О. В. Киселева. Политика привлечения инвестиций в регион
О. В. КИСЕЛЕВА
ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН
КИСЕЛЕВА Ольга Владимировна, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления Ульяновского государственного университета, кандидат экономических наук.
Ключевые слова: инвестиционная политика, темпы роста инвестиций в основной капитал, механизмы реализации инвестиционной политики, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный процесс, эффективность инвестиционной политики
Key words: investment policy, investment into fixed capital growth rate, investment policy implementation mechanisms, investment attractiveness if the region, investment process, investment policy efficiency
Процессы, происходящие в современной России, характеризуются рядом принципиально новых моментов и не могут не затрагивать такого важного для экономики вопроса, как активизация инвестиционного процесса. Инвестиционный процесс в России за последнее время характеризовался ростом инвестиций в основой капитал, причем темпы их роста были весьма существенными. Лишь в 2009 г. в связи с кризисной ситуацией наблюдалось снижение величины инвестиций на 9,7 %. В среднем объем инвестиций ежегодно с 2000 по 2008 г. увеличивался на 20,5 %. В 2008 г. объем инвестиций превысил свое минимальное значение в 1998 г. в 3,1 раза1. Однако структурный парадокс состоит в том, что инвестиции в основной капитал росли в течение всего периода и довольно ощутимо, а базовые пропорции в экономике и промышленности не менялись, обеспечивая весьма незначительный прирост ВВП, причем эффективность промышленных систем даже снижается, а риски реализации инновационных проектов весьма высоки.
Для 16 российских регионов динамика изменения объемов инвестиций в основной капитал в 2010 г. по сравнению с 1990 г. идентична среднероссийским темпам — от 50 до 70 % к уровню 1990 г. К таким регионам относятся г. Москва, Нижегородская, Свердловская, Тверская области, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ и т. д. Для большинства российских регионов (54,8 %, или 45 регионов) отставание от среднероссийских показателей весьма существенно. Наибольшее снижение объема инвестиций в
2010 г. по сравнению с 1990 г. наблюдалось в Костромской, Орловской, Рязанской, Мурманской, Псковской, Курганской областях, республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Удмуртия и др. С другой стороны, превышение среднероссийских темпов роста имеет более четверти регионов (25,7 %). При этом в таких регионах, как Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Краснодарский край, Тюменская и Ленинградская области, Республика Саха (Якутия), рост инвестиций в основной капитал превышает в среднем по РФ более чем в два раза2. Таким образом, динамика изменения объемов инвестиций в основной капитал с 1990 по 2010 г. для большинства регионов существенно отличалась от среднероссийской. Такие различия в темпах роста инвестиций в основной капитал, на наш взгляд, объясняются эффективностью реализации государственной региональной инвестиционной политики.
Инвестиционная политика как основное функциональное звено экономической и социальной политики региона предполагает создание благоприятных экономических, правовых и организационно-управленческих условий для всех участников инвестиционной деятельности на его территории, что предопределяет эффективность промышленного производства, выпуск конкурентоспособной продукции, гармоничное развитие отраслей экономики и социальной сферы, а также улучшение благосостояния граждан.
Среди регионов России и Приволжского федерального округа (ПФО) Ульяновская область характеризуется не самыми высокими темпами роста инвестиций в основной капитал и невысокими темпами роста ВРП. По темпам роста инвестиций в основной капитал за период 1990—2010 гг. область входила в наиболее представительную группу регионов. Объем инвестиций в 2010 г. к уровню 1990 г. составил 31,3 %. Однако в последние годы динамика инвестиций в регионе характеризуется быстрым ростом. Так, по итогам 2011 г. прирост объема инвестиций в основной капитал Ульяновской области составил 21,0 %, по показателю прироста инвестиций она заняла 2-е место в ПФО и 23-е место среди субъектов РФ. При этом основная доля всего объема инвестиций принадлежит частным инвестициям (72,8 %)3.
Анализируя динамику иностранных инвестиций в Ульяновской области, следует отметить увеличение их доли в общем объеме инвестиций с 3,4 % в 2006 г. до 13,6 % в 2009 г. В посткризисные 2010—2011 гг. доля иностранных инвестиций несколько снизилась, но все же она превышала уровень 2006 г. и в 2011 г. составила 3,9 %. Увеличились объемы и доля инвестиций совместной российской и иностранной собственности с 2,3 % в 2006 г. до 6,1 % в 2011 г. Если проанализировать структуру инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в Ульяновской области, то обнаруживается, что значительный удельный вес в общем объеме инвестиций имеют инвестиции в обрабатывающие производства (37,0 %), инвестиции в транспорт и связь (20,7 %). Наибольший удельный вес инвестиций обрабатывающих производств подтверждает приоритет развития производственной базы и модернизации экономики региона.
Повышение инвестиционной привлекательности Ульяновской области является одной из главных задач правительства региона. Для ее решения стали создавать преференции для инвесторов. Одним из инструментов региональной государственной инвестиционной политики в Ульяновской области является введение статуса приоритетного инвестиционного проекта4. Согласно областному закону о развитии инвестиционной деятельности, для приоритетных проектов полагаются льготы по налогу на прибыль и имущество организаций, транспортному налогу. Новым инструментом для привлечения инвестиций в Ульяновской области стало создание промышленных зон — площадок с юридически оформленными земельными участками и необходимой инфраструктурой. Подобные площадки создаются на условиях софинансирования. Следующим шагом в повышении инвестиционной привлекательности Ульяновской области оказалось введение нового статуса проекта, предусматривающего продление государственной поддержки и максимальное снижение риска инвесторов. Статус «Особо значимый инвестиционный проект», который будет реализован с 2010 по 2014 г., учитывает налоговые льготы с момента возникновения налогооблагаемой базы до восьми лет, а также субсидии на компенсацию строительно-монтажных работ и подведение инфраструктуры до объекта. Претендовать на особый статус могут проекты с объемом инвестиций свыше 200 млн руб., реализация которых предусматривает высокий уровень налогов, создание новых рабочих мест и обеспечение уровня заработной платы не ниже среднеобластного.
По данным Правительства Ульяновской области, областной реестр включает в себя 97 инвестиционных проектов, в том числе:
— нулевую группу, т. е. реализованные проекты, дальнейшее развитие которых не предполагается (37 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 24,1 млрд руб. и 9 404 рабочими местами). Ежегодная сумма налогов по этим проектам составляет около 4,048 млрд руб.;
— первую группу, т. е. реализованные проекты, находящиеся в стадии модернизации производственной базы (6 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 4,02 млрд руб. и 1 649 рабочими местами). Ежегодная сумма налогов по этим проектам — около 40 млн руб.;
— вторую группу, т. е. проекты в стадии реализации (36 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 70,2 млрд руб. и 11 123 новыми рабочими местами). Ожидаемые налоговые поступления по проектам — 4,371 млрд руб. в год;
— третью группу, т. е. проекты, в отношении которых ведется активная работа по их размещению на территории Ульяновской области (18 проектов).
По состоянию на 10 января 2012 г. общий инвестиционный портфель составляет 173,9 млрд руб. Общая численность рабочих мест, предполагаемая к созданию по проектам, — 30 482. Суммарные ожидаемые налоговые поступления — 10,8 млрд руб. в год5.
13 декабря 2010 г. в рамках итогового заседания региональной конференции «Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года. Программа на 2010—2013» принята Инвестиционная декларация Ульяновской области — первый документ, закрепляющий основные принципы взаимоотношений с инвесторами на территории региона. В 10 пунктах сформулированы единые принципы работы для органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественных организаций Ульяновской области6.
Регион имеет значительные конкурентные преимущества, которые привлекают инвесторов. Это выгодное географическое положение; развитая транспортная сеть; наличие международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», на базе которого активно ведется формирование Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) и зоны «Заволжье»; богатая минерально-сырьевая база; отсутствие крупных экологических проблем. К числу существенных преимуществ относится также обеспеченность трудовыми ресурсами, развитая система образования, высокий научный потенциал, значительные водные ресурсы, стабильный потребительский спрос на рынке товаров и услуг, обширные внешнеэкономические связи.
Существует несколько перспективных направлений проводимой инвестиционной политики, которые будут развивать экономику региона:
— автомобилестроение и производство автокомпонентов. В области работает Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) и более 90 предприятий, производящих комплектующие для всех автомобильных заводов России. Завод сотрудничает с иностранными инвесторами, например, с корейской фирмой Dymos (поставка коробок передач для автомобилей УАЗ), компаниями Bosch и Siemens (поставка электрооборудования). На базе Ульяновского автомобильного и Димитровградского автоагрегатного заводов создаются два региональных индустриальных парка. Готовые производственные помещения для желающих инвестировать в автопром расположены в непосредственной близости от автосборочных центров страны. Базовые предприятия предоставляют инвестору стабильность в обеспечении энергоресурсами, подготовленными кадрами и транспортными коммуникациями;
— авиастроение и производство авиакомпонентов. На территории производственного комплекса «Авиастар-СП» ведется работа по созданию регионального технопарка для инвесторов в сфере производства авиакомпонентов. Поэтому главной специализацией ПОЭЗ является техническое обслуживание воздушных судов. Бизнес в лице первых трех резидентов Ульяновской ПОЭЗ, компаний «Волга-Днепр Техникс Ульяновск», «ФЛ Техникс Ульяновск» и авиационного завода «Витязь», организует первый для России и СНГ сервисный ангарный комплекс по техническому обслуживанию и ремонту всех типов воздушных судов (в том числе и тяжеловесов Ан-124-100 «Руслан», Boeing 747, Boeing 777) и строит завод по сборке канадских самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400. Здесь же, видимо, расположится и уникальное производство аэростатических летательных аппаратов, которые будут применяться в том числе и для освоения и перевозки крупных грузов в труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера;
— пищевая и перерабатывающая промышленность. Эта отрасль переживает период бурного роста. В регионе реализуют масштабные проекты крупные игроки мирового уровня — SABMiller, Ма^ и др. Ведется подготовительная работа по созданию новых предприятий пищевой индустрии на территории промышленной зоны «Заволжье»;
— производство строительных материалов. Развитие данной отрасли обусловлено наличием богатой сырьевой базы. Территория региона обладает крупными запасами цементного сырья, которые очень важны для строительства трех новых цементных заводов. На базе месторождений сырья для грубой керамики ведется строительство четырех кирпичных заводов. В Ульяновской области имеются большие запасы леса, извести, диатомитов и других видов сырья для производства стройматериалов. Активно реализуются проекты строительства заводов сухих строительных смесей Henkel и Ceresit. Весьма перспективным является производство древесно-волокнистых и ориентированно-стружечных плит;
— развитие туристического бизнеса. На территорию области привлечен инвестор Hilton Worldwide, строится отель Hilton Garden Inn, который станет восьмым проектом в России. Предыдущие проекты Hilton в РФ осуществлялись или планировались либо в городах-миллионниках (Москва, Пермь, Новосибирск, Самара), либо в курортной зоне России (Сочи, Геленджик, Адлер), но владельцы бренда уверены, что проект стоимостью 775 млн руб., который активно осуществляется сейчас в Ульяновске, окупится менее чем за семь лет.
Одним из недостатков государственной инвестиционной политики можно назвать излишнюю командную админи-стративность в вопросах привлечения инвестиций. Так, «инвестиционная разнарядка», данная правительством Ульяновской области, устанавливает, сколько инвесторов должно привлечь то или иное муниципальное образование области, но при этом не определяет, в каком порядке и с помощью
каких инструментов это должно происходить. По-прежнему проблемой остается бюрократизм и коррупция, сложность и запутанность законодательных актов, их размытость. Тем временем инвестиционное законодательство является одним из наиболее значимых факторов, определяющих инвестиционный климат региона.
Первоочередная задача государственной региональной инвестиционной политики — приостановка процесса деиндустриализации. Такая политика должна включать в себя все средства экономического воздействия, направленные на мобилизацию финансовых средств и их эффективное использование для целевого структурного сдвига.
Акцент на инвестирование, на наш взгляд, должен быть сделан не на объемы, а на совершенствование методов и принципов формирования инвестиционных программ. К таким принципам относится повышение эффективности инвестиций, достигаемое путем действительного внедрения в практику, а не только декларативного объявления, конкурсного отбора финансируемых проектов с участием государства и инвестора собственными средствами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 14.06.2012).
2 См.: Индекс физического объема инвестиций в основной капитал. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/24-03.htm (дата обращения: 07.07.2012).
3 См.: О развитии инвестиционного процесса в Ульяновской области в 2011 г. // Аналит. материалы ТО Росстата по Ульяновской области. Ульяновск, 2011. 33 с.
4 См.: Закон Ульяновской области «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» от 15 марта 2005 г. № 019-ЗО (в редакции от 5 октября 2010 г. № 124-ЗО).
5 См.: Официальный сайт Департамента модернизации и развития региональной экономики правительства Ульяновской области. URL: http:// invest.ulgov.ru (дата обращения: 07.08.2012).
6 См.: Официальный сайт пресс-службы правительства Ульяновской области. URL: http://ulgov.ru/news/regional/13122010/15992 (дата обращения: 07.08.2012).
Поступила 08.08.2012.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0