Н. В. Ивашкина. Экономические и социально-личностные факторы доступности университетского образования в регионе
Н. В. ИВАШКИНА
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ДОСТУПНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
ИВАШКИНА Наталья Владимировна, старший научный сотрудник сектора региональных систем образования НИИ регионологии Мордовского государственного университета.
Современное общество может эффективно функционировать лишь при выравнивании условий социальной мобильности различных социальных слоев. Важная роль в поддержании его стабильности принадлежит обеспечению равных прав и возможностей каждого человека на образование. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры — непременное условие формирования демократического общества и рыночной экономики, ведущими ресурсами которых выступают новые знания и технологии.
Проблема доступности высшего образования и неравенства в этой области стала объектом повышенного общественного интереса российского общества. Проблема в том, что за очень короткий период произошла радикальная смена механизмов и каналов вертикальной социальной мобильности для большинства социальных слоев и групп. Увеличилось количество высших учебных заведений, и, как следствие, высшее образование стало относительно доступно, несмотря на высокие конкурсы и рост экономических затрат на подготовку в вузе. На повышении доступности сказался и демографический фактор. Спад рождаемости в 90-х гг. ХХ в. повлек за собой уменьшение числа выпускников общеобразовательных школ и уменьшение потенциальных абитуриентов вузов. С другой стороны, если рассматривать доступность как возможность поступить в учебное заведение или на специальность, обеспечивающую высококачественную подготовку по востребуемой на рынке труда профессии, то такое образование не стало общедоступным. Трудоустройство выпускников по формально полученной ими специальности имеет низкие показатели.
Проблемы доступности высшего профессионального образования в Российской Федерации характерны и Республике Мордовии. Следует отметить, что эта проблема не только социальная, она имеет существенный управленческий аспект.
Мордовский государственный университет занимает приоритетные позиции на рынке образовательных услуг Мордовии. Однако в связи с усиливающейся конкуренцией за контингент обучающихся назрела необходимость анализа степени открытости вуза для внешней среды, выявления факторов, снижающих доступность высшего образования, а также материальных, социальных, личностных и других возможностей потребителей образовательных услуг. Это стало основой социологического исследования «Мониторинг доступности университетского образования в Республике Мордовия», проведенного в октябре 2006 года. В ходе исследования опрошены 500 студентов из 17 структурных подразделений университета, среди них 52,6 % (263 чел.) юношей и 47,4 % (237 чел.) девушек. Основная цель исследования — анализ состояния доступности университетского образования в республике. В ходе исследования решались задачи получения информации о состоянии доступности университетского образования в республике; выявления мотивов к получению высшего образования; анализа влияния различных факторов на доступность университетского образования в регионе.
Анализ доступности университетского образования позволил выделить ее основные факторы: информационный, институциональный, экономический, социальный, личностно-индивидуальный.
В стабильном обществе высокий уровень образования влечет за собой адекватные статусные позиции и уровень материального благосостояния. В их основе лежат позитивные модели социально-экономического поведения. Необходимость высшего образования, как непременное требование работодателей, обусловила рост спроса на образовательные услуги и как следствие — предоставление широкого спектра возможностей по получению высшего образования, различающегося качеством, ценой и доступностью.
Факт взаимосвязи получения высшего образования и материального положения семьи очевиден. От уровня дохода семьи зависит возможность оплачивать расходы, связанные с поступлением и получением ребенком образования, и расходы, связанные с материальным обеспечением во время обучения в вузе. Анализ этого фактора включал в себя рассмотрение совокупности показателей финансово-экономического состояния жителей республики и семей студентов. В определениях студентов среднедушевого дохода своей семьи преобладает показатель до 3 тыс. руб. (52,1 %), от 3 001 до 5 тыс. руб. (24,9 %), более 5 тыс. руб. (23,0 %). Следует заметить, что такая оценка во многом субъективна.
Среднедушевой доход семьи — важный фактор при рассмотрении различных характеристик ответов респондентов. В иерархии мотивов поступления в вуз у лиц со средним душевым доходом до 3 тыс. руб. основная причина — «получение хорошей специальности» (53,1 %); с доходом от 3 001 до 5 тыс. руб. — «высшее образование — это способ саморазвития и самосовершенствования» (48,4 %); с доходом более 5 тыс. руб. — «высшее образование гарантирует материальный достаток и более высокое положение в обществе» (40,0 %). Следовательно, мотивация имеет материальную основу и варьируется от уровня доходов.
В последние годы наиболее престижными и популярными стали экономические и юридические специальности. Однако наблюдается тенденция увеличения интереса к сферам деятельности, связанным с высокими технологиями — программирование, инженерная деятельность. Другие сферы деятельности, по мнению респондентов, менее престижны и популярны. Наиболее не популярны среди студентов сферы образования и воспитания (0,6 %), социология, психология (0,8 %), космонавтика (0,8 %) и рабочие специальности.
Так как опрашивались студенты, резонным был анализ объема материальных средств, затраченных на поступление. Более трети второкурсников (34,3 %) ответили, что затраты были. Оценка суммы затрат на подготовку достаточно вариативна: от 3 001 до 10 тыс. руб. потратили 17,8 % опрошенных, от 10 001 до 20 тыс. руб. — 15,4 %, от 20 тыс. до 35 тыс. руб. — 21,6 % и свыше 35 тыс. руб. — 14,8 %. На то, что никаких денежных затрат не было, указали 21,8 %.
Выявлено, что семьи со средним уровнем дохода (от 3 001 до 5 тыс. руб.) более других затрачивают средств на подготовку к поступлению в вуз. Среди респондентов из таких семей 23,9 % занимались с репетитором, 16,3 % — на подготовительных курсах при вузе, 12,0 % — с репетитором из вуза. Оплачивают обучение в основном родители и родственники (81,4 %); предприятие, на котором работают родители (5,2 %); лишь 6,7 % оплачивают самостоятельно и 6,2 % предприятие, на котором будут работать по окончанию вуза.
Важен и тот факт, что более половины студентов 2 курса (65,2 %) ничего не знают о предоставлении банковских кредитов для оплаты образовательных услуг в вузе. Из тех, кто о них знает, в основном владеют самыми общими сведениями (45,3 %), а также знают названия банков, предоставляющих образовательные кредиты (30,7 %). Большинство респондентов не испытывают материально-бытовых трудностей. Те, у кого они есть, отметили, что им не хватает денег для обновления (ремонта) одежды, обуви (18,6 %) и на покупку литературы, канцелярских принадлежностей (15,5 %), питание (11 %), на оплату жилья (9,6 %).
Достаток — один из параметров, определяющих оценку состояния здоровья. Более 50 % тех, кто имеет достаток свыше 5 тыс. руб., считают себя практически здоровыми, оценили свое здоровье в целом как хорошее, но бывают временные расстройства — 51,6 % студентов с доходами семьи от 3 001 до 5 тыс. руб. и 55,9 % с доходами до 3 тыс. рублей.
Социокультурный капитал семьи оказывает значительное влияние на ориентиры студентов и их оценки доступности и качества университетского образования. Особую значимость приобретает проблема доступности высшего образования выпускникам городских и сельских общеобразовательных школ. Это обусловлено тем, что получение высшего образования, в отличие от общего, не гарантируется Конституцией РФ всем гражданам, а возможно только на конкурсной основе. В дополнение к бесплатному обучению развивается рынок платных образовательных услуг.
Так, оценивая уровень подготовки к поступлению в вуз, можно отметить, что сельские абитуриенты в основном полагались на себя, 67,1% занимались дополнительно самостоятельно. И если в среднем учебном заведении дополнительно сельские школьники занимались чуть больше городских (29,8 и 24,9 %), то с репетиторами занималось в 2 раза больше городских (36,8 %) респондентов, чем сельских (18,6 %). Посещали подготовительные курсы при вузе 14,3 % опрошенных из города, в то время когда сельские — 5,0 %. Это определило тот факт, что основными причинами затруднений при поступлении в вуз студенты из сельской местности отметили «удаленность вуза от места проживания» (41,7 %), «отсутствие компьютера, сложности с доступом в Интернет» (16,6 %) и «отсутствие возможности дополнительных занятий» (14,1 %). В то время как у городских студентов трудности были с «отсутствием необходимой литературы» (16,4 %) и «низким уровнем преподавания основных предметов в школе» (16,1 %).
Важным аспектом различий в ответах респондентов оказалась адаптация к процессу обучения в университете. Так, если у городских и сельских студентов основные трудности на первом году обучения связаны с изучением отдельных предметов (40,5 и 46,4% соответственно) и высокими требованиями преподавателей (25,7 и 26,2 %), то в дальнейшем ответы разнятся. Проблемы городских студентов связаны с нехваткой времени для выполнения самостоятельных работ (23,6 %), учебной и учебно-методической литературы (23,0 %). Студентов из села более волнуют проблемы «слишком много пар» (21,4 %) и «трудности, не связанные с процессом обучения» (19,0 %). Это объясняется тем, что городские дети уже в школе привыкают к большому объему классно-урочных часов.
Следует отметить, тот факт, что большинство студентов из сельской местности снимают жилье (34,0 %) и проживают в общежитии (33,3 %), причем 16,0 % опрошенных отметили, что нуждались в общежитии, но место не получили. Проблема жилья в доходах семей из села занимает значительное место. Решение этой проблемы позволит снять эту нагрузку с семьи и направить материальные ресурсы на повышение качества подготовки студентов и улучшение их материально-бытовых условий. Это сказывается и на итогах обучения. Так, среди студентов больше тех, кто сдал летнюю сессию только на «отлично» (14,1 %), чем среди сельских (9,9 %), на удовлетворительно сдали летнюю сессию больше сельских студентов (9,3 %), чем городских (6,9 %).
Значительное влияние на ориентиры молодых людей в сфере образования оказывает социокультурный капитал семьи. Такой капитал — важный фактор воспроизводства образованного слоя населения. Одним из действенных ресурсов, влияющих на образовательную стратегию студентов, является уровень образования родителей. Нацеленность на высшее образование больше выражена у выпускников, чьи родители имеют высшее образование, заняты преимущественно умственным трудом.
Среди опрошенных у 44,0 % имеют высшее образование матери и 36,4 % отцы. Имеют среднее профессиональное образование 31,7 % отцов и 27,8 % матерей; начальное профессиональное образование — 11,3% и 9,1% соответственно. Анализ выбора сфер деятельности в зависимости от уровня образования отца и матери показал, что несмотря на уровень образования, приоритет студентами отдается финансам, программированию и праву. Можно констатировать и повышение спроса на инженерные специальности и частное предпринимательство.
Личностный (индивидуальный) фактор — один из основных, оказывающих существенное влияние на доступность высшего образования для различных социальных групп населения. Среди основных показателей, его характеризующих, наибольший интерес представляют индивидуальные образовательные характеристики студентов, состояние их здоровья и мотивы получения высшего образования.
Факторы значимости высшего образования совпадают с мотивами обучения в вузе, построения профессиональной карьеры. Мотивы поступления в университет являются осознанными и перспективными. Причинами поступления почти в равной степени названы получение хорошей специальности, решение проблемы трудоустройства (44,2 %); возможность сделать профессиональную карьеру (42,2 %); получение высшего образования для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования (41,6 %). По существу, эти формулировки — разные выражения одного и того же представления о связи образования с заработком и социальным статусом, базовое социальное утверждение конституционных принципов организации современного общества и его социальной структуры. Таким образом, можно отметить, что мотивация получения высшего образования у студентов направлена на перспективу и самореализацию.
При поступлении в вуз большое значение имеет выбор вида учебного заведения. По мнению опрошенных, они выбрали университет, потому что именно он дает более
качественное образование (52,1 %) и оно более престижное (48,7 %). Студенты отметили, что профессии, полученные в университете, и более востребованы на рынке труда (26,5 %), а есть специальности, по которым подготовка ведется только в университете (15,8 %).
Следует отметить и растущую роль второго высшего образования. Его перспективность указали 38,2 % респондентов. Можно говорить о более высокой заинтересованности девушек в получении второго высшего образования, о его перспективах заявили 44,5 % девушек и 32,6 % юношей.
Высшее образование стало нормой, необходимым условием жизнедеятельности. Однако различия в намерениях его получить между городскими и сельскими выпускниками обусловлено совокупностью условий и факторов, отражающих личностные, информационные, материальные и социальные ресурсы семьи, территориальные и институциональные аспекты. Главным сдерживающим барьером получения высшего образования выступают разные ресурсы городских и сельских семей, неравенство в самооценке выпускниками городских и сельских школ, возможности поступления в вуз, успеваемость в школе и довузовская подготовка. Важен и факт адаптации к учебе в университете, которая у сельчан осложнена еще и материально-бытовыми условиями.
Проведенное исследование показывает, что имеется ярко выраженная направленность молодых людей на получение высококачественного и конкурентоспособного высшего образования. Данные проведенного исследования показывают на корреляцию между ресурсной обеспеченностью семьи, доступностью высшего образования и перспективами, которые открывает полученное образование: чем большим количеством и объемом ресурсов обладает семья, тем выше шансы на получение детьми качественного, востребованного на современном рынке труда и дающего ясные материальные и социальные перспективы образования. Большинство респондентов считают, что в современных условиях высшее образование необходимо чтобы добиться приемлемого уровня жизни и социального статуса. Таким образом, синдром всеобщего высшего образования вряд ли может быть преодолен в ближайшее время.
Экономический фактор доступности высшего профессионального образования характерен больше родителям, заинтересованным в успешном поступлении абитуриентов в вуз и не жалеющих для этого денег. Среднедушевой доход семьи — фактор, определяющий доступность престижного и популярного высшего образования, но не играющий роли в получении высшего образования на менее престижных специальностях. Основные затраты семей студентов направлены на подготовку к поступлению в вуз и содержание во время обучения.
Задача обеспечения равного доступа к высшему образованию предполагает разработку механизмов адресной поддержки семей с низким ресурсным потенциалом. Одним из таких механизмов может стать льготное кредитование с гибкой системой предоставления и погашения образовательных кредитов. Эффективной может быть корректировка стоимости обучения в зависимости от получаемой специальности, особенно на те, где конкурс высокий и по материальному положению семей будущих студентов. Необходимо отметить, что по наиболее престижным и популярным, по мнению студентов, специальностям подготовка ведется и в других, как государственных, так и не государственных вузах, следовательно, формирование более гибкой структуры стоимости обучения по этим специальностям позволит университету повысить конкурентоспособность и привлекательность обучения в нем.
Решению повышения качества и эффективности образования способствует работа по профессиональной ориентации выпускников школ, ПУ и ссузов. В связи с этим молодежь в процессе обучения в школе, ПУ, ссузе обнаруживающая особые способности, склонности, глубокую мотивацию к учебе, стремление к знаниям независимо от уровня школы, места жительства, социального и материального положения родителей, должна стать объектом пристального внимания университета и региональных властей.
Так как большинство респондентов указало на значительное влияние родителей на мотивацию поступления в университет и источник финансирования образования, следует особенное внимание уделить работе с родителями будущих абитуриентов.
В отношении путей сохранения и эффективного использования потенциала высшей школы могут быть определены следующие направления их оптимизации. Прежде всего, расширение масштабов доподготовки и переподготовки работающих и высвобождаемых работников. В значительной мере может быть увеличен контингент студентов из зарубежных стран, в особенности из государств-участников СНГ. Кроме того, исходя из данных исследования, сохранению потенциала может способствовать нацеленность студентов на получение второго высшего образования, а также на дополнительные образовательные услуги, позволяющие получить более актуальную на рынке труда специализацию.
Одним из направлений решения поставленных задач должна стать дальнейшая структуризация профессионального образования в регионе путем совершенствования работы и расширения сфер деятельности университетского комплекса, включающего также образовательные учреждения, реализующие образовательные программы других уровней, в том числе и учреждения, занятые повышением квалификации и переподготовкой работающих и высвобождаемых работников. Это позволит решить проблему соответствия рынка образовательных услуг и рынка труда. Большую роль в этом играет повышение качества образования, что наряду с доступностью и конкурентоспособностью становится основным критерием успешности развития высшего образования.
Поступила 01.11.07.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0