М. А. Капаев. Специфика этнокультурного компонента в системе среднего профессионального образования

М. А. КАПАЕВ

СПЕЦИФИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

КАПАЕВ Максим Александрович, научный сотрудник сектора социально-экономических программ НИИ регионологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат исторических наук. 

Ключевые слова: этнокультурный компонент, среднее профессиональное образование, учебно-методический комплекс, воспитание, личность

Key words: ethno-cultural component, secondary vocational education, methodical complex, up-bringing, personality

Среднее профессиональное образование (СПО) — неотъемлемая часть системы профессионального образования, занимающая важное место в подготовке специалистов в РФ. Исторически эта система создавалась по отраслевому признаку для нужд градообразующих предприятий либо как многопрофильные учебные заведения для нужд предприятий и организаций малых городов. Сегодня система СПО является самой экономичной и востребованной обществом. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином «ссуз». СПО подготавливает специалистов среднего звена, удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Система СПО — особый социальный институт в профессиональной структуре образовательного комплекса со своей социально-культурной предысторией и этапами развития. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно ориентированные, воспитательные, интегративные функции.

Этнокультурное образование — целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях; процесс становления личности в осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса и суперэтноса в структуре развития мировой культуры2.

Этнокультурное образование в СПО — это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности студентов путем приобщения к родному языку и культуре своего народа.

Основным принципом государственной политики в сфере образования (в том числе и среднего профессионального) является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства3. Формы народного воспитания находятся в неразрывном единстве с институтами социальной жизни народа, его верованиями, традициями, обычаями и обрядами, хозяйственной деятельностью, нормами общественного поведения.

В этом направлении необходима продуманная организация деятельности педагогического коллектива, включающая в себя целесообразный отбор форм и методов этнокультурного развития студентов; преемственность в реализации задач этнокультурного воспитания; ориентацию на положительный опыт, закрепленный в традициях; учет возрастных особенностей и индивидуальных запросов учащихся; планирование деятельности по этносоциальному и поликультурному воспитанию молодежи и обеспечение внутренней связи этой работы с другими видами начально- и среднепрофес-сиональной деятельности. Изучение этнической культуры, народных обычаев и традиций успешно реализуется в этих образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по формированию современной личности в поликультурной среде.

В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие школьниками своего исторического прошлого, раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление своих национальных корней и возрождения лучших народных традиций. Этнокультурные воспитательные традиции того или иного народа представляют собой систему ценностей, традиций, отношений, которые являются составной частью общероссийской культуры. Поэтому главная задача этнокультурного образования — включение этнически разноаспектного и мозаичного образования в единое познавательно-воспитательное пространство, объединяемое общими ценностями высокой духовной российской культуры, основанной на принципах гуманизма, толерантности.

Специфика «этнокультурного образования» в СПО отражает воспроизводство (идентификацию) национальной (этнической) личности через включение ее в процессы социализации и инкультурации, обеспечивающие формирование ее национального самосознания (концептосферы); воспроизводство и трансляцию в образование культуры этноса, его базовых ценностей, составляющих генетический код национальной культуры, которые способствуют не только воспитанию этнической личности, но и сохранению самой культуры народа; освоение ценностей этнонациональной культуры (через них новые поколения обретают культурный облик своего народа), которые развивают их собственный потенциал, позволяют обретать «себя в себе».

Под этнокультурным компонентом в СПО следует понимать все то, что способствует развитию творческих возможностей молодежи, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа. Это способствует развитию всесторонне развитой и гармоничной личности, патриота своего Отечества, высоконравственного человека, толерантного к народам мировой цивилизации.

Задачей техникумов и колледжей стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием студентов на основе ценностей мировой культуры. Один из способов внедрения этнокультурного компонента — корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ. На этапе становления СПО с этнокультурным компонентом, внедрения и распространения в учебном процессе разработанных программ осознана необходимость создания программы по воспитательной работе, включающей традиционные для профессиональных учреждений направления, которые учитывают интересы всех субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учащихся, родителей).

Ценность заложенного в содержании этнокультурного образования потенциала мировоззренческого и культурного разнообразия, необходимость его сохранения и гармоничного развития выражают мировоззренческие и нормативно-правовые принципы развития этого образовательного аспекта. Именно образованный человек имеет отношение к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам. Другое образовательное требование — понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры.

Основные задачи этнокультурного образования в СПО — изучение традиционной и современной культуры титульного народа, проживающего в конкретном регионе страны, включая культуру зарубежья; освоение студентами духовно-нравственных ценностей и идеалов народа (ценностное отношение к семье, предкам, труду, учению, культурным традициям своего и других народов и др.); приобретение умений и навыков культуротворческой деятельности, развитие творческой активности учащихся, направленной на сохранение и развитие культурного наследия в современных условиях; воспитание культуры межнационального общения (умение вступать в межкультурный диалог, получать культурную информацию, не акцентировать внимание на этнических и расовых различиях, правильно определять соотношение собственных, групповых, этнокультурных и общенациональных интересов).

Таким образом, этнокультурное образование формирует этнонациональную компетентность личности. Кроме того, образование, выступая целью, результатом, процессом, формой и средством освоения человеком культуры, является одной из основных форм сохранения и развития культуры.

Эффективность системы профессиональной подготовки будущих работников на традициях национальной культуры существенно повышается при формировании этнокультурной составляющей образования в контексте общекультурной и общепрофессиональной подготовки; процессе этнокультурной подготовки на принципах дифференциации, индивидуализации, диалога взаимодействия педагогов и обучающихся, учета субъект-субъектных отношений между ними; этнокультурном, практико-ориентированном характере и творческой направленности педагогического процесса.
 

Анализ современного состояния СПО с этнокультурным компонентом свидетельствует о том, что такой процесс проходит сложно и неоднозначно. Главная причина — отсутствие научно обоснованной и апробированной комплексной программы, разработанной с целью воспитания и образования молодежи с учетом этнопедагогических и этнопсихологических особенностей ее развития.

В связи с этим можно утверждать, что есть ряд противоречий: между потребностью общества во взаимодействии между людьми различных национальностей и неразработанностью образовательной стратегии взаимодействия культур в учебно-воспитательном процессе среднего профессионального образования; между необходимостью реализации этнокультурного подхода в практике СПО и малой изученностью этой проблемы в педагогической науке; между существованием идеи подготовки специалистов, компетентных в этнокуль-турологии, и недостаточным методическим обеспечением в педагогической практике.

Главная цель этнокультурного компонента в системе СПО состоит не только в формировании потребностей, умений и навыков культуротворческой деятельности, развитии творческой активности учащихся, направленной на сохранение культурного наследия в современных условиях, но и в создании эффективных педагогических условий для внедрения этнокультурного компонента в педагогический процесс. Проблема этнокультурного образования требует разработки и уточнения его содержания на разных этапах становления личности, совершенствования этнокультурной компетентности и подготовки учителя для его осуществления, разработки программного и учебно-методического оснащения4.

Следует отметить, что благодаря инновационной деятельности этнокультурный компонент может составить органическую часть профессионального образования и содействовать формированию социальных, коммуникативных, базовых (ключевых) компетенций и развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающихся в рамках развивающейся поликультурной среды, если будут разработаны нормативные и учебно-методические комплекты, обеспечивающие внедрение этнокультурного компонента в педагогический процесс профессионального образования, а также определены модели этнокультурного образования в профессиональной подготовке обучающихся.

В средних специальных учебных заведениях этнокультурное образовательное пространство создается также посредством языка обучения и содержания курсов. Особое значение этого образования в том, что здесь готовятся кадры, от которых в первую очередь зависит создание этнокультурного образовательного пространства в детских садах и школах. Поэтому особого внимания в рамках реализации данной концепции требуют учебные заведения культуры5.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья опубликована при финансовой поддержке Минобрнауки РФ. Госзадание № 6.416.21 «Исследование проблем модернизации этнокультурного образования в региональном социуме».

2 См.: Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. 2009. № 3. С. 192—193.

3 См.: Этнокультурное образование. Сайт учителя русского языка и литературы. 2012. URL: http://svetlovaekm.ucoz.ru/index/ehtnokulturnoe_ obrazovanie/0-11 (дата обращения: 19.10.2012).

4 См.: Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 115.

5 См.: Фоменко Н.М. Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. URL: http://orpheusmusic.ru/publ/308-1-0-511 (дата обращения: 19.10.2012).

Поступила 21.10.12. 

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0