Н. С. Савкин. Социальная адаптация: некоторые региональные аспекты

Н. С. САВКИН

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ: НЕКОТОРЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

САВКИН Николай Степанович, профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук.

Ключевые слова: социальная адаптация, стереотипы поведения, социализация, адаптационный потенциал, суицид, социум, социальное воспроизводство, национальная идентичность

Key words: social adaptation, behavior stereotypes, socialization, adaptive potential, suicide, society, social reproduction, national identity В статье анализируются процессы социальной адаптации в условиях региона с учетом модернизации всех сфер общественной жизни страны, неустойчивой социальной ситуации, рассогласования между социальными общностями.

The paper analyzes the processes of social adaptation in the conditions of a region taking account of modernization of all spheres of public life, unstable social situation and the mismatch between social groups.

Происходящие в мире и российском обществе конфликты, глобальные социальные преобразования, рассогласования между социальными общностями, властью и обществом, социокультурными и национальными группами свидетельствуют о проявлениях системного кризиса современного состояния цивилизации, неизбежности и необходимости радикальных изменений. Старые стереотипы поведения, сложившиеся в системе деструктивных общественных отношений, не позволяют выработать новые адаптационные механизмы для наиболее мягкого вхождения в сферу социокультуры.

Расширение масштабов социально-экономических, политических, религиозно-этических и этнических изменений в мире ставит перед обществом, каждым человеком проблему поиска возможностей адаптации к существующей системе отношений для наиболее полного разностороннего развития, реализации способностей и дарований. Процесс этот начинает ся с момента рождения, проходит этапы, стадии становления личности, профессионального выбора, реализации накопленного потенциала, изменений социального статуса, подготовки перехода в мир иной. Процесс социальной адаптации, таким образом, заканчивается только со смертью человека.

Первоначально адаптация понималась как биологический термин для обозначения приспособления организма, органов чувств к изменяющимся условиям существования, т. е. как некое физиологическое приспособление. В дальнейшем его стали употреблять лингвисты для объяснения упрощения текста для детского чтения или для начинающих изучать иностранный язык. Потом этот термин стал широко употребляться в психологии, социологии, экологии, кибернетике и философии. В социальной психологии адаптация чаще всего рассматривается как понятие для фиксации процесса вхождения личности в систему взаимоотношений малой группы (производственного коллектива, студенческой группы, семьи), усвоения ею сложившихся норм, отношений, ценностей, занятия определенного места в структуре ее отношений. Разумеется, в адаптационном взаимодействии участвуют обе стороны: личность и малая группа. Их взаимодействие образует новую социальную среду — сферу ближайшего окружения. В результате этого взаимодействия личность определенным образом меняет систему своих ценностных ориентаций, отношений, так же, как и малая группа корректирует систему своих норм и правил.

В социальной философии адаптация исследуется как комплексная проблема взаимосвязи человека и окружающего мира, и прежде всего человека, социальной сферы и общества. Социальная адаптация определяется как процесс взаимодействия социального субъекта (человека, личности) и социума, в ходе и результате которого происходит вхождение субъекта в систему ценностей, реализация социальных ожиданий и социальное воспроизводство человека. Вполне правомерно более широкое толкование социальной адаптации на философском уровне: первый этап (стадия) — становление личности, следующая — реализация накопленного (профессионального и социального) опыта. Таким образом, можно представить полноценную панораму жизнедеятельности человека во всем объеме, в процессе которой неизбежно реализуется непрерывная социальная адаптация как процесс приспособления и вхождения в постоянно изменяющиеся экономические, политические, культурные, этнические и также природные условия.

В психологии существует несколько иная интерпретация соотношения социальной адаптации и социализации, когда первая рассматривается как составная часть, механизм, одна из форм социализации. Социализация, утверждает А. А. Налчаджян, более длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации). Процесс социальной адаптации имеет более сжатые временные границы, это, скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы. В ходе социальной адаптации, по его мнению, осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем. Человек, группа или организация должны в первую очередь адаптироваться именно к таким условиям и использовать результаты этого процесса как основу или базу для углубления и конкретизации последующего процесса социальной адаптации. Выделяются стадии процесса социальной адаптации: адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на вызов среды1.

С точки зрения социальной психологии такая трактовка социальной адаптации вполне правомерна. Философский же подход предполагает рассмотрение процесса в его целостности, системности, концептуальности, стадиальности, с учетом механизмов функционирования и регулирования. Социальная адаптация в философском смысле — процесс и результат взаимодействия социального субъекта с непрерывно меняющейся средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания обеих сторон, осуществляется процесс социализации, воспроизводство социальной инфраструктуры и самого социального субъекта, его профессионального и социального статуса. Предполагаются изменения и воспроизведение, вступление в новую, восходящую стадию макро- и микросреды. Наметившиеся неблагоприятные тенденции, деструк-

тивные социальные процессы могут быть приостановлены или перенаправлены путем коррекции социальной политики. Процесс социальной адаптации сложный, противоречивый, многофакторный и многостадиальный. В сложившейся социальной ситуации без всестороннего исследования столь сложной, многогранной проблемы невозможно ее адекватное восприятие.

Начальная стадия социальной адаптации представляет собой процесс превращения новорожденного в личность (онтогенез). Это преимущественно социализация, решающую роль в которой играют биологические предпосылки индивида (наследственность), биологические предрасположения, дарования, данные природой, и семья, социальная среда, окружение. Первоначальный этап этой стадии выступает как процесс приспособления организма к условиям существования и привыкания к ним. Это непрерывный, жизненно важный процесс вживания субъекта (индивида) в новые для него системы социальных (культурных, национальных, нравственных) отношений, ценностей. Трудности для субъекта заложены в динамичном характере социальной жизни, в изменяющейся среде жизнедеятельности человека. Вместе с тем эффективность, качество, результативность приспособления, вживания, роста, развития, социализации во многом зависят от уровня развития социальной среды, ее интеллектуальной и психологической зрелости.

Второй этап социальной адаптации — социализация, становление социального субъекта как личности, глубокое осмысление ситуации в социуме, концентрация усилий с социальным и профессиональным выбором, активный анализ собственных способностей и возможностей. Он связан с анализом и реализацией адаптационного потенциала, совокупности свойств и ресурсов, с определением направления и уровня образования, квалификации, профессионального и социального статуса. Все это определяет способность субъекта овладеть ситуацией, освоиться в ней, сформировать себя в качестве активного социального субъекта.

Третий этап — реализация себя как профессионального и социального субъекта, личности, конкретной модели деятельности, одновременно — анализ и оценка основных характеристик социальной среды, социума. Социальная адаптация предполагает постоянное изучение меняющейся социальной системы как фактора и условия процесса. Причем имеется в виду, что социальная система сама непрерывно и постоянно приспосабливается к спонтанно изменяющимся условиям среды и для нее на современной стадии динамичных изменений характерны, с позиций синергетики, разноупорядоченность, неустойчивость, неравновесность, нелинейность соотношений. О. Тоффлер, используя синергети-ческие понятия для интерпретации современного состояния общества, отмечает наблюдаемый им упадок индустриального общества, раздвоение (бифуркацию) мировой цивилизации, переход к диссипативной структуре в мировом масштабе, когда происходит постепенное рассеивание части энергии упорядоченного движения общества в энергию неупорядоченного движения2.

Какая-то часть человечества, определенное общество могут оказаться в состоянии аномии, перерождения, деградации, социального регресса, в новой фазе кризиса, которая может привести к необратимым разрушительным последствиям. Подобного характера внезапные социальные преобразования могут привести к усилению суицидных явлений, что может свидетельствовать не только о неспособности социального субъекта к положительной адаптации к изменившимся условиям, но и о неспособности общества прийти на помощь отчаявшемуся человеку в нужный момент.

Суицид — сложное явление со множеством разнообразных причин. С одной стороны, происходит деформация ценностных ориентаций личности, потеря смысла существования, глубокое разочарование в жизни, отчаянная безвыходная ситуация, крушение идеалов, утрата или девальвация системы ценностей. С другой стороны, общество, социум, социальная среда, ближайшее окружение (семья, коллектив, группа) отторгают индивида, не приспособившегося к новым условиям, не «спасает утопающего», не протягивает руку помощи. Общество демонстрирует свою беспомощность, бессилие, нежелание, равнодушие к отдельной личности. Здесь налицо признаки аномического общества, характеризующегося разложением системы ценностей, распространением апатии, разочарования, социальной дезорганизации, бессилия. В свою очередь личность вместо активных поисков решения проблем вхождения, приспособления, вживания, т. е. в полном смысле социальной адаптации, пытается «решить» проблему путем ухода от всякого решения всех проблем радикальным способом.

Четвертый этап социальной адаптации — завершающая стадия жизнедеятельности личности. Она связана, во-первых, с непрерывным воспроизводством своего профессионального и социального статуса (чтобы оставаться хорошим хирургом, надо постоянно делать операции), во-вторых, с постепенным приспособлением к условиям ухода от активной производительной деятельности. На завершающем этапе социальной адаптации трудно рассчитывать на резкий рост, развитие профессиональной и социальной карьеры, хотя такое возможно и часто имеет место. Главным направлением жизнедеятельности по адаптации в этот период является сохранение, поддержание существующего положения вещей — статус-кво, т. е. непрерывное производство и воспроизводство профессионального уровня, сохранение социального статуса.

Субъект может избрать иную модель поведения и деятельности, которая, как ему кажется, больше соответствует его целям, интересам, стремлениям, возможностям, но может противоречить тенденциям развития социума, ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может привести к серьезному противоречию между социальным субъектом и социальной средой (обществом, социумом, группой, коллективом, семьей), которое потребует разрешения.

Важным звеном завершающего этапа социальной адаптации является переход к новым условиям жизни, связанным с завершением активной профессиональной деятельности и переходом на положение «заслуженного отдыха» (пенсионера). Этот процесс болезненный, сложный и противоречивый.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает анализ используемых механизмов на каждом из них. Так, для первого этапа социальной адаптации важнейшим является механизм социального общения, позволяющий субъекту формировать и развивать психику, приспособить психический склад под требования социальной среды, совершенствовать имеющиеся навыки общения и приобретать новые, усваивать новые социальные нормы и ценности. Внешними результатами успешного протекания адаптационного процесса является выработка основных стандартов поведения: конформизм, подчинение субъекта среде, следование субъекта требованиям, предъявляемым к нему, или формирование собственных внутренних мотивов и целей, не совпадающих с аналогичными характеристиками социального окружения. Результаты социальной адаптации могут быть противоположными ожидаемым: самоизоляция, «уход» субъекта от среды, отшельничество, когда свойственные субъекту интересы и цели принципиально не совпадают с системой ценностей социальной среды.

Второму этапу социальной адаптации характерны механизмы интериоризации и социализации, с помощью которых реализуется формирование интеллектуальных установок и планов, связанных с усвоением и преобразованием социальных норм, элементов культуры, социальных ценностей, позволяющих личности функционировать в качестве полноправного члена общества. В результате интериоризации социальные нормы общения, моральные ценности непосредственного социального окружения (микросреды, трудовой коллектив и т. д.), требования, установки, ориентации макросреды на уровне общества становятся достоянием личности, устанавливается определенное динамическое равновесие между ценностными ориентациями личности и ожиданиями социальной среды.

Возможен вариант адаптационного результата отрицательной направленности при несовпадении ожиданий, требований социальной среды и уровня притязаний личности: здесь необходим анализ характеристики социальной среды. Она может быть отрицательной, устойчивой антиобщественной направленности, с отрицательными взглядами и установками.

Третий этап адаптации связан с механизмами преобразования социума, совершенствования и реформирования социальной системы, трансформацией ее в соответствии со своими потребностями. Социальная адаптация оказывается не столько приспособлением личности, социального субъекта к социально-экономической среде, социуму, сколько модернизацией, корректировкой социального окружения, превращением его в инновационную среду. Механизмом социальной адаптации выступает единый процесс деятельности, обмена, распределения, потребления, производство и социальное воспроизводство личности, субъекта, новых поколений, процесс опредмечивания и распредмечивания, преобразования внутреннего мира и самосознания, реализации скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы

социальной идентификации. Социальное самосознание помогает формировать и осмысливать свою социальную принадлежность и роль. Эффективность, конечный результат социальной адаптации определяется объективными показателями развития социального субъекта, качества и уровня его жизни, субъективной удовлетворенностью характером «распределения» экономической, политической, идеологической свободы и справедливости.

Для четвертого этапа социальной адаптации важнейшими являются механизмы активного приспособления к новому социальному положению субъекта, сохранения социального статуса, здоровья, организации досуга, посильной трудовой занятости. В новых условиях важнейшим фактором успешности социальной адаптации будет стремление к сохранению своей прежней социальной и этнокультурной идентичности. Изменение своего положения, социокультурного статуса потребует от личности нахождения своего места в новых условиях, встраивания себя в систему уже сложившихся социокультурных отношений для приобретения новой позитивной идентичности, что становится необходимым условием социальной адаптации.

События, действия, процессы, происходящие в обществе, подчиняются определенным социальным законам, носящим вероятностный характер. Сложнее социальному субъекту адаптироваться в условиях незаметно происходящих в обществе спонтанных событий и процессов, вызванных внутренними причинами, без непосредственного воздействия извне, «самопроизвольно», имманентно.

Спонтанные процессы, события не представляют собой совершенно случайные явления, неизвестно откуда взявшиеся. Как правило, незаметные изменения накапливаются в обществе, социуме, социальной общности и в определенный момент времени проявляются достаточно ощутимо. Это напоминает землетрясения, которые происходят спонтанно и спорадически, но не случайно. Такого же характера явлениями можно назвать митинги протеста на Болотной площади и проспекте Сахарова в России в связи с выборами депутатов в Госдуму и Президента России 4 марта 2012 г.

Социальная адаптация в периоды активного участия в социальном производстве и воспроизводстве существенно отличается от других периодов жизнедеятельности человека. В эти периоды происходит не простое приспособление, вживание в социальную систему, а обновление, социальная реорганизация, формирование новых форм социальной жизни вплоть до всеохватывающих общественно-политических перемен. В современных условиях обществу присуще неустойчивые, нелинейные отношения, состояние постоянной изменчивости, неравновесности, непрерывный интенсивный обмен информацией, ведущие не только к порядку, но и беспорядку, что создает возможности для возникновения уникальных и радикальных событий. Социализация и социальное воспроизводство новых поколений осуществляется в принципиально новых условиях. Таким образом, социальная адаптация предполагает изменение самого общества, социума, социальной среды в соответствии с новыми потребностями, ценностными ориентациями, подстраивая его (ее) под свое мировосприятие. Изменяя изменившийся мир, субъект видоизменяет и себя.

Одной из актуальных в проблематике социальной адаптации является проблема неадаптированности значительной части населения, в том числе молодежи, к современной системе социально-культурных, политических эталонов ввиду отсутствия у государства, политиков, школы, семьи, средств массовой информации единой, объединяющей общество национальной идеи, признанной и поддерживаемой большинством населения страны. Разброд и шатания в системе ценностей общества, реклама различных субкультур, разнообразных и не опробированных временем, отличающихся эфемерностью и кажущейся новизной, уводят от гуманитарного воспитания мира в сторону развлекательной самореализации, к усредненным образцам денационализированной массовой культуры. У значительной части молодежи и старшего поколения формируется психологическое состояние напряжения, тревоги из-за невозможности достичь желаемого, в ряде случаев апатия, крушение надежд и планов, срыв намерений, тщетные ожидания. Отсутствие у многих (среднего и молодого поколения) постоянной работы формирует негативное социальное явление — бомжевание, нежелание и неумение работать, дисквалификацию. Образовалась социальная общность — бомжи, сформировавшие особый образ жизни и свою субкультуру.

Подобное социальное явление — не новость. Это возрождение, социальное воспроизводство того мрачного мира костылевской ночлежки, мира «бывших людей», босяков, отверженных, людей без твердого социального статуса, опустившихся, пьяниц, картежников, оказавшихся в тупике человеческой жизни, потерявших веру в Бога и в самого себя, людей без перспектив, изображенных в одном из самых ярких, сильных драматических произведений М. Горького начала XX в.

Отвержение и переоценка традиционных и национальных ценностей, навязывание на уровне массового сознания западных, нередко не оцененных, не осмысленных, не принятых «душой» многими ценностей не могли не привести общество в состояние социальной аномии и фрустрации, что негативно отразилось в социальном поведении и образе жизни различных социальных слоев и групп.

Республика Мордовия — многонациональный и многоконфессиональный регион. В нем мирно сосуществуют, сотрудничают, живут и работают люди разных национальностей и вероисповеданий: русские, мордва, татары, украинцы, азербайджанцы и др., которые исповедуют христианство, ислам, другие религии. Имеются значительные различия в уровне и характере социальной адаптации людей разного возраста, национальности и вероисповедания, обусловленные исторической принадлежностью к христианству или исламу, христианской или мусульманской культуре. Мордве, русским, украинцам, принадлежащим преимущественно христианской культуре, характерны невысокая рождаемость, нестабильность семейных отношений, высокая степень разводов, вместе с тем более высокий уровень образования женщин. В социальной адаптации наблюдается тенденция к индивидуализации, опоре на собственные силы.

Для народов с мусульманской культурой характерны более высокий уровень религиозности населения, строгое соблюдение религиозных заповедей, традиционалистский тип семьи. Это становится фактором большей устойчивости национальной идентичности. В сфере социальной адаптации наблюдается высокий уровень уважения к старшему поколению, поклонения и почитания. Естественно, социальное самочувствие находится на достаточно высоком уровне. В этнических меньшинствах склонны использовать разные языки в различных социальных институтах (сферах применения языка): рабочее место, семья, церковь, общественные организации. Как правило, в общественных местах используется государственный язык (например, русский) или язык титульной нации. Свободное владение и использование в повседневной жизни двух или нескольких языков не создает каких-либо трудностей или ситуаций в социальной адаптации. Возможны случаи изменения национальной идентичности, которые реализуются, как правило, через смену поколений. Довольно широкое развитие этнически смешанных браков, распространение двуязычия создают определенные дополнительные трудности во взаимоотношениях младшего, среднего и старшего поколений. Однако у большинства людей, считающих родным язык своей национальности, возникающие коллизии разрешаются достаточно легко и успешно.

Высокий уровень двуязычия населения является традиционной особенностью России и Мордовии. Это обусловлено многовековым существованием русского языка в качестве единственного государственного языка, исторической традицией обязательного его изучения в российской империи, СССР и Российской Федерации, поэтому русско-национальное двуязычие становится все более распространенным явлением. Следует отметить, что процессам социальной адаптации двуязычие не мешает и не препятствует, а наоборот, кое в чем способствует, создавая дополнительные стимулы и формы адаптации. Замечено, что оба языка, национальный и русский, становятся «родными» в смысле не только свободного владения и пользования ими в общении, но и формирования и формулирования мыслей, размышлений. Одним из важнейших признаков родного языка, как известно, является умение и желание (иногда просто инстинктивное) думать на этом языке. В ситуации двуязычия русский язык становится родным при формировании и изложении научных, общественно-политических текстов, в общении в государственных учреждениях и организациях, национальный, как правило, — на бытовом уровне, в общении с родственниками и близкими.

Таким образом, для Мордовии характерны те же условия социальной адаптации, что и в обществе в целом. Однако разнообразие национальных культур, языков, менталитетов,

религиозных конфессий создает дополнительные трудности и вместе с тем дополнительные возможности разнообразия социальной адаптации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ер.: Изд-во АН Армян. ССР, 1988. С. 263.

2 См.: Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. С. 22—24.

Поступила 22.11.2013.

REFERENCES

1 Sm.: Nalchadzhjan A.A. Social'no-psihicheskaja adaptacija lichnosti (formy, mehanizmy i strategii). Er.: Izd-vo AN Armjan. SSR, 1988. S. 263.

2 Sm.: Toffler Je. Shok budushhego. M.: OOO «Izd-vo AST», 2003. S. 22—24.

N. S. Savkin. Social Adaptation: Some Regional Aspects

This paper analyzes the processes of social adaptation in the conditions of a region taking into account modernization of all spheres of public life in Russia, unstable social situation, the mismatch between social groups. Social adaptation of individuals is observed at all stages of formation and development of personality: from the moment of birth, further socialization to the end of working and biological life. Four stages of adaptation are singled out. It is noted that Mordovia is a multiethnic and multi-confessional region. People of different ethnic groups and faiths — Russians, Mordvins, Tatars, Ukrainians, Azerbaijanis, and others who profess Christianity, Islam and other religions coexist, cooperate, work and live in this region peacefully. There are significant differences in the level and nature of social adaptation of people of various ages, ethnicities and religions due to the historical belonging to the Christian or Muslim culture. The paper gives a detailed description of these features of social adaptation.

SAVKIN Nikolai Stepanovich, Doctor of Philosophical Sciences, Full Professor, Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

 

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0