Е. Н. Мальченков. Эффективность инвестиционной деятельности в регионе

Е. Н. МАЛЬЧЕНКОВ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

МАЛЬЧЕНКОВ Евгений Николаевич, преподаватель кафедры общенаучных дисциплин Ковылкинского филиала Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, инвестиционные ресурсы, предприятие, производство, воспроизводство, модернизация, эффективность

Key words: investment activity, investment process, investment resources, enterprise, production, reproduction, modernisation, efficiency

Достижение высокого уровня экономического и социального развития общества выводит в число важнейших приоритетов необходимость активизации инвестиционной деятельности, осуществляемой субъектами хозяйственной системы. Значимость такой роли обусловлена потребностью в инвестиционных ресурсах, используемых при создании новых предприятий и фирм, расширением объемов и сфер влияния существующих предприятий, их укрупнением, борьбой за конкурентоспособность товаров и услуг. В таких условиях развития экономической системы и ее составляющих роль инвестиций необычайно высока, а в условиях реформ роль и значение инвестиций трудно переоценить.

Сохранение физического объема основных фондов в годы реформ российской экономики происходило в условиях беспрецедентного падения инвестиций в основной капитал. По отраслям, производящим товары, объем инвестиций в 2006 г. не достиг трети их физического значения 1990 г. Это привело к уменьшению основных фондов в этих отраслях экономики и массовому устареванию их активной части. По данным Росстата, из находящегося в эксплуатации оборудования 85 % использовались более 10 лет, а 76 % — свыше 161. Действующий классификатор основных фондов, определяющий срок полезного использования различных групп основных средств, не предусматривает эксплуатацию подобного возрастного технологического оборудования2.

Выходом из создавшегося положения является масштабная инновационная реконструкция предприятий всех отраслей экономики. Очевидно, что решение этой задачи невозможно без активизации инвестиционных механизмов. Однако здесь ситуация осложнена тем, что происходящие кризисные явления в экономике одним из негативных последствий имеют снижение возможностей инвесторов по формированию и использованию источников инвестиционной деятельности. Их состав в России был не так широк до осени 2008 г., а начавшийся финансовый кризис еще более усугубил положение и привел к острому дефициту средств финансирования бизнеса.

Исследование инвестиций с позиции воспроизводственного подхода отражает их значимость в достижении макроэкономической стабилизации и экономического роста. Решение таких задач невозможно без активизации инвестиционной деятельности, в ходе которой в рамках национальной экономики осуществляются вложения капитала в создание и функционирование предприятий. При этом неотъемлемым условием качественного и устойчивого развития экономики выступает своевременное инвестирование средств в достаточном количестве в обновление устаревающих основных фондов реального сектора экономики. Постоянно модернизируемая хозяйственная система становится высоко технологичной. Следовательно, она более эффективно использует имеющиеся в распоряжении ресурсы, отвечает требованиям безопасности (соблюдаются экологические нормы, появляется социальная направленность развития, обеспечиваются значимые для населения ориентиры благосостояния). Учитывая, что эффективность и безопасность лежат в основе конкурентоспособности3, следует говорить о необходимости повышения конкурентных преимуществ национальной экономики в результате осуществления вложений в развитие производственной сферы.

Предметом нашего рассмотрения является эффективность инвестиционной деятельности. Под эффективностью инвестиционной деятельности мы понимаем результативность инвестиционной системы, выражающейся в отношении конечных полезных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Иными словами, это такое состояние инвестиционного процесса, когда объем инвестиций в реализицию модернизации (например, производства) адекватен конечному результату модернизации.

Страны, выбирающие стратегии развития и обеспечения конкурентоспособности посредством активизации инвестирования в обновление производства (США, Япония, Германия), становятся общепризнанными мировыми лидерами в сфере технологий. Позиции лидеров в технологической сфере позволяют им формировать и диктовать свою волю в области международных политических и экономических отношений.

В нашем государстве научно-техническая и инвестиционная политика длительное время осуществлялась централизованно и в основном за счет госбюджетных источников. В этих условиях тактика субъектов хозяйственной деятельности строилась на стремлении получить доступ к источнику средств и использовать их на совершенствование производства через применение мелких инноваций технологического характера. Такие инновации не затрагивали существующие организационные структуры производства, технику и технологию, слабо находили отражение в потребительских свойствах продукции. Свидетельством тому может служить существующая сегодня низкая конкурентоспособность большинства отечественных товаров.

Чтобы инвестиционная деятельность обеспечивала стабильный экономический рост, требуется наличие долгосрочной не только федеральной и региональной государственной инвестиционной политики, направленной на формирование инновационной экономики, но и такой же политики отраслей экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. В частности, важно активизировать приоритетное инвестирование наукоемкой промышленности, особенно высокотехнологичных предприятий машиностроения, на основе развития научно-инновационных циклов и накопления интеллектуального капитала. Также необходимо, на наш взгляд, определить на длительную перспективу структурные приоритеты развития инновационной экономики и создать механизмы государственного стимулирования эффективного вложения инвестиционных ресурсов в наукоемкие производства с учетом научно обоснованных критериев экономической и инвестиционной безопасности. Индикаторы инвестиционной безопасности на макроуровне могут выступать одновременно и критериями достижения стратегических целей социально-экономического развития и перехода к инновационной экономике.

Подобными индикаторами, на наш взгляд, являются доля накопления валовых инвестиций в ВВП, отношение темпов роста инвестиций к темпу роста ВВП. Индикатор характеризует соотношение темпов роста инвестиций и темпов прироста ВВП и должен иметь положительное значение при положительной экономической динамике. Уровень обновления основного капитала путем инвестирования выбытия основных фондов (это еще один индикатор) следует применять на мезоуровне в отраслях и регионах, а также на микроуровне на государственных предприятиях, в компаниях и корпорациях. Если отношение инвестиций в обновление основного капитала к инвестициям в выбытие (списание) по причине предельного старения имеет значение выше единицы, то такой индикатор свидетельствует об обновлении основного капитала, а в противном случае — о его отсутствии. При превышении инвестиций в обновление основных фондов над возмещением их выбытия 1без = (I /I) : > 1 можно

говорить о положительной тенденции обновления основного капитала. Для предельно изношенных фондов индикатор безопасности целесообразно выдерживать на уровне I633 > 1,5, т. е. инвестиции в обновление основного капитала должны превышать не менее чем на 50 % его выбытие по отношению к первоначальной стоимости. Достижение предельного значения этого индикатора инвестиционно-экономической безопасности на мезо- и микроуровне означает, что одна часть инвестиций направляется на возмещение выбытия фондов, а другая может направляться в инновации. Индикаторы инвестиционных рисков должны соответствовать критериям инвестиционной безопасности и определять ее параметры (на макроуровне — для экономики в целом, на мезоуровне — в регионах и отраслях экономики, на микроуровне — на предприятиях, в компаниях и корпорациях с учетом факторов инвестиционных рисков)4.

В инвестиционной деятельности действует закон разнообразия. В инвестиционных процессах возможно и необходимо обеспечение разнообразия форм, методов организации и управления на всех уровнях на принципах экономической демократии, широкого использования кооперации, многообразия источников финансирования, разнообразия форм взаимодействия субъектов инвестирования, форм собственности и хозяйствования.

Инвестиционная деятельность по своей сути крайне динамична и, следовательно, требует применения гибких форм ее организации и управления. В то же время она состоит из последовательно осуществляемых фаз: накопление свободного капитала у потенциального инвестора; поиск инвестором выгодных направлений вложения средств; формирование в экономике высокоэффективных направлений вложения средств; создание государством правовых условий, способствующих эффективному привлечению капитала. Это требует комплексного регулирования основных элементов инвестиционной деятельности с ориентацией на конечные результаты, начиная от создания механизмов мотивации инвестиционной деятельности до формирования в стране и ее регионах среды, благоприятной для инвестирования. В процессе организации инвестиционной деятельности государство, хозяйствующие субъекты используют сочетания различных экономических, организационных и правовых методов с соответствующим разнообразием форм, стимулов и ограничений хозяйственной деятельности5.

Сторонами, обеспечивающими инвестиционную деятельность, являются инвесторы, инвестиционные посредники, получатели (реципиенты) инвестиций, государство и его отдельные регионы, органы местного самоуправления. Перечисленные стороны действуют на различных этапах инвестиционного процесса, преследуют различные цели и отстаивают собственные интересы, что обусловливает многомерность инвестиционного процесса.

Территория (регион) как владелец местных ресурсов заинтересована в их выявлении и эксплуатации, в условиях, присущих данному региону и способных в силу их «редкости» выступить в роли рентообразующих факторов и приносить реальный доход региону. Критерием удовлетворения интересов территории как владельца местных ресурсов может служить эффективность их использования. Регион (территория) как распорядитель местных ресурсов, действующий в рамках ограничений, наложенных государством и имеющимися ресурсами, призван обеспечивать реализацию государственной политики во всех областях хозяйственной деятельности. Он заинтересован в повышении разнообразия территориально обособленных форм удовлетворения общественных потребностей. Критерием достижения этих интересов может служить соотношение разнообразия продуктов и услуг, доступного для удовлетворения потребностей всей совокупности территориальных единиц хозяйствования, и разнообразия удовлетворенных потребностей населения региона.

Республику Мордовия вряд ли можно отнести к регионам, богатым энергоресурсными полезными ископаемыми, наличие которых позволяет другим субъектам РФ быть регионами-донорами. Это вынуждает руководство республики ориентироваться на развитие материального производства, сельского хозяйства и, что особенно важно в современных условиях, на развитие инновационных технологий.

Анализ инвестиционной деятельности республики показывает, что, не обладая значительными ресурсами для обширного участия в этом процессе, у региона есть положительный опыт его стимулирования. Сосредоточившись на вопросах законодательства и льготного налогообложения, республиканские власти широко использовали различные меры стимулирования инвестиций: предоставление льгот по налогам и сборам, субсидий, государственных гарантий Республики Мордовия6. В 2000—2008 гг. совокупный рост вложений в основной капитал на предприятиях республики составил 320 %. Однако в условиях образовавшейся у предприятий Мордовии нехватки ресурсов объемы вложений в основной капитал стали стремительно падать (в первом полугодии 2009 г. объем вложений составил 67,3 % от показателя соответствующего периода 2008 г.)7.

Значительную поддержку инвестиционной деятельности в регионе оказал «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия», сформированный из средств федерального и регионального бюджетов. Его целью является финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства при реализации научно-технических проектов. Средства фонда выделяются без предоставления залога или поручительства, и за пользование ими не взимаются проценты. Фонд получает доход за счет долевого участия в реализуемых проектах8.

Подъем инвестиционной активности в 2000—2008 гг. на национальном и региональном уровнях, по мнению А. В. Матюшина, является отражением активизации инвестиционной деятельности отдельных юридических лиц. Предприятия Мордовии вкладывали значительные средства в обновление основных фондов, увеличение производственных мощностей и научно-исследовательские работы. Эффект от этих вложений по срокам наступления и величине отдачи был различен, но положительная динамика экономических показателей промышленных предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, стала вполне очевидной. Например, ОАО «Мор-довцемент» увеличило объем денежных средств, направляемых на инвестиции в 2000—2007 гг., с 38 228 тыс. руб. до 7 015 160 тыс. руб. (вложения в основной капитал составляли 4 633 тыс. руб. и 4 619 475 тыс. руб. соответственно). Рентабельность собственного капитала возросла с 3,84 до 107,6 %.

8 2008 г. показатель рентабельности составил 54,2 %, но причиной этого стало не снижение прибыли (ее величина повысилась с 5 604 884 тыс. руб. до 5 952 288 тыс. руб.), а увеличение собственного капитала предприятия (среднегодовое значение выросло с 5 208 848 тыс. руб. в 2007 г. до 10 987 434 тыс. руб. в 2008 г.)9.

Мировой экономический кризис не мог не сказаться на эффективности инвестиционной деятельности в регионе: условия ведения хозяйственной деятельности и осуществления инвестиций значительно усложнились. Одновременно ужесточились условия банковского кредитования, тогда как земные средства выступали одним из важнейших источников финансирования инвестиций. В конце 2008 — начале 2009 г. доходность от вложений, осуществляемых предприятиями республики, падала, а риск в ходе осуществления инвестиционной деятельности значительно возрос. В ситуации, когда у многих предприятий финансовые вложения в рисковые активы (акции других организаций) значительно превосходили инвестиции в основной капитал и депозиты, негативные последствия изменения динамики фондового рынка не замедлили сказаться.

Между тем достижение высокой инвестиционной активности возможно только при благоприятном экономическом климате, в основе которого лежат условия, характерные для текущего состояния национальной экономической системы, проявляющиеся в абсолютных крайних и средних значениях эффективности вложения денежных и других средств, определяемой сложившимися отношениями субъектов инвестиционной деятельности10. Благоприятный экономический климат, являясь основным условием повышения деловой активности, способствует реализации стремления инвесторов к осуществлению вложений капитала в производственную и предпринимательскую сферу. При этом каждый инвестор ожидает получения прибыли после завершения инвестиционного проекта.

Необходимо иметь в виду, что экономический климат формируется при значительном участии государства. Оно определяет внешнюю и внутреннюю политику, вводит налоги, устанавливает процентные ставки, меняя их в зависимости от экономической ситуации и сдерживая их рост специальными экономическими методами, а также воздействует на уровень собираемости налогов и занимается отработкой законодательных актов, формируя тем самым экономические, политические, правовые условия, определяющие функционирование хозяйствующих субъектов и эффективность их инвестиционной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Дасковский В., Киселев В. О кризисе процесса воспроизводства основных фондов и хозяйственной деятельности в экономике России // Инвестиции в России. 2009. № 1. С. 32—44.

2 См.: Классификатор основных фондов, включаемых в амортизационные группы. М.: Ось-89, 2002. 60 с.

3 См.: Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 208.

4 Там же. С. 174.

5 См.: Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. Калининград: Янтарный сказ, 2000. С. 36.

6 См.: Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. № 6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия». URL: http://mineco.e-mordovia.ru/invest/norm1.html (дата обращения: 10.12.2009).

7 См.: Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в субъектах Российской Федерации в первом полугодии 2009 года. URL: http://www.gks.ru/doc_2009/inv-s/bul03.zip (дата обращения: 22.12.2009).

8 См.: О формировании венчурного фонда Республики Мордовия. URL: http://www.vfrm.ru/?cat=about (дата обращения: 12.11.2009).

9 См.: Матюшин А.В. Активизация инвестиционной деятельности в промышленности // Регионология. 2010. № 1. С. 87.

10 См.: Фатхиев А.М. Экономические отношения формирования инвестиционного климата // Экономические науки. 2008. № 3. C. 114—117.

Поступила 17.05.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная