Н. Ю. Лысова. Город как пространство культурно-исторической памяти
Н. Ю. Лысова
Город как пространство культурно-исторической памяти
Н. Ю. Лысова, кандидат философских наук, доцент
Феномен памяти стал особенно актуален в культурфи-лософском дискурсе на рубеже XIX—XX вв. Одно из его основных значений — способность воспроизводить образы, ощущения или идеи, выработанные в прошлом. Память рассматривалась как духовная субстанция и первооснова всех вещей и процессов природы (А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Бердяев и др.), а само существование человека — как постоянное углубление в прошлое.
В отечественной философской традиции исследуются два типа памяти: индивидуальная как способность индивида к сохранению и воспроизведению своего опыта и машинная (компьютерная) память. Типологически память объединяется в четыре группы: двигательную, образную, логическую и эмоциональную. Культурфилософский дискурс обобщает их свойства и наряду с психологической, индивидуальной памятью вводит тип памяти, которую принято называть исторической.
Этот вид памяти ассоциируется с функцией культуры как мнемонического феномена, системы, воспроизводящей прошлый опыт посредством традиций, обрядов, морали, конкретных артефактов. Исторический город, ценностно наполненный пласт культурного наследия, тоже может рассматриваться в качестве функции исторической памяти, так как отображает усвоение, запоминание и воспроизведение прошлого опыта в системе художественно-культурных образов.
Уникальность исторического города связана с его способностью репрезентации утраченного прошлого в культурном пространстве современности. В его веками складывающейся и непрерывно меняющейся материальной среде аккумулирована коллективная память и творческая энергия множества поколений. Созданное их стараниями культурное пространство, отредактированное временем, воспринимается современностью в качестве сложнейшего произведения без персонализированного автора.
В связи с этим определяется ряд основных черт города как хранителя культурно-исторической памяти. Прежде всего, город является достоверным историческим фактом. В его арсенале находятся подлинные памятники архитектуры, произошедшие в нем события, известные и неизвестные горожане, некогда населявшие городское пространство, и т. д.
Город, являясь сложным семиотическим механизмом, представляет собой «котел текстов и кодов» (Ю. Лотман), разноустроенных и гетерогенных, принадлежащих разным языкам и разным культурным уровням. Постоянно накапливая информацию, материализуя и сохраняя ее в реальных объектах, он является хранителем человеческого опыта.
Благодаря накопленной истории город становится мощным генератором новой информации. Город — механизм, постоянно заново рождающий свое прошлое, которое получает возможность синхронно сополагаться с настоящим. В этом отношении город, как и культура, — механизм, противостоящий времени.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0