Д. А. Афонькин. Организационные и правовые механизмы преодоления административных барьеров в малом предпринимательстве региона
Д. А. АФОНЬКИН
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ РЕГИОНА
АФОНЬКИН Дмитрий Александрович, научный сотрудник отдела мониторинга экономических процессов Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия.
Ключевые слова: административные барьеры; предпринимательская деятельность; органы государственной и муниципальной власти; объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса; нормативно-правовые акты; контрольно-надзорные полномочия; упрощение налоговых процедур; правовая грамотность; законодательная инициатива; тенденции монополизации рынка
Key words: administrative barriers; entrepreneurship activity; state and municipal power bodies; infrastructural organisations for small and medium business support; regulatory legal acts; control and supervision powers; simplification of revenue procedures; legal literacy; legal initiative; tendencies of market monopolisation
Проблема административных барьеров в России не нова. Как отметил Президент РФ Д. А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ в 2008 г., «в России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем — как помеха для укрепления государственного могущества»1.
В 2002 г. издан программный документ «Борьба с административными барьерами на пути развития предпринимательства. Практика стран ЕС», где, кроме всего прочего, были исследованы основные административные барьеры в РФ, практика их преодоления и области их присутствия. Проблема административных барьеров актуальна и в настоящее время, до сих пор малый и средний бизнес зависят от органов государственной и муниципальной власти.
В Республике Мордовия работают более десяти объектов инфраструктуры по поддержке малого и среднего бизнеса, в частности, в 2008 г. были созданы Общественный Совет при прокуратуре РМ по защите малого и среднего бизнеса. В число основных задач Совета входят анализ законотворческой деятельности государственных и муниципальных органов власти по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и выработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения субъектов предпринимательской деятельности с контролирующими органами, а также государственными и муниципальными органа власти; Мордовское региональное отделение «Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства „Опора России”». При Отделении созданы единая служба правовой поддержки предпринимателей, многофункциональный центр при Главе администрации ГО Саранск, в обязанности которого входят принятие в максимально короткие сроки у предпринимателей необходимых документов по регистрации, лицензированию, сертификации и т. д., проведение всего комплекса необходимых работ.
Совершенствуется нормативно-правовая база. К числу последних документов относится Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. ¹ 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Указ устанавливает частоту проводимых плановых мероприятий контрольными органами в отношении субъектов малого и среднего бизнеса не чаще 1 раза в три года (кроме налоговых органов). Проведение внеплановых мероприятий будет возможно лишь по согласованию с прокурором субъекта РФ. В гл. 261, 262 и 263 ч. II Налогового кодекса РФ внесены поправки, направленные на совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства2. Закон РМ от 30 октября 2008 г. ¹ 99-З «Об установлении предельных значений площади при отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Мордовия или муниципальной собственности муниципальных образований Республики Мордовия, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества» увеличил размер торговой площади, которую могут брать предприниматели в аренду до 1 500 кв. м, а также утвердил возможность рассрочки оплаты за приобретенную торговую площадь до трех лет.
Однако, несмотря на наличие имеющейся нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки, сдвиги в развитии малого предпринимательства республики не слишком заметны. Количество административных барьеров, стоящих перед предпринимателями, остается значительным. В настоящее время в республике более 20 надзорных органов имеют право на внеплановые проверки, арест имущества, приостановление предпринимательской деятельности. По-прежнему отдельные представители надзорных органов видят в предпринимателях лишь источник пополнения собственных доходов.
Как показали результаты исследования «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии», проведенного Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия в сентябре—октябре 2008 г., перед предприятиями малого бизнеса в Мордовии остро стоит проблема административных барьеров. Это отметили 29,4 % опрошенных предпринимателей. Хотя актуальность этой проблемы, по мнению предпринимателей, снизилась. В 2007 г. число отметивших эту проблему составило 42,5 %.
Одним из наиболее часто встречающихся административных барьеров предприниматели назвали сложность в получении каких-либо разрешений, лицензий (12,2 %). Однако большинство предпринимателей (39,4 %) в таких ситуациях не ищет виноватых и никуда не обращается с жалобой, так как не верит в то, что профильные подразделения, органы власти смогут оказать помощь (52,8 %).
Кроме того, предприниматели муниципальных районов отметили, что их успешность в бизнесе во многом зависит от приятельских, родственных отношений с представителями местной власти. 14,7 % опрошенных отметили, чтобы получить защиту и покровительство для своего бизнеса со стороны органов власти (в том числе правоохранительных), приходится оказывать неформальные услуги, давать взятки и т. п. По мнению опрошенных (35,4 %), необходимым условием на пути устранения административных барьеров является в первую очередь повышение правовой грамотности предпринимателей.
Как отметил Глава РМ Н. И. Меркушкин в Послании Государственному Собранию РМ 2008 г., «сегодня, в условиях кризиса, тем более надо всемерно поддерживать инициативных людей, решивших начать свое дело, помогать им не только без задержек проходить все необходимые процедуры оформления бумаг, но и обеспечивать сопровождение от подачи заявки до получения результата. Таким людям надо не чинить препоны, а во всем помогать, образно выражаясь, водить их за руку, пестовать, пока они не встанут на ноги. Так и только так должны работать все чиновники, имеющие к этому отношение!»3.
Одним из нововведений, созданных для упрощения налоговых процедур, является «биллинговая технология». Жители городов Рузаевка и Саранск, а также районного центра Лямбирь (физические лица) одними из первых в России стали оплачивать налоги через специальные терминалы, установленные в подразделениях Сбербанка. Кроме того, этой системой могут воспользоваться и предприниматели, не имеющие расчетного счета в банке при уплате ЕСН, ЕНВД, а также по упрощенной системе налогообложения. Это нововведение — очередная ступень в достижении уровня прогрессивных западноевропейских методов по уплате налоговых платежей в бюджет. Биллинговая технология удобна, минимизирует сроки проведения расчетов по принятым платежам, позволяет совершать платежи как наличными деньгами, так и путем списания денежных средств с банковских карт4.
В скором времени россияне смогут получить возможность брать под ипотеку без проблем не только жилую недвижимость, но и коммерческую. Российское законодательство напрямую не запрещает юридическим лицам покупать коммерческую недвижимость через ипотеку. Однако на деле предприниматели сталкиваются с серьезными проблемами5.
Значительную роль в упрощении налоговых процедур для малого и среднего бизнеса, снятия административных барьеров играют органы государственной власти. Правительство РФ выступило с законодательной инициативой на введение возможности регистрации малых предприятий через Интернет. «Необходимо дальнейшее упрощение системы регистрации новых предприятий, включая возможность совершения этой процедуры через сеть Интернет, при исключении возможностей создания фирм-однодневок. Необходимо также значительное сокращение разрешительных процедур, необходимых для начала бизнеса, замена разрешительных процедур декларированием соответствия установленным требованиям», — сказал вице-премьер А. Д. Жуков6. Он также отметил, что для развития инновационного малого и среднего предпринимательства предполагается возможность бюджетного софинансирования, предоставления грантов, налоговых стимулов7.
На наш взгляд, наиболее действенным в борьбе с административными барьерами стали бы ужесточение ответственности за противоправные действия нечестных на руку и некомпетентных чиновников, в ведении которых находятся контрольно-надзорные полномочия в сфере малого и среднего бизнеса, а также проведение публичных судебных процессов против коррумпированных представителей власти, недопущение тенденций по монополизации рынка.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 г. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372-type63374type63381type82634_208749.shtml (дата обращения: 27.01.2009).
2 См.: Госдума приняла в I чтении законопроект о налоговых спецрежимах для малого предпринимательства. Москва. 11 июня. URL: http://www. garant.ru/news/13438 (дата обращения: 27.01.2009).
3 Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия. 25 ноября 2008 г. URL: http://www.izvmor.ru/ar-ticle_5006.html (дата обращения: 27.01.2009).
4 См.: Налоговый навигатор. Бизнес Мордовии. 2008. ¹ 8. С. 10.
5 См.: Бизнес Мордовии. 2008. ¹ 6. С. 15.
6 См.: Новости Российского масштаба. Малый бизнес. 2008. ¹ 4. С. 3.
7 Там же.
Поступила 03.03.09.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0