И. А. Галкина. Б. С. Урицкая и музыкальная культура Мордовии

И. А. Галкина

Б. С. Урицкая и музыкальная культура Мордовии

 

И. А. Галкина, преподаватель Музыкальной гимназии Аравиппу, кандидат искусствоведения (г. Ларнака, Республика Кипр)

Важные задачи современного финно-угроведения — изучение жизни и деятельности ученых, людей творческих профессий, внесших значительный вклад в становление и развитие науки и культуры финно-угорских народов. Одним из ярких представителей музыкальной культуры Мордовии является Б. С. Урицкая (1907—1989).

Она хорошо известна в России как музыковед, а также как автор книги «Ромен Роллан — музыкант» (1974), переводов с французского труда Р. Роллана «Последние квартеты Бетховена» (1976) и статей о музыке Э. Ансерме (1986). Выпускница Ленинградской консерватории (она окончила класс фортепиано И. С. Миклашевской), аспирантка Государственной академии искусствознания Б. С. Урицкая оказалась в г. Саранске в силу трагических жизненных обстоятельств: после 5 лет (1938—1943 гг.) заключения в Темлаге НКВД ей, «члену семьи изменника Родины», запрещалось проживать в больших городах. Период жизни Б. С. Урицкой в Саранске охватывает 14 лет — с 1947 по 1961 г., но именно здесь она ярко проявила себя во всех сферах музыковедческой деятельности: науке, музыкальной критике, педагогике и просветительстве.

«Мне хотелось бы принести пользу мордовскому народу, где я живу и работаю», — написала Б. С. Урицкая своему учителю Х. С. Кушнареву через год после приезда в Са-ранск1. Позже она в полной мере осуществила желаемое. Она многое успела сделать за короткий период пребывания в Саранске. Например, в числе первых она опубликовала во всесоюзном издании статьи, посвященные анализу мордовской народной песни2. Именно Б. С. Урицкая написала «первую главу» истории мордовской профессиональной музыки в очерке «Музыкальная культура Мордовской АССР»3, сделала первые «наброски» творческих портретов композиторов Мордовии. Будучи одним из первых музыкальных просветителей республики, она способствовала тому, чтобы музыка Мордовии стала известна не только специалистам-музыкантам, но и широкому кругу любителей искусства, в том числе подрастающему поколению, детям. Продолжая традиции своих учителей, Б. С. Урицкая показала тот уровень профессиональной культуры, к которому необходимо стремиться педагогу-музыканту, о чем ярко свидетельствуют достижения ее учеников4. Все перечисленное позволяет считать Б. С. Урицкую основоположником музыковедения Мордовии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 КР РИИИ. Ф. 127. Оп. 1. Дело Берты Соломоновны Урицкой. Ед.

хр. 22. Письмо Б.С. Урицкой к Х.С. Кушнареву. Черновик.

2 См.: Мордовская народная песня // Сов. музыка. 1950. № 2. С. 55—57; Национальная система интонирования // Там же. 1952. № 6. С. 65—67; Урицкая Б.С. О некоторых чертах мордовской многоголосной песни // Проблемы музыкального фольклора народов СССР / сост. и ред. И.И. Зем-цовский. М.: Сов. композитор, 1973. С. 147—155.

3 См.: Музыкальная культура Мордовской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957. С. 227—244.

4 См.: Макарова А.И. Спасибо тебе за память // Странник. 2012. № 2. С. 198—206.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0