Г. А. Хмелева. Оценка уровня развития региональной инновационной системы в условиях приоритетов промышленного и технологического развития
Г. А. ХМЕЛЕВА
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ПРИОРИТЕТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1
ХМЕЛЕВА Галина Анатольевна, профессор кафедры региональной экономики и управления Самарского государственного экономического университета, доктор экономических наук (e-mail: galina.a.khmeleva@yandex.ru).
Ключевые слова: регион, оценка, инновационное развитие, региональная инновационная система
Аннотация. В статье дана методика оценки уровня развития региональной инновационной системы, отличительными особенностями которой являются: оценка на отдельных стадиях инновационного процесса, учет достигнутого уровня инновационного и технологического развития в регионе. Предлагаемая методика расширяет методический аппарат для построения рейтинга регионов по уровню развития региональной инновационной системы, позволяет выявить «узкие» места в инновационном развитии региона. В статье предложено проводить оценку уровня развития региональной инновационной системы на отдельных стадиях инновационного процесса с учетом достигнутого уровня развития.
Реферат. Введение: в последние годы особое внимание уделяется мерам по формированию благоприятных условий для развития потенциала региональных инновационных систем на основе реализации приоритетов промышленного и технологического развития.
Материалы и методы: для определения уровня развития региональной инновационной системы использован процессный подход как научный базис исследования инновационной деятельности, для обработки показателей применены методы группировки и нормирования. Выявление и сравнение регионов по уровню развития региональной инновационной системы осуществлялись посредством метода рейтингования.
Результаты исследования: эмпирические расчеты позволили выявить тесную корреляцию индекса развития региональной инновационной системы с ресурсным обеспечением, созданием в регионах благоприятных условий для инноваторов и собственной активностью региональных властей. Выявлены регионы с хорошим заделом социально-экономических условий, но недостаточные усилия региональных органов власти пока не позволяют улучшить в них результаты инновационной деятельности.
Обсуждение и заключения: предлагаемая методика позволяет выстроить рейтинг регионов как по интегральному значению, так и по отдельным субиндексам. Она дает возможность оценки по отдельным важным процессам, составляющим инновационную деятельность, а также возможность оценить обеспечивающие условия (социально-экономические, организационные), достигнутые региональными властями результаты в деле формирования организационных условий, инфраструктуры, активности участия в государственных программах поддержки инновационной деятельности. Методика предполагает оценку региональных инновационных систем по следующим направлениям: социально-экономические условия (индекс входных условий первого уровня); организационные условия, общественная оценка (индекс входных условий второго уровня); активность в создании новых знаний (индекс генерации знаний), научно-техническая, изобретательская активность, восприимчивость к внедрению технологий (внедрение технологий); предпринимательская активность на рынке инновационной продукции (создание и реализация инновационной продукции); уровень технологичности производств, в том числе промышленности (технологический индекс). Практическая значимость предложенной методики заключается в том, региональные власти получат представление о степени результативности собственной деятельности по инновационному развитию в сравнении с другими регионами, лучших практиках в сфере стимулирования инновационной деятельности. Результаты могут быть использованы при определении направлений развития региональных инновационных систем.
Современные мировые научные тенденции и практика хозяйствования убедительно показывают, что для достижения устойчивого роста экономики России необходимо обеспечить ее развитие на основе инноваций. Для развития инновационной деятельности в России принят и реализуется пакет стратегических и программных документов на национальном и региональном уровнях, основное место среди которых занимают «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)2, Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316)3. Согласно принципу рационального распределения и эффективного использования ресурсов на национальном уровне определены приоритеты промышленного и технологического развития, которые служат ориентирами для регионов. Вместе с тем сохраняющаяся зависимость российской экономики от цен на углеводородное сырье свидетельствует о недостаточных темпах перехода регионов страны на инновационный тип развития. Их ускорению в регионах будет способствовать принятие управленческих решений, основанное на всесторонней и объективной оценке потенциала региональных инновационных систем.
Обобщение подходов к оценке уровня развития региональных инновационных систем показало, что в настоящее время существует широкий спектр соответствующих методов, для каждого из которых в большей или меньшей степени свойственны некоторые недостатки: неполный перечень показателей, субъективность отдельных качественных показателей, неточность собираемой статистики и т. д. Кроме того, система показателей должна решать специфические исследовательские задачи. В нашем случае требованиями к структуре и комплексу показателей являются комплексность и объективность. Исследовательская задача заключается в разработке методики, позволяющей оценить условия осуществления инновационной деятельности в регионе, уровень развития инновационных систем на отдельных стадиях инновационного процесса, учесть достигнутый уровень инновационного развития региона в целом и инновационной деятельности в промышленности в частности.
Для изучения методических подходов к оценке развития региональной инновационной системы региона необходимо дать определение ключевого термина. Под региональной инновационной системой мы понимаем совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (институтов, хозяйствующих субъектов), которые осуществляют основные процессы генерации знаний, внедрения технологий, создания инновационной продукции, а также выполняют обеспечивающие процессы формирования благоприятной среды в регионе для создания и продвижения инновационной продукции.
Тема оценки инновационного развития в регионах достаточно широко представлена в научной литературе: зарубежные и отечественные ученые не раз предпринимали попытки провести оценку инновационного развития регионов через призму оценки региональной инновационной системы (например, Е. А. Курносова4, Дж. П. Эндрю, Е. С. Дерокко и А. Тэй-лор5), инновационного потенциала (например, Ю. В. Вер-такова и Е. А. Алпеева6, А. Р. Бахтизин и Е. В. Акинфе-ева7, С. Е. Егорова и Н. Г. Кулакова8, В. И. Меньщикова и А. И. Ермаков9), региона как хозяйственной системы (на-
пример, Ю. М. Баткилина, А. А. Гудкова и А. В. Кольцов10). Обобщение исследований показывает, что для удобства сравнения регионов между собой часто применяются методы индексации и интегральной оценки (например, С. Г. Алек-сеев11, В. А. Цукерман и Е. С. Горячевская12) и рейтинго-вания (например, А. Б. Гусев13, Л. М. Гохберг14, К. Шваб и Кс. Сала-и-Мартин15). Общими недостатками указанных методик являются: отсутствие в составе оценочных показателей тех, которые позволяли бы оценить социально-экономические и организационные условия, в которых осуществляют свою деятельность инноваторы региона, что нарушает принцип комплексности; невозможность провести сравнительную оценку регионов по уровню достигнутого инновационного и технологического развития.
Лучшее из существующей практики учтено в наших предложениях, а также восполнены указанные пробелы. Для этого в структуру индекса входных условий включены показатели участия региона в рейтинге инновационного развития Высшей школы экономики. Показательно также участие региона в Ассоциации инновационных регионов России. Вообще представительство региона в разных ассоциациях, объединениях по вопросам развития инновационной деятельности характеризует возможности и степень внимания региональных властей к инновационной тематике. Показателями оценки организационных условий в регионе являются наличие поддержанного кластера, территориальной зоны в рамках национальной технологической инициативы, количество компаний в регионе из числа 50 крупнейших технологических компаний. Эти показатели свидетельствуют о профессионализме региональных властей, их умении использовать возможности государственных программ стимулирования инноваций. Общественная оценка позволяет оценить вклад региональных властей, их активность в реализации задач инновационного развития региона и формирования в них инновационных систем.
Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.
В отличие от имеющихся методик предлагаем проводить оценку уровня развития региональной инновационной системы, опираясь на процессный подход, т. е. на отдельных стадиях инновационного процесса: генерация знаний, внедрение технологий, создание инновационной продукции16. Тогда методика оценки уровня развития региональной инновационной системы с позиции процессного подхода будет включать следующие последовательные этапы: выявление показателей, характеризующих инновационный процесс в регионе; определение частных показателей, характеризующих входные условия и процессы инновационной деятельности в регионе; расчет субиндексов и интегрального индекса развития региональной инновационной системы; формирование рейтинга регионов в разрезе субиндексов (при необходимости) и по интегральному индексу. Состав субиндексов и соответствующих показателей представлен в табл. 1.
Рассматривая состав показателей в табл. 1, можно отметить, что индекс входных условий первого уровня (I) характеризует социально-экономические условия, сложившиеся в регионе. Индекс входных условий второго уровня (I ) характеризует организационные условия. Индекс генерации знаний (Ig) в регионе характеризует подпроцесс создания новых знаний в регионе. Индекс трансформации знаний в технологии и новые средства производства (Itk) характеризует активность региона по созданию и использованию технологий с помощью показателей уровня затрат на разработки и технологические инновации в расчете на одного занятого НИР, количества созданных и используемых передовых производственных технологий. Индекс производства инновационной продукции (Ip) является характеристикой инновационной активности предприятий региона. Дополнительно в состав индекса включены показатели активности организаций в осуществлении технологических инноваций, а также инновационной активности предприятий промышленного сектора. Индекс инновационного процесса (Iip) рассчитывается на основе субиндексов отдельных стадий инновационного процесса — генерации знаний, трансформации знаний в технологии, производства инновационной продукции. Технологический индекс (It) характеризует инновационную деятельность промышленных предприятий, технологического развития.
Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.
Для обеспечения сопоставимости разноразмерных показателей проведено линейное нормирование по формуле (1):
максимальное и минимальное значение показателя соответственно. Эта формула применяется для показателей, при которых справедливо условие «чем больше, тем лучше». Если для показателя увеличение значения означает снижение качественных характеристик объекта («чем больше, тем хуже»), то расчет проводится по формуле (2):
у = 1-y(x) . (2)
Эта формула применяется для нормированных показателей: место в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России, место в рейтинге Высшей школы экономики, поскольку чем ниже место в рейтинге, тем хуже этот показатель для региона.
Определение сводного индекса развития инновационной системы региона (Iip) проводится по формуле средней арифметической:
где Уг — частные показатели результативности социально-экономического развития и использования приграничного ресурса, i=1...n; n — количество частных показателей.
Учитывая, что максимальное значение частного показателя в нормированном виде является 1, то условием максимизации функции f(Y)—max, является f(Y)—>1.
Необходимо подчеркнуть, что формула средней арифметической применяется несколько раз. Сначала необходимо рассчитать значения индекса входных условий первого уровня (Iin), индекса входных условий второго уровня (Iiop), индекса генерации знаний (Ig), индекса трансформации знаний в технологии и средства производства (Itk), индекса процесса производства и реализации инновационной продукции (Ip).
Далее рассчитывается показатель индекса инновационного процесса по формуле (4):
Затем на основе индекса инновационного процесса (I ), индексов входных условий первого (Iin) и второго (Iiop) уровня рассчитывается интегральное значение индекса уровня развития региональной инновационной системы по формуле (5):
Iipr = Iip + (1 + Iin+ Iiop) . (5)
ipr ip * in iop' v '
Расчет технологического индекса (It) проводится по формуле (3).
Формулы доступны в полной PDF-версии журнала.
Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.
В табл. 2 можно наблюдать значения рангов интегрального индекса, субиндексов, а также перемещения в рейтинге регионов относительно 2012—2013 гг. Благодаря системной
работе региональных властей, сильному ресурсному потенциалу, развитой промышленности Республика Татарстан в 2012—2014 гг. устойчиво занимает лидирующую позицию. Здесь самые высокие значения индекса входных условий второго уровня, индекса генерации знаний, индекса инновационного процесса.
В 2014 г. Самарская область переместилась на третью строчку рейтинга, уступив Нижегородской области. Положительную динамику показали, поднявшись в рейтинге 2014 г. по сравнению с данными 2012 г., республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия. На фоне остальных регионов выделяется Республика Мордовия, в которой при невысоких значениях индекса генерации знаний, индекса трансформации знаний в технологии и новые средства производства наблюдаются хорошие результаты деятельности инноваторов. Такое положение дел стало следствием целенаправленной инновационной политики региональных властей по привлечению бюджетных средств на реализацию инновационных проектов. Здесь реализуется Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013—2018 гг.17, успешно функционируют предприятия энергосберегающей светотехники, кабельное и оптико-волоконное производство.
Анализируя данные табл. 2, можно выделить регионы, перспективные с точки зрения входных социально-экономических условий инновационного процесса. Это Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Пермский край. В них необходимо рекомендовать региональной власти проводить системную работу по развитию инновационной деятельности.
Таким образом, предлагаемая методика, на наш взгляд, расширяет существующий методический инструментарий оценки развития региональных инновационных систем. Практическая значимость предложенной методики заключается в том, что региональные власти получат представление о степени результативности собственной деятельности по инновационному развитию в сравнении с другими регионами, смогут выявить лучшие практики в сфере стимулирования инновационной деятельности. Полученные результаты могут быть использованы при определении направлений развития региональных инновационных систем.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Работа выполнена в рамках финансирования гранта: региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России» 2016 — Самарская область. Тип проекта: 16-12-63004. Тема проекта: «Актуальные вопросы интеграции, диверсификации и модернизации регионального промышленного комплекса». Номер государственной регистрации НИОКР: АААА-А16-116041310109-7.
2 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 8 дек. 2011 г. № 2227-р // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.02.2016).
3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» от 15 апр. 2014 г. № 316 // Там же.
4 См.: Курносова Е.А. Инновации как фактор развития российских предприятий // Динамические и структурные проблемы современной российской экономики: сб. науч. ст. / под ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2015. С. 77—81. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23596510 (дата обращения: 15.01.2016).
5 См.: Andrew J.P., DeRocco E.S., Taylor A. The innovation Imperative in Manufacturing. How the United States Can Restore Its Edge. The Boston Consulting Group, Inc. 2009. URL: http://www.bcg.com/documents/file15445. pdf (дата обращения: 15.01.2016).
6 См.: Вертакова Ю.В., Алпеева Е.А. Компаративный анализ методик измерения инновационного потенциала региона // Регион: системы, экономика, управление. 2009. № 3. С. 9—20. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=12987811 (дата обращения: 23.01.2015).
7 См.: Бахтизин А.Р., Акинфеева Е.В. Сравнительные оценки инновационного потенциала регионов Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. С. 73—81. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26136570 (дата обращения: 23.01.2015).
8 См.: Егорова С.Е., Кулакова Н.Г. Инновационный потенциал региона: сущность, содержание, методы оценки // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер.: Экономика. Право. Управление. 2014. № 4. С. 54—67. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=21785255 (дата обращения: 23.01.2015).
9 См.: Меньщикова В.И., Ермаков А.И. Методики оценки инновационного потенциала региона: сущность, особенности применения, недостатки // Соц.-экон. явления и процессы. 2011. № 10. С. 127—136. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=17692518 (дата обращения: 23.01.2015).
10 См.: Баткилина Ю.М., Гудкова А.А., Кольцов А.В. Совершенствование механизмов и инструментов инновационной деятельности в регионах Российской Федерации. URL: http://innovation.gov.ru:8081/sites/default/files/documents/2016/25355/3953.pdf (дата обращения: 25.01.2016).
11 См.: Алексеев С.Г. Интегральная оценка инновационного потенциала региона // Проблемы совр. экономики. 2009. № 2. С. 306—308. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=15252072 (дата обращения: 03.06.2016).
12 См.: Цукерман В.А., Горячевская Е.С. О методиках интегральной оценки инновационного потенциала регионов Севера и Арктики // Арктика и Север. 2013. № 13. С. 71—80. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20734973 (дата обращения: 03.02.2016).
13 См.: Гусев А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации. URL: http://www. urban/planet.org/materials/081110-regional-innovation-rankings/UP.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
14 См.: Рейтинг инновационного развития субъектов РФ. Вып. 2 / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Высш. шк. экономики. 2014. 88 с.
15 См.: Schwab K., Sala-i-Marton X. The Global Competitiveness Report
2014—2015. World Econ. Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/ WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
16 См.: Хмелева Г.А. Развитие инновационной экономики региона: процессный подход. Тамбов, 2012. 208 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23743832 (дата обращения: 12.02.2016).
17 См.: Постановление Правительства Республики Мордовия «Об утверждении Государственной программы научно-инновационного развития
Республики Мордовия на 2013—2018 годы» от 20 мая 2013 г. № 183. URL: http://docs.cntd.ru/document/424071558 (дата обращения: 15.02.2016).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная