В. П. Букин. Ценностные ориентации и идеалы как фактор социализации провинциальной молодежи
В. П. БУКИН
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИДЕАЛЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
БУКИН Василий Петрович, декан факультета инновационных технологий обучения Пензенского государственного университета, кандидат социологических наук, профессор.
Ключевые слова: ценностные ориентации; идеалы; социализация; провинция; молодежь; жизненные стратегии; социальная идентификация; социализация; трудовая занятость; установка; социальные гарантии
Key words: value orientations; ideals; socialization; province; young people; life strategies; social identification; employment; purpose; social guarantees
Место в структуре общественных отношений, ценностные ориентации, жизненные стратегии молодежи, особенности ее сознания и социального поведения всегда находились в поле зрения отечественного обществознания. При этом в советский период в общественных науках преобладало отношение к молодежи как объекту воспитания и идеологического воздействия. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров отмечают, что «в заслугу большинства исследователей молодежи в тот период следует поставить стремление изучать реальные ее проблемы в непременной взаимосвязи с формами и методами их целенаправленного регулирования. Такая интерпретация проявилась в разработке специальных социологических теорий при исследовании жизненных планов молодежи (М. Н. Руткевич, В. Т. Лисовский); структуры ее профессиональных ориентаций (В. Н. Шубкин), социальной активности молодежи (А. С. Капто, В. Г. Мордкович), формирования идеалов, ценностных ориентаций, интересов различных ее групп — рабочей молодежи (Н. М. Блинов, Ю. Р. Вишневский, Б. С. Павлов), сельской молодежи (И. М. Слепенков, В. И. Староверов), молодой интеллигенции (А. С. Кулагин, Ф. Э. Шереги), студентов (В. Т. Лисовский, Л. Я. Рубина, В. И. Чупров)»1.
Социализация современной российской молодежи отражает процесс переосмысления ценностных ориентаций и норм, сформировавшихся в предшествующие периоды. При этом наиболее уязвимыми в плане самоопределения являются группы, находящиеся на стадии возрастного социального выбора и социальной идентификации. Молодежь является именно той общественной группой, которая переживает период становления социальной зрелости.
Тип культуры и мышления современной российской молодежи станет типичным для отечественной социокультурной действительности уже в ближайшее время, что придает особую актуальность изучению ценностных ориентаций и жизненных стратегий современной молодежи. От того, насколько изучены мир ее ценностей, установки, идеалы, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, сфере труда и занятости, экономической, политической и культурной жизни.
Проведенное нами социологическое исследование в Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях позволило определить, в какой степени в сознании молодого поколения распространены нравственные ценности, идеалы и моральные нормы2. При этом было выяснено, что молодые люди, определяя цели и жизненную стратегию, исходят из иерархии ценностей, на которые они ориентируются.
Для определения степени значимости морально-нравственных ценностей и установок было предложено ответить на 17 вопросов по трем позициям «очень значимо», «значимо, но не очень», «практически не значимо». Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее универсальными ценностями для всех возрастных категорий молодежи являются семья (16—21 год — 93,2 %, 22—26 лет — 95,6 %, 27—30 лет — 96,3 %), здоровье (91,3 %, 96,0 %, 94,2 % соответственно), дружба (91,6 %, 91,7 %, 91,1 % соответственно), безопасность (90,3 %, 88,3 %, 90,5 % соответственно), любовь (88,7 %, 89,6 %, 89,1 % соответственно), справедливость (85,0 %, 84,3 %, 86,4 % соответственно), свобода (88,4 %, 84,1 %, 79,0 % соответственно).
Любые ценностные ориентации и настроения во многом взаимосвязаны с психологическими установками молодых людей. Наиболее устойчивой психологической установкой являются работа и хороший заработок (16—21 год — 49,7 %, 22—26 лет — 51,3 %, 27—30 лет — 50,3 %). Далее следует установка на спокойную стабильную работу, обеспечивающую социальные гарантии. Причем она имеет прогрессирующий характер (16—21 год — 32,0 %, 22—26 лет — 32,6 %, 27— 30 лет — 42,1 %). На третьем месте находится установка на интересную работу (6,9 %, 7,7 %, 4,0 % соответственно). Тех, кто не желает работать и учиться, но предпочитает иметь все, что хочется, в возрасте 16—21 года оказалось 9,3 %, 22—26 лет — 5,2 %, 27—30 лет — 2,4 %. Наименьшее число молодых людей оказалось среди тех, кто хочет иметь небольшой заработок, но много свободного времени (16— 21 год — 2,0 %, 22—26 лет — 3,2 %, 27—30 лет — 1,3 %).
Таким образом, психологический настрой современной молодежи направлен на то, чтобы иметь высокое материальное благосостояние за счет интенсивной работы (50,3 %), каждый третий настроен стабильно и спокойно работать, но при этом иметь весь пакет социальных гарантий. Каждого шестнадцатого опрошенного (6,4 %) не волнует личный заработок при условии, что работа будет интересной. Такое же число молодых людей хочет иметь все блага, ничего не делая.
Социальные ценности и психологические установки связаны с особенностями социализации молодежи. В процессе исследования было важно определить, кто является для молодежи авторитетом и влиятельным лицом, на кого она равняется, кто выступает в качестве идеала, и есть ли он у современного молодого поколения.
При изучении нравственных ценностей молодежи мы учитывали, что происходящие в последние два десятилетия в России социальные, экономические и политические процессы во многом изменили обыденную жизнь людей, а также понимание того, что является жизненным успехом, какие цели необходимо ставить перед собой и какими средствами достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян, особенно в провинции, складывается мнение о полной и безвозвратной утере обществом нравственных норм. Оно выражается в том, что кризис морали достиг того предела, за которым грядет духовное перерождение России.
У каждого четвертого опрошенного есть идеал для подражания. Однако с увеличением возраста число молодежи, имеющей его, сокращается (16—21 год — 25,8 %, 22— 26 лет — 21,5 %, 27—30 лет — 20,9 %); идеала не было, и сейчас его нет (48,7 %, 49,2 %, 49,5 % соответственно). Есть и те, у кого был идеал подражания, но в нем они разочаровались (3 %).
Главным идеалом большинства опрошенных является мать (16—21 год — 13,7 %, 22—26 лет — 13,3 %, 27—30 лет —15.6 %), далее — отец (8,1 %, 5,3 %, 6,1 % соответственно). На третьей позиции стоят друзья (4,1 %, 5,5 %, 5,5 % соответственно), на четвертой — родственники (4,7 %, 2,5 %, 2,2 % соответственно). Крайне редко (от 0,5 до 1,6 %) представители молодежи называют в качестве идеалов для подражания героев художественных фильмов и литературных произведений, спортсменов, духовных наставников, артистов, руководителей коллективов, учителей и преподавателей.
Общероссийское социологическое исследование, проведенное под руководством М. К. Горшкова в марте—апреле 2007 г., выявило, что для большинства опрошенных людей старшего возраста и молодых людей характерны «моральный релятивизм» и цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64 % молодых людей и 70 % представителей старшего поколения. Только треть россиян придерживается оптимистического взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36 и 28 % соответственно)3.
Таким образом, сравнение данных, полученных исследователями в регионах «скромного» достатка и Институтом социологии РАН, подтверждает, что в условиях трансформации российского общества, отсутствия общегосударственной идеи у молодежи практически отсутствуют общественные идеалы. Они заменены родственными и дружескими приоритетами.
Анализ общественных идеалов предполагает выявление акторов, оказывающих влияние на молодое поколение. Наиболее авторитетными и влиятельными людьми для молодежи являются их родители, родственники, друзья и знакомые. На первом месте находятся родители и родственники. Причем с увеличением возраста доверие к ним начинает снижаться (16—21 год — 80,3 %, 22—26 лет — 73,6 %, 27—30 лет —72.7 %). Авторитет друзей и знакомых имеет такую же тенденцию, т. е. их влияние очень высоко, но снижается по мере взросления (57,2 %, 42,8 %, 43,5 % соответственно). В то же время растет число тех, кто ни к чьим советам не прислушивается (13,3 %, 15,8 %, 18,8 % соответственно). Невысоким оказывается влияние педагогов в вузах и техникумах, к их советам молодежь прислушивается меньше с увеличением возраста (12,5 %, 3,4 %, 2,4 % соответственно). Это связано, видимо, с тем, что к 22 годам, как правило, молодежь заканчивает учебу в системе среднего профессионального и высшего образования.
В то же время на работе молодежь старших возрастных категорий прислушивается к руководителям больше, чем это делают представители младших возрастных категорий (4,1 %, 11,4 %, 14,3 % соответственно). Это свидетельствует о том, что после 22 лет молодежь в основном работает, и авторитет руководителей постепенно возрастает. Принимая важные решения, молодежь практически не прислушивается к советам религиозных лидеров (1,6 %), политических и общественных деятелей (0,8 %).
Исследования, проведенные в других регионах России, подтверждает такую же тенденцию. Например, в Санкт-Петербурге «вне конкуренции остается влияние родителей, прежде всего матери (58 % опрошенных) и в меньшей степени отца (44 %), затем с большим отрывом следуют друзья (24 %), книги (19 %), фильмы (15 %), родственники (13 %) и на последнем месте — учителя (10 %)»4.
Ценности и психологические установки во многом связаны с особенностями социализации современной молодежи. По мнению А. И. Ковалевой, «критериален характер самой социальности общества, обуславливающий механизм регуляции социальной жизни. Во-первых, формируя, утверждая, закрепляя те или иные ценности, общество тем самым определяет желательное для него общее направление жизнедеятельности людей, ориентирует их действия и взаимодействия в определенном русле на основе приоритетных ценностей данного общества. Во-вторых, в социальных нормах (правовых и моральных) общество на основе своих социальных ценностей предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. В-третьих, общество вырабатывает систему мер для реального осуществления этих норм, а также различные способы реагирования на поведение людей и групп. Ценностно-нормативный механизм регуляции социальной жизни отражает человека, формы соотношения общества и государства»5.
Таким образом, ценностные ориентации провинциальной молодежи в основном традиционны и мало отличаются от ценностей старшего поколения. Главными являются семья, здоровье, дружба, безопасность, любовь и справедливость. Однако глубокие экономические, политические, социальные преобразования, трансформация общественной практики вносят изменения в нравственные ценности, духовную жизнь и, как следствие, в процесс социализации молодежи российской провинции. Наименее значимыми для них оказались творчество, патриотизм и адаптация. Среди личных качеств главными для молодежи являются честность, доброта и любовь к людям, самостоятельность и целеустремленность.
Психологическая установка половины опрошенных направлена на то, чтобы много работать и хорошо зарабатывать, каждый третий хочет иметь спокойную стабильную работу, обеспечивающую социальные гарантии. В то же время 6,3 % молодых людей хотят иметь все блага, но при этом не желают работать и учиться. Почти такое же число (6,4 %) хотят иметь интересную работу, не обращая внимания на заработок.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социол. исслед. 2008. ¹ 7. С. 112.
2 Исследование проводилось по инициативе Института социологии РАН и представительства Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации. В исследовательскую группу вошли ученые и специалисты Приволжского Дома знаний, Пензенского государственного университета, НИИ регионологии (г. Саранск), Ульяновского государственного университета. По квотной выборке (учащиеся и работающие, городские и сельские жители) были опрошены 1 500 чел. (по 500 в каждом регионе) в возрасте от 16 до 30 лет. Результаты сгруппированы по трем возрастным группам: 16—21 год, 22—26 лет, 27—30 лет.
3 См.: Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналит. доклад. М., 2007. С. 106—107.
4 Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исслед. 2007. ¹ 4. С. 40.
5 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отношения, социализационная траектория // Социол. исслед. 2003. ¹. 1. С. 113.
Поступила 18.09.08.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная