А. Н. Ершов, А. А. Салатова. Развитие современного российского рынка онлайн-образования с позиций общества знания
УДК 314.07:37.018.43
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.112.028.202003.543-569
Введение. В последние годы в России сложился рынок онлайн-образования c отработанными технологиями и значительными финансовыми оборотами. Ассортимент предлагаемых потребителю курсов достаточно широк (маркетинг, менеджмент, гуманитарные науки, IT-технологии). Цель статьи – на основе результатов проведенных исследований классифицировать предлагаемые на отечественном рынке онлайн-образования продукты по тематике и техническим инструментам проведения, проследить динамику емкости рынка за 2014–2021 гг.
Материалы и методы. Объект исследования – российский рынок онлайн-образования на современном этапе развития. В качестве эмпирического материала использовались: статистический анализ тематического разнообразия онлайн-курсов, представленных на российском рынке; вторичный анализ анкетирования «Барометр онлайн-образования» за 2019 г., рейтинга РБК из 35 крупнейших российских частных компаний, предоставляющих услуги в области онлайн-образования; исследования рынка образования за 2017, 2018 и 2020 гг.
Результаты исследования. Емкость российского рынка онлайн-образования за 2014–2019 гг. по данным открытых источников выросла почти в 90 раз, с 0,4 до 36,5 млрд руб. Анализ полученных результатов исследований показал, что технически онлайн-обучение проводится с использованием широкого спектра собственных образовательных платформ; платформ MOOCs; инструментов проведения вебинаров; платформ, предоставляющих услуги по размещению собственных онлайн-курсов; с помощью обучающих роликов в YouTube и мобильных приложений. Выбор инструментария обоснован не столько задачами обучения, сколько его доступностью для организаторов (технической, финансовой), навыками владения и широтой охвата целевой аудитории пользователей. Выявлены крупные обучающие платформы, предлагающие тематически разнообразные курсы по наиболее востребованным направлениям: бизнес, программирование и аналитика, дизайн.
Обсуждение и заключение. Динамика емкости российского рынка онлайн-образования свидетельствует о его экспоненциальном росте. Тематическое разнообразие предлагаемых курсов соответствует идее взаимного стимулирования спроса и предложения. Статья будет полезна руководителям образовательных организаций, работающим или только планирующим выход на российский рынок онлайн-образования; научным и научно-педагогическим работникам; исследователям и бизнес-аналитикам данной предметной области.
Ключевые слова: экономика знаний, общество знания, онлайн-образование, рынок онлайн-образования, обучающееся общество, емкость рынка, российский рынок онлайн-образования, EdTech
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Krings, B. The Sociological Perspective on the Knowledge-Based Society: Assumptions, Facts and Visions / B. Krings. – 2006. – MPRA Paper 7110. – URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/7110/1/MPRA_paper_7110.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
2. Villalba, E. G. The Concept of Knowledge for a Knowledge-Based Society: From Knowledge to Learning / E. G. Villalba. – EUR – Scientific and Technical Research Reports. – 2007. – URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC36959 (дата обращения: 05.05.2020).
3. Penprase В. Online Education in STEM / B. Penprase. – DOI https://doi.org/10.1007/978-3-030-41633-1_5 // STEM Education for the 21st Century. – Springer, Cham, 2020. – Pp. 69–92. – URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-030-41633-1_5 (дата обращения: 05.05.2020).
4. Frk, V. Knowledge Society as an Inspiration for the Theory and Practice of Adult Education / V. Frk // Studia z teorii wychowania. – 2016. – Vol. VII, no. 1(14). – Pp. 113–128. – URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=417536 (дата обращения: 05.05.2020).
5. Digital Competence in the Knowledge Society / E. E. Gallardo-Echenique, J. M. de Oliveira, L. M. Molías, F. Esteve // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching (JOLT). – 2015. – Vol. 11, no. 1. – Pp. 1–16. – URL: https://jolt.merlot.org/vol11no1/Gallardo-Echenique_0315.pdf (дата обращения: 05.05.2020).
6. Svensson, M. Teacher Students’ Perceptions of their Digital Competence / M. Svensson, R. Baelo. – DOI https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.302 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 180. – Pp. 1527–1534. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815016481 (дата обращения: 05.05.2020).
7. Philips, F. The Knowledge Society’s Origins and Current Trajectory / F. Philips, C. Yu, T. Hameed. – DOI https://doi.org/10.1016/j.ijis.2017.08.001 // International Journal of Innovation Studies. – 2017. – Vol. 1, issue 3. – Pp. 175–191. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2096248717300073?via%... (дата обращения: 05.05.2020).
8. Ettore, B. Understanding Knowledge Transfer on the Net: Useful Lessons from the Knowledge Economy / B. Ettore. – DOI https://doi.org/10.4018/978-1-59904-816-1.ch006 // Building the Knowledge Society on the Internet: Sharing and Exchanging Knowledge in Networked Environments. – Hershey : IGI Global, 2008. – Pp. 110–128. – URL: https://www.igi-global.com/gateway/chapter/6004 (дата обращения: 05.05.2020).
9. Scarso, E. Enterprise Social Networks for Knowledge Sharing: Lessons from a Medium-Sized Company / E. Scarso, B. Ettore. – DOI https://doi.org/10.34190/EJKM.18.01.002 // Electronic Journal of Knowledge Management. – 2020. – Vol. 18, issue 1. – Pp. 15–28. – URL: https://issuu.com/academic-conferences.org/docs/ejkm-volume18-issue1-art... (дата обращения: 05.05.2020).
10. Kircher, K. Managing the Digital Knowledge Work with the Social Media Business Value Compass / K. Kircher, L. Razmerita. – DOI https://doi.org/10.24251/HICSS.2019.773 // Proceedings of the 52nd Hawaii International Conference on System Sciences. – 2019. – Pp. 6438–6447. – URL: https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/handle/10125/60078 (дата обращения: 05.05.2020).
11. Haker, J. Enterprise Social Networks: Platforms for Enabling and Understanding Knowledge Work? / J. Haker. – DOI https://doi.org/10.1007/978-3-319-45133-6_2 // Social Knowledge Management in Action. – Springer, Cham, 2017. – Pp. 17–37. – URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-319-45133-6_2 (дата обращения: 05.05.2020).
12. Климова, А. Б. От информационного общества к обществу знания / А. Б. Климова // Дискуссия. – 2016. – № 7 (70). – С. 73–76. – URL: https://www.journal-discussion.ru/vypuski-zhurnala/vypusk-nomer-70-avgus... (дата обращения: 05.05.2020).
13. Дудина, В. И. Социологическое знание в контексте развития информационных технологий / В. И. Дудина // Социологические исследования. – 2015. – № 6. – С. 13–22. – URL: http://socis.isras.ru/article/5238 (дата обращения: 05.05.2020).
14. Сидоров, Л. Г. Образованный человек как субъект управления в формирующемся обществе знаний / Л. Г. Сидоров. – DOI https://doi.org/https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.31 // Манускрипт. – 2019. – № 6. – С. 152–157. – URL: https://www.gramota.net/materials/9/2019/6/31.html (дата обращения: 05.05.2020).
15. Фрайссин, Ж. Обучение в цифровых сетях: кооперативное обучение, коллаборативное обучение и педагогические инновации / Ж. Фрайссин. − DOI https://doi.org/10.15393/j5.art.2016.3346 // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – № 4 (16). – С. 119–135. – URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3346 (дата обращения: 17.05.2020).
16. Левицкий, М. Л. Качество образования в эпоху глобальных информационных трансформаций / М. Л. Левицкий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 10 (143). – С. 4–9. – URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/Izvestia_VGPU_10_143.pdf (дата обращения: 01.07.2020).
17. Patel, A. Comparison Study of Online Educational Platform / A. Patel, Y. Parekh. – DOI https://doi.org/10.37867/TE120107 // Towards Excellence: An Indexed, Refereed & Peer Reviewed Journal of Higher Education. – 2020. – Vol. 12, issue 1. – Pp. 63–70. – URL: https://hrdc.gujaratuniversity.ac.in/Uploads/EJournalDetail/29/41/7.pdf (дата обращения: 01.07.2020).
18. Akhter, A. М. Constrains of Online Education in India / A. M. Akhter, M. Kamraju // International Journal of Engineering Applied Sciences and Technology. – 2020. – Vol. 5, issue 1. – Pp. 399–402. – URL: https://www.researchgate.net/publication/342916482_CONSTRAINS_OF_ONLINE_... (accessed 05.07.2020).
Поступила 22.05.2020; принята к публикации 26.06.2020; опубликована онлайн 30.09.2020.
Об авторах:
Ершов Андрей Николаевич, профессор кафедры регионоведения и евразийских исследований ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420111, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6273-3918, Scopus ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=562..., Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/Y-2696-2018, rcio@bancorp.ru
Салатова Александра Александровна, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» (698000, Россия, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 290), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4803-5416, Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/U-1996-2017, aleksandra_salatova@bk.ru
Заявленный вклад авторов:
Ершов Андрей Николаевич – разработка концепции и программы исследования; проведение критического анализа и формулирование выводов.
Салатова Александра Александровна – поиск и анализ аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; подготовка текста статьи; визуализация данных в тексте.
Благодарности. Авторы выражают благодарность редакции журнала и рецензентам статьи за внимательное отношение к материалу и ценные замечания, которые позволили улучшить качество текста.
Для цитирования:
Ершов, А. Н. Развитие современного российского рынка онлайн-образования с позиций общества знания / А. Н. Ершов, А. А. Салатова. – DOI 10.15507/2413-1407.112.028.202003.543-569 // Регионология. – 2020. – Т. 28, № 3. – С. 543–570.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Скачать статью в PDF
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0