Н. А. Филиппова, Т. А. Ефремова, Г. В. Морозова. Совершенствование системы государственной регистрации налогоплательщиков в регионе

Н. А. ФИЛИППОВА Т. А. ЕФРЕМОВА Г. В. МОРОЗОВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РЕГИОНЕ

ФИЛИППОВА Наталья Алексеевна, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, доктор экономических наук.

ЕФРЕМОВА Татьяна Александровна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

МОРОЗОВА Галина Владимировна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

FILIPPOVA Natalia Alekseyevna, Doctor of Economic Sciences, Full Professor, Professor at the Department of Finance and Credit, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

EFREMOVA Tatiana Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Finance and Credit, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

MOROZOVA Galina Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Finance and Credit, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

© Филиппова Н. А., Ефремова Т. А., Морозова Г. В., 2016

Ключевые слова: регистрация, учет, регистрирующие органы, дорожная карта, интернет-сервис, онлайн-регистрация

Key words: registration, accounting, registering bodies, road map, online service, online registration

Дан анализ действующей практики регистрации и учета налогоплательщиков в Республике Мордовия. Предложен комплекс рекомендаций по ее дальнейшему развитию.

The paper gives an analysis of the current practice of registering and accounting taxpayers in the Republic of Mordovia; the author proposes a set of recommendations for its further development.

Государственная регистрация и учет налогоплательщиков выступают исходным моментом в организации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и представляют собой комплекс установленных законодательством мероприятий, осуществляемых в целях учета всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) и аккумулирования сведений о них в едином государственном реестре. Это производится для усиления контроля за фактическим местом нахождения юридических лиц, обеспечения налоговых поступлений в бюджет, развития цивилизованной предпринимательской среды. Поскольку государственная регистрация является реализацией властных полномочий и затрагивает права и интересы различных категорий граждан, ее осуществление возложено на государственные органы.

До 1 июля 2002 г. в России функционировало около 4,5 тыс. регистрирующих органов (в Мордовии их было 35), каждый из которых осуществлял регистрацию юридических лиц, выдавал документы о государственной регистрации, формировал государственные реестры, руководствуясь правилами, утвержденными органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации1. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. ¹ 506 функции по государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств отнесены к ведению Федеральной налоговой службы (ФНС), находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации2. Органом, осуществляющим государственную регистрацию некоммерческих организаций, общественных объединений и партий, является Министерство юстиции Российской Федерации. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговых органах: по месту нахождения, т. е. по месту государственной регистрации (ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации); по месту нахождения обособленных подразделений организаций, т. е. по месту осуществления этой организацией деятельности через обособленное подразделение; по месту нахождения принадлежащего на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению3.

Налоговые органы учитывают налогоплательщиков на основе информации, поступающей от:

—   регистрирующих органов, обязанных направлять в налоговые органы сведения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях, физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, фактах регистрации физических лиц по месту жительства, рождения и смерти физических лиц, о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о зарегистрированных в этих органах транспортных средствах и их владельцах;

—  органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные подобные документы на право осуществления определенных видов деятельности физическим лицам, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы;

—   органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и частнопрактикующих нотариусов, обязанных сообщать налоговым органам о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения.

В ходе непрерывной работы по учету налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных, которая постоянно уточняется и дополняется. Динамика числа состоящих на учете в налоговых органах Республики Мордовия налогоплательщиков отражена на рис. 14.

Рисунки доступны в полной PDF-версии журнала.

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

Таким образом, несмотря на в целом налаженную налоговыми органами практику учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, необходимо дальнейшее развитие системы регистрационных и учетных процедур. В настоящее время перед налоговыми органами стоит ряд задач по развитию системы государственной регистрации налогоплательщиков: оптимизация процедуры государственной регистрации, оптимизация сопутствующих процедур, расширение возможности онлайн-регистрации, улучшение коммуникаций и информирования (организационные мероприятия, позволяющие получать полную и актуальную информацию по процедуре государственной регистрации).

Федеральным законом «О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”» от 5 мая 2014 г. ¹ 129-ФЗ7 отменено требование о предварительной оплате уставного капитала не менее чем 50 %. Это позволит предпринимателям не открывать временный (накопительный) счет и сократить время на регистрацию обществ с ограниченной ответственностью. Отменена обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) банковских счетов и о возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа. С 1 мая 2014 г. плательщики взносов также освобождаются от обязанности сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения об открытии и закрытии счетов в банке, соответствующие данные представляются в фонды банками.

Приняты и другие законы для оптимизации государственной регистрации. Так, законодательно исключена необходимость свидетельствования подлинности подписи заявителя на заявлении о регистрации в нотариальном порядке в случае представления документов в регистрирующий орган лично. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. ¹ 59-ФЗ8 сократил сроки обмена информацией регистрирующих органов и внебюджетных фондов в «рамках одного окна». Теперь на регистрацию фондам отводится не более 3 рабочих дней с момента представления налоговыми органами в фонды сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (вместо прежних 5 дней). Планируется, что обмен информацией с фондами к 2018 г. будет занимать не более суток. Законодательно закреплена возможность представления документов для государственной регистрации и последующего получения документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Принят закон о досудебном урегулировании споров в рамках государственной регистрации, что помогает быстро урегулировать спорные ситуации в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закреплен порядок обжалования решения о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или об отказе в ней. По общему правилу решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней9.

Для развития предпринимательства и повышения уровня комфортности обслуживания налогоплательщиков на сайте ФНС размещены электронные сервисы, с помощью которых можно бесплатно получить много полезной информации. Сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» позволяет проявить должную осмотрительность при выборе контрагента (поставщика, подрядчика); предоставляет сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств; позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц; содержит информацию об адресах массовой регистрации, сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке, сведения о юридических лицах, отсутствующих по своему юридическому адресу.

На сайте ФНС есть сервис «Создай свой бизнес» с пошаговой инструкцией для начинающих предпринимателей, который позволяет выбрать форму регистрации, режим налогообложения, осуществление государственной регистрации, даже знакомит с правилами применения контрольно-кассовой техники и представляет информацию о процедуре проведения налоговых проверок. Через сайт можно направить пакет документов в налоговый орган при осуществлении государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (требуется наличие электронной подписи (ЭП)), подать физическому лицу заявку на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя с помощью мобильного устройства (при этом необходим личный визит в инспекцию, наличие ЭП не требуется).

Активно внедряются в жизнь организационные мероприятия, направленные на расширение возможностей онлайн-регистрации: на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) создана возможность отслеживания в режиме онлайн-процедуры рассмотрения заявления о государственной регистрации; создан кол-центр с бесплатным федеральным номером, консультирующий по вопросам регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; расширен состав сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, бесплатно размещаемых на официальном сайте ФНС. Заинтересованные лица могут получить сведения о себе из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки (электронной либо на бумажном носителе) на основании запроса, направленного через Интернет; при регистрации можно онлайн оплатить госпошлину за предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП/ЕГРН и реестра дисквалифицированных лиц, а также произвести онлайн-оплату через один из банков — партнеров ФНС.

Таким образом, оптимизация взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в процессе государственной регистрации и учета будет способствовать повышению качества и эффективности деятельности ФНС и ее территориальных подразделений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Пепеляев С.Г. Учет крупнейших налогоплательщиков ведется незаконно // Налоговед. 2004. ¹ 11. С. 1—7.

2  См.: Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. ¹ 506 // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

3 См.: Брызгалин А.В. Налоговый контроль: сложные вопросы, практика применения, нормативные акты ФНС России // Налоги и финансовое право. 2008. ¹ 10. С. 10.

4 Все рисунки в статье созданы на основе информации, взятой с официального сайта Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru (дата обращения: 19.05.2015).

5 Таблица рассчитана по данным официального сайта Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru (дата обращения: 21.05.2015).

6 См.: Ермакова Е.А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодневками» // Налоги и финансовое право. 2012. ¹ 9. С. 147—151.

7 См.: Федеральный закон «О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”» от 5 мая 2014 г. ¹ 129-ФЗ // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

8 См.: Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. ¹ 59-ФЗ // Там же.

9 См.: О досудебном урегулировании споров в сфере государственной регистрации. URL: https://www.nalog.ru/rn17/related_activities/registration_ ip_yl/4981951 (дата обращения: 15.06.2015).

Поступила 09.07.2015.

N. A. Filippova, T. A. Efremova, G. V. Morozova. Improving the System of State Registration of Taxpayers in a Region

State registration and account of taxpayers are the basis for the formation of the Unified State Register of taxpayers (both legal entities and individual entrepreneurs) which allows to control the completeness and timeliness of payment of taxes and, therefore, to ensure formation of the budget. Analysis of the current practices of registration and account of taxpayers in the Republic of Mordovia allowed to reveal positive trends (formation of a unified federal database on registered taxpayers; openness and accessibility of information about all taxpayers registered in the territory of Russia; a wide range of services on state registration rendered by the tax authorities to the taxpayers; transition to the “single window” system in interaction of registering authorities; pretrial settlement of appeals against decisions on the state registration of legal entities and individual entrepreneurs) and systemic problems (conscious evasion of taxpayers from the tax liabilities for registration; complexity of timely detection of “shell companies” at the stage of registration; significant amount of “migrating organizations”; poor technical and software support of regional tax inspectorates) associated with registration.

The authors substantiate the necessity of transition to the service-oriented model of tax administration in formation of partnerships between tax authorities and taxpayers in registration and accounting. The paper proposes a set of recommendations for further development of the process of registration and accounting taxpayers.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0