Н. В. Проказина. Развитие массового уровня социологической культуры в регионе

Н. В. ПРОКАЗИНА

РАЗВИТИЕ МАССОВОГО УРОВНЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

ПРОКАЗИНА Наталья Васильевна, доцент кафедры социологии и психологии управления Орловской региональной академии государственной службы, кандидат социологических наук.

Ключевые слова: социологическая культура, массовый уровень социологической культуры, поверхностный уровень социологической культуры, регион

Key words: social culture, social culture mass level, superficial level of sociological culture, region

Одна из основных внутренних потребностей общества состоит в знании о самом себе, характере социальных изменений, переживаемых этим обществом1. Реализация этой потребности связана с уровнем развития социологической культуры.

Можно выделить индивидуальный, групповой и массовый уровни социологической культуры. Особую роль в реализации потребностей общества в знании о самом себе играет массовый уровень социологической культуры. Для его изучения в регионе нами были проведены два исследования «Представления о социологических исследованиях в общественном мнении» (январь 2010 в г. Орле, n = 1 152) и «Общественное мнение об общественном мнении» (январь 2010 в г. Орле, n = 1 229).

Массовый уровень социологической культуры можно охарактеризовать как поверхностный. Это обусловлено тем, что его анализ может быть осуществлен с учетом отношения к социологии как науке о деятельности социологов и значимости / незначимости социологических исследований. Анализ интереса, уровня доверия и оценки целесообразности проведения социологических исследований респондентов позволил построить модель поверхностного уровня социологической культуры. В модели отчетливо прослеживаются три
типа культуры: культура «позитивной заинтересованности», культура «отрицания», культура «сомнения».

Культура «позитивной заинтересованности» характеризуется наличием интереса к социологическим исследованиям (56,2 %). Женщины проявляют большую заинтересованность, чем мужчины (57,8 и 42,2 % соответственно). Оценка заинтересованности с позиции уровня образования показывает, что чем выше уровень образования, тем больше заинтересованность (11,7 % — с общим средним образованием, 10,7 % — с начальным профессиональным, 32,7 % — со средним профессиональным, 44,9 % — с высшим). Наибольшая заинтересованность в социологических исследованиях прослеживается у лиц старшего возраста (32,2 %), а заинтересованность молодежи можно охарактеризовать как низкую (18,3 %). В возрастной группе от 30 до 60 лет у каждого четвертого сформирован интерес к социологическим исследованиям. Из числа респондентов, у которых информация о социологических исследованиях вызывает интерес, большинство убеждено, что результаты исследований отражают реальные мнения граждан (47,8 % — частично отражают, 37,1 % — отражают).

Убежденность в целесообразности проведения социологических исследований доминирует у тех, кто ими интересуется. Следует отметить, что при наличии заинтересованности в социологических исследованиях и признании целесообразности их проведения у 50 % опрошенных лишь четвертая часть убеждена в том, что результаты исследования отражают реальные мнения граждан, и почти половина убеждена в том, что результаты их отражают лишь частично.

Можно выделить две причины этой ситуации. Первая связана с отрывочными, поверхностными знаниями, а также суждениями о социологических исследованиях. Социология ассоциируется как определенный фон других событий и явлений. В результате население воспринимает социологию однобоко: как инициатора и организатора массовых опросов общественного мнения (в основном в отношении электоральных предпочтений). Прослеживается позитивное отношение к социологическим исследованиям в целом со стороны населения, с одной стороны, и упрощенное отношение к социологии — с другой.

Вторая причина обусловлена тем, что при недостаточном уровне социологического знания индивиду сложно выйти за рамки восприятия действительности с точки зрения личного опыта. Поэтому может возникнуть ситуация неуверенности в достоверности результатов социологического исследования.

Культура «отрицания» характеризуется полным отсутствием интереса к социологическим исследованиям (36,4 %). Имеет место убежденность в том, что результаты опросов не отражают реальные мнения граждан (20,6 %), а опросы общественного мнения не нужны (19 %). У представителей этого типа культуры преобладает отсутствие интереса к информации о социологических исследованиях. Во всех возрастных группах опрошенных около четверти населения не заинтересовано в информации о них.

Необходимо отметить, что в группе незаинтересованных в социологических исследованиях признают их частичное отражение реальных мнений граждан 42,2 %, а 10,1 % указывают на полное совпадение. Таким образом, даже в группе с низким уровнем заинтересованности в социологических исследованиях преобладает уверенность в отражении результатами опросов реальных мнений граждан. В группе респондентов, убежденных, что результаты не отражают действительные мнения граждан, 40,5 %, несмотря на это, признают необходимость проведения социологических исследований. Но большинство (50,2 %) считает, что опросы не нужны. Следует подчеркнуть, что мнение относительно целесообразности проведения социологических исследований преобладает и у тех, у кого низкий уровень заинтересованности в социологической информации: 46,8 % признают необходимость проведения социологических исследований, 39,7 % ее отрицают.

Таким образом, для носителей культуры «отрицания» характерна некоторая открытость к социологическим исследованиям, частичное признание их достоверности и целесообразности.

Культура «сомнения» характеризуется отсутствием интереса к социологической информации. Преобладающим фактором в этом типе культуры выступает затруднение при оценке достоверности результатов социологических исследований. Этот тип культуры характерен для очень незначительной группы регионального населения.

Анализ массового уровня социологической культуры в регионе показывает, что преобладает культура «позитивной заинтересованности». Значительная часть населения не только убеждена в необходимости проведения опросов общественного мнения, но и интересуется их результатами и доверяет им.

Анализ ответов на вопрос о целях проведения социологических исследований показывает, что треть респондентов убеждена в том, что их цель — узнать мнение простых людей для его использования при решении наболевших проблем (30,7 %). Примечательно, что вторая группа видит цель в получении данных об общественном мнении по какой-либо проблеме (27 %). Из этого следует, что население заинтересовано в том, чтобы его мнение учитывалось при решении наболевших проблем, а социологические исследования являются одним из инструментов их разрешения. Однако лишь незначительная часть убеждена в том, что целью социологических исследований является предоставление информации представителям органов государственной власти, предпринимателям для повышения эффективности их деятельности (12,1 %).

Таким образом, социологические исследования оцениваются населением как инструмент изучения общественного мнения, но не осознаются и не воспринимаются как составляющая управленческой и предпринимательской деятельности. Следует отметить, что надежда у респондентов на то, что благодаря социологическим исследованиям можно будет найти способ решения сложившихся в обществе проблем, существует.

Третье место в иерархии целей социологических исследований опрошенные отвели теоретической составляющей: изучить особенности, структуру и проблемы общества с целью научного познания (13,8 %). Незначительное число опрошенных выделяет такие цели, как выполнение определенного заказа с целью заработка (6,5 %), использование информации для оказания влияния на людей (5,8 %), получение информации о личной жизни и имуществе для использования в корыстных целях (2,8 %). Это свидетельствует о том, что социология в глазах населения на региональном уровне себя не дискредитировала. Анализ ответов на вопрос о деятельности социологов свидетельствует о том, что социологи занимаются преимущественно изучением общества (34 %), общественного мнения (22,2 %), проведением социологических исследований по актуальным проблемам общества (16,2 %).

Профессиональная деятельность социологов в массовом сознании не связывается с властными структурами. Деятельность социологов по сбору информации для органов государственной власти отметили 10,8 % опрошенных. Несмотря на то, что всплеск интереса к социологическим исследованиям приходится на электоральный период, только 6,9 % опрошенных считают, что социологи занимаются проведением исследований по изучению электорального поведения. Деятельность социологов в массовом сознании слабо ассоциируется с преподавательской деятельностью (5,2 %), коммерческими исследованиями (1,7 %).

Таким образом, можно отметить достаточно благожелательное отношение населения к социологам и их исследованиям. Полученные результаты свидетельствуют о том, что для массового уровня социологической культуры на региональном уровне характерны доверие к социологическим исследованиям, надежда на влияние результатов опросов общественного мнения на повышение качества жизни. Следовательно, основными задачами социологов, связанными с развитием массового уровня социологической культуры, являются расширение информационной поддержки, активизация их деятельности по взаимодействию с властными структурами для включения результатов исследования в процессы принятия управленческих решений.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Здравомыслов А.Г. К вопросу о культуре социологического мышления // Социс. 2008. № 5. С. 7.

Поступила 22.03.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная