О. В. Цветкова. Теоретико-методологические основы исследований государственных границ
О. В. ЦВЕТКОВА
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ
ЦВЕТКОВА Ольга Викторовна, доцент кафедры социологии и политологии Ульяновского государственного университета, кандидат политических наук.
Ключевые слова: границы, государственные границы, функции границ, международные конфликты, территориальные изменения
Key words: boundaries, state borders, functions of borders, international conflicts, territorial changes Рассматриваются некоторые теоретические подходы в изучении границ в географических и политических исследованиях. Особое внимание уделено обзору политологической части в лимологии и основным теориям в изучении государственных границ, опыту трансформации границ и приграничных территорий.
The paper discusses some theoretical approaches in the study of borders in geographical and political research. Special attention is paid to the review of the political aspects in Limology and the basic theories in the study of state borders, to the experience of transformation of borders and border areas.
Границы представляют собой сложное общественное явление, связанное с фундаментальными основами политико-территориальной организации общества. Границы по-разному интерпретируются в различных сферах общества. Основы теории государственных границ следует искать в географии. Первыми государственные границы начали изучать географы, так как проблема границ и их делимитация — одна из фундаментальных проблем географии. Граница, по мнению многих географов, не только разделяет, но и соединяет разграничиваемые ею пространства.
По мнению Б. Б. Родомана, «граница есть нечто, расположенное между двумя предметами и разделяющее их, или нечто, лежащее непосредственно вокруг одного предмета или отделяющее его от всего остального, но само это «нечто» обычно пренебрежимо мало по сравнению с разделяемыми явлениями, предметами, сущностями»1. Границы — результат дискретности мира или действие представления о реальности, которая сама по себе может быть дискретной или континуальной в различной степени. Главная причина дискретизации мира в процессе его познания — использование словесного языка. Границами обладает или может обладать все, что может быть названо. У разграничиваемых явлений имеются имена (собственные и нарицательные) или заменяющие их знаки, в итоге расшифровываемые словами, граница же в большинстве случаев не имеет названия, она опознается через имена тех предметов, которые она разграничивает. Граница лежит между частями объекта, явления, но сама не считается такой же частью.
В основном государственные границы ориентированы на те или иные функции в различной степени. По существу, благодаря работам физико-географов, выявилась объективность существования географической оболочки особого рода граничных пространственных систем и комплексов — барьеров, фильтров, порогов, линий контактов различных сред и повышенного контраста. Эти линейные объекты повсеместно пронизывают окружающую среду, часто используются для разграничения районов, поэтому различные границы в большей или меньшей степени ориентированы на те или иные функции. Изучение границ как фактора районообразования сводится к исследованию их влияния на взаимодействие разграничиваемых объектов. Граница не только разделяет смежные районы, но и служит местом их контакта. Первая, разделительная, функция границы района обусловливается замыканием на конкретной территории районообразующего процесса и сама способствует этому замыканию, усиливая интеграционные процессы в пределах оконтуриваемой ею территории. При этом она является барьером для взаимопроникновения территориально смежных процессов. Эту функцию границы можно назвать барьерной (по терминологии В. Л. Каганского). Вторая, объединительная, функция границы района обусловлена созданием на границе контраста, который усиливается проявлением ее барьерной функции и служит предпосылкой для возникновения различного рода обменных процессов через линию раздела. Эту функцию границы можно назвать контактной2.
Таким образом, с динамической точки зрения, границы могут гасить взаимодействие между смежными районами и способствовать ему. Эти процессы проявляются с определенной последовательностью во времени и пространстве. Преобладание одной из функций границы, скажем — барьерной, служит предпосылкой последующего изменения функций границы на противоположную, т. е. контактную. В сфере интересов экономической географии барьерная функция приводит к усилению контраста между экономическими районами, например, в их специализации, что служит одновременно следствием и причиной территориального разделения труда. С политической точки зрения барьерная функция неразрывно связана с национальной безопасностью, которая обеспечивает стабильную обстановку в государстве. Восприятие безопасности конкретной границы зависит от ее символической роли и исторических традиций.
В исследованиях Ф. Ратцеля о международных границах сформулировано семь законов. Их набор предсказывал поведение государств относительно границы. Один из законов гласил, что граница есть периферийный орган государства, граница показывает силу или слабость государства, изменение его организма. Ф. Ратцель понимал под государством «живой организм, укорененный в почве». Важным политико-географическим фактором в становлении государства было пространство. Ф. Ратцель полагал, что каждое государство имеет идею относительно возможного передела его территориальной структуры. Он полагал, что граница и смежная территория формирует эпидерму этого организма и обеспечивает защиту и обмены. У Ф. Ратцеля граница носит динамический характер. Он излагает два закона территориального роста: закон развития границ может быть определен как стремление к упрощению и в этом упрощении содержится сокращение границ. По второму закону в соответствии с общим законом роста исторические пространственные явления границы больших областей охватывают границы меньших (например, в соответствии с соглашением, датированным 14 апреля 1816 г., Австрия и Бавария обменяли территории в их пограничных областях). Ф. Ратцель нашел бы поддержку его законов в процедурах Великобритании, Бельгии, Германии и Франции, когда эти страны приобретали колонии в Африке. Он сформулировал утверждения о характере границ. Политический баланс между странами в большей степени, зависит от характеристики границы между ними3.
Характер границ изучался и классификационным подходом. Известный британский политик лорд Керзон утверждал, что границы представляют линию физического контакта между государствами и предоставляют возможности для сотрудничества и разногласий. «Границы — действительно край бритвы, на котором висят современные проблемы войны и мира»4. Керзон рассматривал морфологию границ, разделяя их на астрономические (проведенные по параллелям и меридианам), математические (по радиусу окружности с центром в каком-либо городе) и референтные (проведенные на определенном расстоянии от географического объекта). Керзон упоминал, что пустыни — это лучшие защитные границы (например, пустыня Сахара).
В рамках политологического подхода границы изучаются на разных взаимосвязанных уровнях в зависимости от эволюции территориальных идентичностей в целом. Политологический подход основан на изучении взаимоотношений между главными парадигмами международных отношений и функциями государственных границ. Этот подход развивался Г. Гёртцом и П. Дилем в 1970-х г.5 При этом подходе изучается роль государственных границ в международных конфликтах, установление и поддержание мира. При этом государства воспринимаются как важнейшие субъекты международной деятельности, а границы между ними как жесткие разделительные линии, защищающие государственный суверенитет и национальную безопасность. Согласно «либеральным» взглядам, государства — не единственные, а иногда даже и не главные политические акторы, и основная функция государственных границ состоит в том, чтобы обеспечивать контакты между соседними странами и способствовать их взаимодействию. Отсюда вытекает необходимость скорейшего разрешения пограничных конфликтов и развития трансграничной инфраструктуры.
Г. Гёртц и П. Диль утверждали, что региональные различия очевидны в будущем конфликте. Регионы с самой плотной совокупностью государств имеют высокую вероятность конфликтов в будущем. Наиболее подвержена конфликтам территория в Европе и на Ближнем Востоке. Пограничные споры и установление границ, также выступают основанием продолжения споров (например, конфликт между США и Великобританией по американо-канадской границе). Г. Гёртц и П. Диль полагают, что существует значительный риск в возникновении военного конфликта после обмена территориями между двумя государствами, особенно если территория выполняла важную функцию для государства. Это развивает попытки повторно приобрести территорию (например, нападение Египта на Израиль по поводу возвращения Синайского полуострова). Таким образом, важность, распределения власти и законность формируют компоненты модели возвращающегося конфликта.
Г. Гёртц и П. Диль утверждают, что территория, переданная неправомерно также увеличивает готовность государства угрожать или использовать военную силу. Исследователи при изучении территориальных изменений выявили условия, при которых существует вероятность возникновения военного конфликта между государствами. При изучении вероятности конфликта по территориальным спорам они применяют модель измерения, которая состоит из таких элементов, как важность территории, законность территориального обмена и относительные способности. В первом элементе учитывается размер области и численность населения территории во время обмена, чтобы определить ее важность. Также имеет значение ее географическая близость к выигравшей или проигравшей стороне6. Территория более существенна, если это географически ближайший регион государства. Исследователи также рассматривают, была ли территория прежде территорией проигравшего государства, была ли это колониальная или зависимая территория.
Законность территориального обмена — явление неоднозначное. В социальной теории контракта, люди присоединяются к обществу по добровольному согласию. Порядок, установленный иначе, расценен как незаконный. Применяя это к территориальным изменениям, Г. Гёртц и П. Диль считают, что для того, чтобы было все законно общество должно выразить свое одобрение в форме плебисцита. Одобряя территориальное изменение, Плебисцит предполагает, что местные группы менее вероятно будут искать поощрения от их прежнего правительства и, таким образом, будут появляться новые требования, обусловленные этническими или политическими факторами. Одобрение жителями присоединения территории может быть измерением законности, все же территориальные сделки чаще всего происходят между
государствами, а не в соответствии с желанием жителей присоединяемой территории. Часто соглашение заключается формальным способом, как передача юрисдикции7.
Формальные соглашения представляют готовность государства согласиться с условиями контракта. Таким образом, территориальное изменение, формализованное в соответствии с соглашением будет расценено как законное и соответствующее нормам международного права. Однако большое количество соглашений заключаются по доброй воле проигравшей стороны. Кроме того, государства могут приобрести землю в соответствии с предписанием в длительное пользование. При определении законности территориального изменения важное значение имеет, влиял ли военный конфликт на территориальные изменения. В модели измерения такой элемент, как относительные способности двух сторон измеряются ресурсами — военные расходы государства при территориальных спорах.
Изучая степень, при которой территориальные изменения создают условия для вероятности и степени будущего военного конфликта между государствами, Г. Гёртц и П. Диль пришли к выводу, что важность территории всегда влияет на вероятность будущего конфликта. Стороны при территориальном изменении приходят к конфликту в течение 30 лет после обмена, а некоторые государства ведут территориальный спор, используя военную силу сразу после обмена территорией (Израиль, Индия, Пакистан). Отсутствие законного соглашения по поводу территориального изменения повышает вероятность конфликта, так как важно соблюдать главное условие при территориальных изменениях — это передача территории по закону, тогда будущий территориальный конфликт станет менее вероятным между государствами8.
В центре функционального подхода лежат политические и территориальные факторы, определяющие функции границ. Этот подход разрабатывался в работах Дж. Р. В Прескот-та. Он утверждал, что политические географы используют термин «граница» в двух смыслах: во-первых, граница относится к политическому разделению между двумя странами или разделению между освоенными и необитаемыми частями одной страны. В каждом смысле граница является зоной9. Дж. Р. В Прескотт рассматривает те аспекты границ, которые относятся к политической географии. Он выделяет два вида урегулирования границ — первичное и вторичное. Первичное урегулирование границы существует, когда государство овладевает своей территорией изначально, вторичное — когда повторно.
Вторичные границы имеют место во всех странах, которые включают в себя области неблагоприятной окружающей среды (тропическая или умеренная пустыня, тяжело рассеченное нагорье или тропический лес). Политико-административная граница является примером формальной политической границы. Она проводится политическими субъектами для более удобного управления территорией. При проведении такой границы ставится задача создания эффективного для управления деления территорий государства, т. е. проведение административных границ.
Таким образом, изучение границ и трансграничных взаимодействий на разном территориальном уровне помогут в решении десятков территориальных (пограничных) конфликтов на международном уровне.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Географические границы / под ред. Б.Б. Родомана, Б.М. Эккеля. М.:Изд-во МГУ, 1982. С. 20.
2 Каганский В.Л. О территориальных границах. М.: Изд-во МГУ, 1975.С. 56.
3 См.: Ratzel F. Politische Geographie. Munchen, 1897. P. 584.
4 Cur zon of Kedleston, Lord. Frontiers. The Romanes Lecture. Oxf.,1907. P. 7.
5 См.: Goertz G., Diehl P.F. Territorial Changes and International Conflicts. N.Y.: Routledge, 1992. P. 123.
6 Ibid.
7 Ibid.
8 Ibid.
9 Prescott J. The maritime political boundaries of the world. Boston:Martinus Nijhoff, 2005. P. 32. Поступила 20.11.2013.
REFERENCES
1 Geograficheskie granicy / pod red. B.B. Rodomana, B.M. Jekkelja. M.:Izd-vo MGU, 1982. S. 20.
2 Kaganskij V.L. O territorial'nyh granicah. M.: Izd-vo MGU, 1975. S. 56.
3 Sm.: Ratzel F. Politische Geographie. Munchen, 1897. P. 584.
4 Cur zon of Kedleston, Lord. Frontiers. The Romanes Lecture. Oxf.,1907. P. 7.
5 Sm.: Goertz G., Diehl P.F. Territorial Changes and International Conflicts. N.Y.: Routledge, 1992. P. 123.
6 Ibid.
7 Ibid.
8 Ibid.
9 Prescott J. The maritime political boundaries of the world. Boston:Martinus Nijhoff, 2005. P. 32.O. V. Tsvetkova. Theoretical and Methodological Bases of Study of State Borders
Currently, borders continue to play a leading role in formation, division, and unification of a society in the world. Under the influence of globalization and international integration functions of borders and border areas are changing rapidly, which requires thorough scientific analysis. Geographers were the first to begin studying state borders, because the problem of borders and their delimitation is one of the fundamental problems of Geography. A border not only divides, but also connects the areas it delimits. The state borders are mainly focused on certain functions in various degrees. According to the V. L. Kagansky theory, the first dividing function of an area boundary due to the lock-in of a region-creating process in a specific territory is the barrier function. The second one is the unifying contact function, where exchange processes cross the dividing line. In the core of the functional approach are the political and territorial factors determining functions of borders. This approach was developed in the works by J. R. V. Prescott.
In studies of international borders by F. Ratzel, seven laws were formulated. This set of laws predicted behavior of states as far as borders were concerned. One of the laws reads that the border is a peripheral organ of a state: it shows the strength or weakness of a state, a change in its organism. In terms of the political approach, borders are studied at various interrelated levels depending on the evolution of territorial identity in general. The political approach is based on the study of the relationship between the major paradigms of international relations and the functions of state borders. This approach was developed by G. Gertz and P. Dil in the 1970's. This approach examines the role of state borders in international conflicts, in attainment and maintenance of peace.
TSVETKOVA Olga Viktorovna, Candidate of Political Sciences, Associate
Professor, Department of Sociology and Political Science, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation).
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0