А. А. Булычева. Практическое отражение проектной и программной деятельности в библиотечной сфере Мордовии
А. А. Булычева
Практическое отражение проектной и программной деятельности в библиотечной сфере Мордовии
А. А. Булычева, доцент
В библиотечном деле проект и программа служат эффективному использованию информационно-библиотечных технологий и библиотечных ресурсов. Исходя из анализа работы библиотек Республики Мордовии (РМ) в области программно-проектной деятельности за последние несколько лет, можно отметить, что произошло расширение форм и методов программно-проектной деятельности, созданы объективные предпосылки для участия библиотек в качестве одного из партнеров социально-культурного сотрудничества.
Показателем положительной проектной динамики в библиотечной деятельности служит увеличивающееся количество реализованных проектов. Например, в рамках программно-проектной деятельности Национальной библиотекой (НБ) им. А. С. Пушкина РМ выиграны такие гранты, как «Создание страхового фонда газет в рамках деятельности Центра сохранности памятников печатной культуры финно-угорских народов как части ЕСФД» (2003—2006, 2009—2010 гг.), «Менеджмент сохранности библиотечных фондов» (2007, 2009—2010 гг.), «Создание региональных центров чтения» (2008 г.), «Переплет изданий XIX в.» (2008 г.), «Создание Свода книжных памятников РМ» (2008—2011 гг.), «Развитие Центра консервации БФ в НБ» (2011 г.), «Создание электронной коллекции произведений мордовских писателей из фондов НБ, опубликованных в 1920—1930 гг.» (2011 г.) и др. В настоящее время проектная деятельность библиотеки ведется очень активно.
МУК «ЦГБС для взрослых» г. Саранска в 2012 г. разработало проект библиотечно-информационного центра «Финно-угорский мир» на базе библиотеки-филиала № 8 им. П. С. Кириллова. Целями проекта являются сохранение, распространение и развитие национальных культур; формирование у населения представлений о национально-культурных ценностях финно-угорских народов; привлечение новых читателей путем создания в библиотеке нового информационного пространства и др. Первый этап программы (апрель — сентябрь 2013 г.) включает в себя мониторинг, формирование информационных и библиотечно-библиографи-ческих ресурсов, организацию мини-музея «Финно-угорский мир». Второй этап (октябрь 2013 г. — апрель 2014 г.) предполагает формирование информационных и библиотечно-би-блиографических ресурсов, проведение культурно-массовых мероприятий. К ожидаемым результатам проекта разработчики относят повышение культурного, образовательного и информационного уровня населения города; модернизацию фондов библиотеки; улучшение материально-технического оснащения библиотеки; активизацию библиотек всей системы в общегородских, межрегиональных, международных мероприятиях финно-угорского направления и др.
В рамках приоритетного направления развития Национального исследовательского Мордовского государственного университета «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» сотрудниками кафедры библиотечно-информационных ресурсов создана рабочая программа учебной дисциплины «Проектная деятельность библиотек Мордовии». Основной целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов системы теоретических и практических умений в области проектной деятельности. Процесс изучения предмета направлен на формирование культуры мышления, способностей к обобщению, анализу, восприятию информации; готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами; готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере РМ и др.
Таким образом, движущими силами программно-проектной деятельности в библиотечной сфере являются становление информационного пространства, динамично развивающиеся потребности пользователей в информации. Работу библиотек РМ в этом направлении отличают масштабность, многоплановость, системность и результативность мероприятий; использование новых компьютерных технологий; креативность и профессионализм библиотекарей.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0