В. М. Кицис, А. В. Вавилова. Уровень развития и размещение предприятий общественного питания на сельских территориях Республики Мордовия

УДК 642.4
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.104.026.201803.578-605

Введение. Позиционирование Республики Мордовия как туристской дестинации делает актуальным вопрос развития предприятий общественного питания в сельской местности. Сегодня проблема заключается в дефиците необходимого количества самих предприятий и посадочных мест в них в соответствии с нормативными требованиями. Цель статьи – определить уровень развития и выявить пространственные особенности размещения предприятий общественного питания в муниципальных районах республики.

Материалы и методы. Фактологической базой исследования послужили данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. В статье использованы методы математической статистики, сравнения и обобщения, анализа, картографический метод.

Результаты исследования. Показан уровень развития индустрии питания как элемента туристской инфраструктуры на территории муниципальных районов Мордовии в целом и в г. Саранске в частности. Определены и систематизированы особенности развития общественного питания в сельской местности региона; представлена пространственная организация общественного питания в сельской местности республики. Раскрыты основные проблемы в индустрии питания в сельской местности и предложены направления их устранения. Впервые в рамках одной статьи дан комплексный анализ развития и размещения предприятий общественного питания в муниципальных районах Республики Мордовия.

Обсуждение и заключения. Уровень развития индустрии питания в сельской местности республики пока отстает от основных требований национальных нормативов. Результаты проведенного исследования позволили оценить современное состояние службы питания на селе и сделать ряд предложений по повышению уровня обеспеченности сельской местности предприятиями питания в целях развития туризма на этой территории. Результаты исследования могут содействовать разработке Министерством культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия региональной программы развития сельского туризма, одно из важнейших мест в которой должно быть отведено развитию индустрии питания в муниципальных районах республики.

Ключевые слова: регион, туризм, сельская местность, индустрия питания, предприятия питания, посадочные места, обеспеченность предприятиями питания

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Глебова С. Ю., Голуб О. В., Рыбакова Т. М. Разработка направлений модернизации общественного питания в сельской местности // Техника и технология пищевых производств. 2015. Т. 37, № 2. С. 151–157. URL: http://fptt.ru/?page=archive&jrn=37&article=24 (дата обращения: 10.04.2018).

2.Rural tourism accommodation prices by land use-based hedonic approach: First results from the case study of the self-catering cottages in Asturias / C. Bilbao-Terol [et al.] // Sustainability. 2017. Vol. 9, issue 10. DOI: https://www.doi.org/10.3390/su9101688

3.Gunawan S., Shieh C.-J., Pei Y. Effects of crisis communication strategies and media report on corporate image in Catering Industry // Acta Oeconomica. 2015. No. 65. Pp. 399–411. DOI: https://www.doi.org/10.1556/032.65.2015.S2.29

4.Risku-Norja H., Løes A.-K. Organic food in food policy and in public catering: lessons learned from Finland // Organic Agriculture. 2017. Vol. 7, issue 2. Pp. 111–124. DOI: https://www.doi.org/10.1007/s13165-016-0148-4

5.Антонова А. Б., Пятковская Е. Ю. Инфраструктура общественного питания как элемента туристской дестинации: использование кластерного подхода при разработке направлений совершенствования // Общество. Среда. Развитие. 2012. №1. С. 45–49. URL: http://www.terrahumana.ru (дата обращения: 10.04.2018).

6.Желнова К. В., Осипов А. К. Кластерный подход к управлению общественным питанием на уровне муниципального образования (на примере города Воткинска) // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2011. № 4. С. 87–92. URL: http://old.istu.ru/unit/izdat/izdaniya/period/vestnik (дата обращения: 10.04.2018).

7.Богомолова Е. С., Некрасова С. О. Тактические вопросы размещения предприятий общественного питания региона // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С. 270–274. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1399 (дата обращения: 10.04.2018).

8.Бойко М. Н., Ерофеев Ю. В., Новикова И. И. Организация общественного питания населения – проблемы и пути решения // Здоровье населения и среда обитания. 2008. № 2. С. 38–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15208407 (дата обращения: 10.04.2018).

9.Scherbinina T., Kasainov T., Pudovik E. Geomarketing as decision-making tool for a catering establishment placement // International Journal of Pharmacy and Technology. 2016. Vol. 8, issue 4. Pp. 25103–25111. URL: https://www.researchgate.net/publication/316887549_Geomarketing_as_decis... (дата обращения: 10.04.2018).

10.Колесникова А. Е. Территориальные особенности развития рынка общественного питания Калининградской области как эксклавной территории // Регион сотрудничества. 2009. № 2. С. 59–63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13229329& (дата обращения: 10.04.2018).

11.Мукожев А. М. Повышение эффективности управления общественным питанием региона в рыночных условиях // Новые технологии. 2012. № 4. С. 222–226. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19116137 (дата обращения: 10.04.2018).

12.Тяпухин А. П., Пчелинцева Ю. А. Современные тенденции развития рынка предприятий общественного питания Оренбургской области // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 5. С. 83–87. URL: http://vestnik.osu.ru/doc/1026/lang/0/num/68 (дата обращения: 10.04.2018).

13.Хорошко А. М., Синюков В. А. Современное общественное питание: функции, особенности, тенденции развития // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 399–401. URL: http://www.intereconom.com/archive/323.html (дата обращения: 10.04.2018).

14.Chernov G. E., Chernova E. V. Public catering: new challenges of changing Russia // On the Way to a Stable World: Security and Sustainable Development a Collection of Scientific Papers. San Diego, 2015. Pp. 93–97. DOI: https://www.doi.org/10.17809/02(2015)-GP

15.Петренко Е. С. Как измерить потенциал и оценить эффективность взаимодействия потребительских сетей в общественном питании? // Российское предпринимательство. 2013. № 20 (242). С. 132–143. URL: https://creativeconomy.ru/lib/8297 (дата обращения: 10.04.2018).

16.Соколов А. А. Потребительские предпочтения посетителей предприятий общественного питания малого города // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2013. № 35. С. 286–291. URL: http://www.rusacad.ru/research/publishing_activities/scientificnotes.php (дата обращения: 10.04.2018).

17.Жулина М. А., Каменева Л. А. Исследование рынка общественного питания г.Саранска // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 4 (23). С. 299–304. URL: http://service-rusjournal.ru/index.php?do=cat&category=2011_4 (дата обращения: 10.04.2018).

18.Колчина Н. О. Тенденции развития сферы общественного питания Республики Мордовия за 2008–2013 гг. // Вестник Мордовского университета. 2014. № 4. С. 162–173. DOI: https://www.doi.org/10.15507/VMU.024.201403.174

19.Жулина М. А., Кицис В. М. Локальные туристские кластеры Республики Мордовия: формирование и функционирование // Современные проблемы сервиса итуризма. 2016. Т. 10, № 1. С. 65–72. DOI: https://www.doi.org/10.12737/17786

Поступила 19.04.2018; принята к публикации 28.05.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.

Об авторах:

Кицис Вячеслав Михайлович, доцент кафедры туризма ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат географических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4016-5275, vkitsis@mail.ru

Вавилова Алина Владимировна, аспирант кафедры туризма ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2977-876X, wawilowaaw@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

Кицис Вячеслав Михайлович – общее руководство; определение замысла и методологии статьи; проведение критического анализа материалов; доработка статьи.

Вавилова Алина Владимировна – сбор и обработка информации; подготовка начального варианта текста; формализованный анализ данных; курирование данных; компьютерные работы.

Для цитирования:

Кицис В. М., Вавилова А. М. Уровень развития и размещение предприятий общественного питания на сельских территориях Республики Мордовия // Регионология. 2018. Т. 26, № 3. С. 578–605. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.104.026.201803.578-605

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Скачать статью в PDF