Т. Н. Гулая. Обработки и аранжировки композиторов Мордовии для детей
Т. Н. Гулая
Обработки и аранжировки композиторов Мордовии для детей
Т. Н. Гулая, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии
Мордовская народная песня в исполнении детских вокальных коллективов органично включена в процесс приобщения и передачи из поколения в поколение ценностей традиционного культурного наследия мордовского народа. Творчество композиторов Мордовии, создающих аранжировки и обработки народно-песенного фольклора для детей, является составляющей этого процесса и способствует формированию национального самосознания.
Освоение фольклора детским вокальным коллективом начинается с создания руководителем исполнительской аранжировки народной песни для конкретного состава. Композиторы руководствуются возрастным исполнительским потенциалом, включающим как вокальные способности, так и возможности постижения художественно-смыслового содержания, не противоречащего детскому восприятию окружающего мира. Репертуарные обработки и аранжировки песен для детей композиторов Мордовии — это оригинальные произведения, демонстрирующие музыкально-поэтический колорит традиционного фольклора. Сочинения песенных жанров отличает ярко выраженный интонационный фонд, основанный на народной (мокшанской, эрзянской) мелодике, ладовой оригинальности, характерных ритмоформулах.
Для авторских обработок и аранжировок народных песен для детей характерна ярко выраженная жанровая принадлежность. Так, игровое и танцевальное начало обработки плясовой эрзянской народной песни «Кавто церат тикше ледить» (Два парня сено косят») Г. И. Сураева-Королёва является определяющим для привлечения ее в детский репертуар.
В триптихе для детского хора «Минек масторсо» («На нашей земле») Н. В. Кошелевой представлены различные жанры народной музыки с цитированием первоисточников: протяжная (I часть), плясовая «Луганяса келуня» («Во поле березонька») (II часть), игровая «Ай, шякшата, шякшата» («Ай, дятел, дятел») (III часть) песни. В репертуар детского коллектива также могут быть включены две обработки мордовских народных песен этого автора — «Каляда» («Коляда») и «Катоня» («Кошечка»).
Мастерство интонационного воплощения образно-эмоционального содержания представлено в аранжировках для детского хора с фортепиано «Иисус, коснись ты нас» и «Кто создал цветок?» Г. Г. Вдовина. Для создания художественного образа композитор использует одноголосное изложение мелодии, развертывающейся в объеме квинты; простую ритмику; аккомпанемент, дублирующий вокальную партию.
Н. И. Бояркин принадлежит к числу немногих авторов, создающих хоровые обработки таких произведений детского фольклора, как колыбельные песни и потешки. Так, «Позяра» в обработке композитора сохраняет жанровую определенность первоисточника, а театрально-сценическое воплощение сочинения может сопровождаться игрой на традиционных народных инструментах: фаме, гарзе, шавоме, бубне.
В обработках и аранжировках обнаруживается новаторский характер творчества композиторов Мордовии, профессионально синтезирующих традиционные и современные средства музыкальной выразительности, а народные песни в исполнении детей предстают как многогранное явление в поликультурном музыкальном пространстве республики.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0