождается социально-психологическое или духовное единство. Единство массы — душа толпы, в которой не может существовать сознательная личность3.

Современная наука трактует понятие «масса» иначе. Масса представляет собой сложное явление, и толпа
лишь его разновидность. Во второй половине XX в., как считает Д. Белл, в науке насчитывалось несколько разных трактовок понятия «масса». Сейчас их количество увеличилось до семи: толпа (традиции Г. Лебона); публика (последователи Г. Тарда); гетерогенная аудитория, противостоящая классам и относительно гомогенным группам (Э. Ледерер и М. Арендт, например, считали массы продуктом дестрати-фикации общества, «антикласс»); «агрегат людей, в котором не различаются группы или индивидуумы»; уровень некомпетентности, снижение цивилизации (X. Ортега-и-Гассет); продукт машинной техники и технологии (Л. Мамфорд); «сверхорганизованное» (К. Маннгейм) бюрократизированное общество с господством тенденций к униформизму и от-чуждению4.

Вне сомнения, определение «массы» многогранно, но все же стоит отметить, что важной категорией, характеризующей ее, является сознание. Заметим, что личность в массе приобретает сознание, сила которого вовсе не преодолима. Это сознание позволяет ей поддаваться самым глубоким инстинктам, которым она ранее не давала волю5.

Таким образом, массовое сознание представляет собой один из видов общественного сознания, его наиболее реальную форму практического существования и воплощения. Это особый вид сознания общества, свойственный конкретным неструктурированным группам (массам) людей. Массовое сознание можно также определить как совпадение в какой-то момент времени наиболее значимых элементов сознания большого количества различных общественных групп.

Следует отметить, что содержательный аспект массового сознания определяется знаниями, нормами, ценностями, образцами поведения, разделяемыми совокупностью индивидов (массой), образованной в результате тех или иных обстоятельств. В основе массового сознания заложено конкретное эмоциональное переживание определенной социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. В качестве такой проблемы могут выступать экономический кризис, война, политическая нестабильность, революция и т. д. Такое переживание проявляется в очень сильных эмоциях, при этом основной набор жизненных правил, групповых норм и стереотипов уходит на второй план. Оно вызывает потребность в немедленных действиях. Например, когда объявляется война, у части людей возникает особое чувство, напоминающее анемию, при этом в сознании разрушаются привычные нормы поведения.

На основе такого ядра массового сознания, так называемого «эмоционально-действенного уровня», формируется более рациональный уровень массового сознания. Он представляет собой отражение распространяемых через слухи или СМИ каких-либо сведений. Этот уровень содержит в себе более статичные (типы оценок, ожидания, ценности, общие ориентации) и более динамичные (типы массовых мнений и настроений) компоненты.

Рациональный уровень включает в себя три основных блока. Первый — социальные ожидания людей и оценивание ими своих возможностей влияния на общественную систему для реализации имеющихся ожиданий. Второй — быстро меняющиеся мнения людей, связанные с их оценками текущей ситуации, правительства, лидеров. Третий блок — социально-политические ценности, лежащие в основе осознанного политико-идеологического выбора (ценности выбора, демократии, равенства, стабильности, порядка либо ценности, противоположные им). Именно эти ценности определяют итоговое отношение массового сознания к происходящему.

Следует отметить, что массовое сознание можно характеризовать такими словами, как «эмоциональное», «заразительное», «мозаичное», «подвижное» и «изменчивое». Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво и размыто. Когда единичный субъект становится частью массы, он неизменно подпадает под власть инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации нет места в массовой психологии6. По утверждению З. Фрейда, «масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное»7.

Изучение массового сознания приводит сегодня к появлению различных технологий, позволяющих не только управлять им, но и формировать его в соответствии с необходимыми требованиями. Более того, скрытое воздействие на сознание масс является в настоящее время невидимой технологией контроля жизни общества, которая отмечается на всех уровнях социального взаимодействия. Можно сказать, что личность современного мира формируется и функционирует в мегаинформационном пространстве, созданном массмедиа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения // Ф. Ницше. Сочинения: в 2 т. / пер. с нем.; сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 6.

2 См.: Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопр. философии. 1989. № 3.

3 См.: Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академ. проект, 2011. 238 с.

4 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Предисловие к русскому изданию 1999 г. / пер. с англ., под ред. В. Л. Иноземцева М.: Academia, 1999. 783 с.

5 См.: Лебон Г. Психология народов и масс.

6 См.: Ортега-и-Гассет X. Восстание масс.

7 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Издат. дом «Азбука классика», 2008. С. 19.

Поступила 19.04.12. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная