И. В. Киреева, Е. С. Куква, С. А. Ляушева, З. А. Жаде, Н. А. Ильинова. Брендинг регионов и его потенциал в укреплении российской национальной идентичности (кейсы Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана)

doi: 10.15507/2413-1407.127.032.202402.368-387

УДК 316.4:17.022.1(470.62/.67)

Аннотация

Введение. Риски дестабилизации этнополитической, этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе, активно протекающие миграционные процессы, а также традиционные для данного макрорегиона социально-экономические проблемы и вопросы межэтнических отношений актуализируют государственную политику идентичности на уровне регионов и страны в целом. Одним из механизмов укрепления российской национальной идентичности является брендинг регионов. Цель исследования – проанализировать представления об уникальности региона, ценности, уровни идентичности населения Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, найти общие для регионов смыслы и ценности, которые, отражаясь в брендах, включаются в государственную политику идентичности, укрепляя ее национальный уровень.

Материалы и методы. Эмпирические материалы включают в себя количественные данные массового опроса, проведенного в октябре ‒ ноябре 2023 г. в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Дагестане и качественные (нестандартизированные интервью с экспертами). Методологический дизайн исследования построен на использовании междисциплинарного подхода и сравнительного анализа кейсов трех регионов, что позволило, опираясь на принцип триангуляции, выявить общее и особенное в определении потенциала брендинга для укрепления российской национальной идентичности.

Результаты исследования. Выявлены особенности и ключевые характеристики исследуемых регионов. Установлено, что целостного сложившегося бренда региона в них нет, однако очевидны источники его формирования – это представления жителей об уникальности региона и маркеры, по которым жители идентифицируют себя с ним. В Адыгее и Кабардино-Балкарии – это высокий уровень комфорта при сохранении этнических традиций, в Дагестане – значимая роль религии и этнических традиций, активная ориентация жителей на предпринимательскую деятельность.

Обсуждение и заключение. Региональная идентичность формируется вокруг уникальных объединительных черт – ценность сохранения этнических традиций и добрососедских отношений, отсутствие межнациональных конфликтов, общие для трех регионов идентификационные маркеры (отношение к родной земле, природе, территории, ценность культурных традиций, языка). Опора на эти ценности в процессе брендинга регионов обеспечивает связь с национальной идентичностью через общие для всех регионов смыслы и ценности. Полученные результаты могут представлять интерес для региональных органов власти, способствовать включению задач по брендингу регионов в политику укрепления национальной идентичности.

Ключевые слова: брендинг регионов, бренд региона, российская национальная идентичность, региональная идентичность, Адыгея, Кабардино-Балкария, Дагестан

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Статья выполнена при финансовой поддержке Экспертного института социальных исследований, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академии наук в рамках государственного задания Адыгейского государственного университета по проекту FZFE 2023-004 «Потенциал брендинга регионов в укреплении российской национальной идентичности: традиции и инновации».

Для цитирования: Брендинг регионов и его потенциал в укреплении российской национальной идентичности (кейсы Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана) / И. В. Киреева [и др.] // Регионология. 2024. Т. 32, № 2. С. 368–387. https://doi.org/10.15507/2413-1407.127.032.202402.368-387

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авксентьев В. А., Гриценко Г. Д. Северный Кавказ: факторный анализ и прогнозы динамики региональной ситуации // Регионология. 2023. Т. 31, № 3. С. 442–458. https://doi.org/10.15507/2413-1407.124.031.202303.442-458

2. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100‒115. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.05.09

3. Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. «Портфель идентичностей» молодежи Юга России спустя 12 лет // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 76‒87. https://doi.org/10.31857/S013216250019645-2

4. Аксенова О. Стратегия развития российских регионов: официальная версия // Власть. 2019. № 1. С. 9‒17. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/6192 (дата обращения: 25.12.2023).

5. Charters S., Spielmann N. Characteristics of Strong Territorial Brands: The Case of Champagne // Journal of Business Research. 2014. Vol. 67, issue 7. Pp. 1461‒1467. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2013.07.020

6. Berham E. Translating Terroir: The Global Challenge of French AOC Labeling // Journal of Rural Studies. 2003. Vol. 19, issue 1. Pp. 127‒138. https://doi.org/10.1016/S0743-0167(02)00052-9

7. Using Attribution Theory to Explain Tourists’ Attachments to Place-based Brands / U. R. Orth [et al.] // Journal of Business Research. 2012. Vol. 65, issue 9. Pp. 1321‒1327. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2011.10.027

8. Lucarelli A. Place Branding as Urban Policy: The (Im)political Place Branding // Cities. 2018. Vol. 80. Pp. 12–21. https://doi.org/10.1016/j.cities.2017.08.004.

9. Almeida G.G.F.d., Cardoso L. Discussions between Place Branding and Territorial Brand in Regional Development ‒ A Classification Model Proposal for a Territorial Brand // Sustainability. 2022. Vol. 14. Article no. 6669. https://doi.org/10.3390/su14116669

10. Gulisova B., Horbel C., Noe E. Rural Place Branding from a Multi-level Perspective: A Danish Example // Place Branding and Public Diplomacy. 2021. Vol. 17. Pp. 231–248. https://doi.org/10.1057/s41254-021-00204-8

11. Helmi J., Bridson K., Casidy R. A Typology of Organizational Stakeholder Engagement with Place Brand Identity // Journal of Strategic Marketing. 2020. Vol. 28, issue 7. Pp. 620–638. https://doi.org/10.1080/0965254X.2019.1593224

12. Taecharungroj V. User-generated Place Brand Identity: Harnessing the Power of Content on Social Media Platforms // Journal of Place Management and Development. 2019. Vol. 12, issue 1. Pp. 39–70. https://doi.org/10.1108/JPMD-11-2017-0117

13. Михайлов В. Т., Рунге Й. Идентификации человека. Территориальные общности и социальное пространство: опыт концептуализации // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 52‒62. https://doi.org/10.31857/S013216250003747-4

14. Гаджалова Ф. А., Магомедов А. Д. Дагестанские гастрономические бренды (курзе, чуду, хинкал): названия, этнокультура, современное бытование // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2022. № 85. С. 23‒29. URL: http://vestnikdnc.ru/issues/Article/3804 (дата обращения: 25.12.2023).

15. Кешева З. М. Бренды Кабардино-Балкарии в информационном пространстве как фактор социокультурной и экономической привлекательности региона // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. 2020. № 2 (45). С. 50‒55. https://doi.org/10.31007/2306-5826-2020-2-45-50-55

16. Горлова И. И., Коваленко Т. В., Науменко В. Е. Историко-культурное наследие Республики Адыгея как ресурс этнокультурного брендирования территории (концептуальные основы формирования зонтичного бренда) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 3 (264). С. 234‒244. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2020.3/6363/234-244.pdf (дата обращения: 25.12.2023).

17. Митина Э. А., Калькова Н. Н., Ярош О. Б. Бренд-идентификаторы как инструмент территориального развития // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8, № 1. С. 134‒143. URL: https://re.volsu.ru/archive/articles/index.php?ID=1153 (дата обращения: 25.12.2023).

18. Назукина М. В., Тарасова Е. Ю. Опыт брендирования российских республик: вариативность институционализации этнокомпонента // Вестник Пермского университета. Политология. 2022. Т. 16, № 1. С. 40‒48. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-1-40-48

19. Рыжова С. В. Этническая идентичность и толерантность в поликультурном обществе: общероссийская перспектива и ситуация в Кабардино-Балкарии // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 4. С. 156‒177. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.4.7

20. Муллахмедова С. С., Муллахмедов Х. С., Гаджиев Н. О. О прогнозе социально-экономического развития Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 12. С. 80‒88. https://doi.org/10.26726/1812-7096-2020-12-80-88

21. Адиев А. З. Общероссийская идентичность в Дагестане (по данным опросов 2016‒2019 гг.) // Социологические исследования. 2021. № 4. С. 136‒142. https://doi.org/10.31857/S013216250011312-6

22. Шахбанова М. М., Муртузова З. М., Шихалиева Д. С. Этническая идентичность городского населения Дагестана в структуре социальной идентичности и индикаторы ее воспроизводства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 1 (254). С. 136‒148. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2020.1/6238/136-148.pdf (дата обращения: 25.12.2023).

Об авторах:

Киреева Ирина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологи Адыгейского государственного университета (385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0888-896X, Researcher ID: GXM-8362-2022, klushina@list.ru

Куква Елена Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологи Адыгейского государственного университета (385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9944-029X, Researcher ID: N-5425-2018, Scopus ID: 56245776200, otvs_priem@mail.ru

Ляушева Светлана Аслановна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии, руководитель лаборатории социологической диагностики Адыгейского государственного университета (385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7249-8846, Researcher ID: GXZ-9879-2022, Scopus ID: 56646605500, slyausheva@list.ru

Жаде Зуриет Анзауровна, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного строительства и политологии, руководитель лаборатории этнокультурных проблем Адыгейского государственного университета (385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7888-8885, Researcher ID: GPX-0497-2022, Scopus ID: 57190442726, zhadezura@yandex.ru

Ильинова Надежда Александровна, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета (385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4626-5947, Scopus ID: 56819006800, nady_i@bk.ru

Заявленный вклад авторов:

И. В. Киреева ‒ разработка концепции статьи; сбор и анализ эмпирических данных; подготовка кейса по Дагестану; подготовка начального варианта текста; критический анализ и доработка текста.

Е. С. Куква ‒ разработка концепции статьи; сбор и анализ эмпирических данных; подготовка кейса по Кабардино-Балкарии; подготовка начального варианта текста; критический анализ и доработка текста.

С. А. Ляушева ‒ разработка концепции статьи; сбор и анализ эмпирических данных; подготовка кейса по Адыгее; критический анализ и доработка текста.

З. А. Жаде ‒ разработка концепции статьи; подготовка кейса по Адыгее; критический анализ и доработка текста.

Н. А. Ильинова ‒ разработка концепции статьи; сбор и анализ эмпирических данных; подготовка кейса по Кабардино-Балкарии.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 17.01.2024; одобрена после рецензирования 26.02.2024; принята к публикации 06.03.2024.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная