И. Г. Юленкова. Проблемы идентификации преподавателя вуза в региональном социуме

И. Г. ЮЛЕНКОВА

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ

ЮЛЕНКОВА Ирина Геннадьевна, соискатель кафедры социологии Мордовского государственного университета.

Феномен социальной идентичности сегодня — предмет многих дискуссий и обсуждений1. Социальная идентичность личности определяется как соотнесение индивидом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как «свои», по отношению к которым он тяготеет по ряду признаков. Это гендер, семья, религия, этнос, профессия и т. п. Каждый индивид, обладая несколькими социальными идентичностями, выстраивает их иерархию. Это создает в сложных обществах проблему индивидуальной идентичности или «самости», т. е. интеграции и иерархизации разных социальных ролей индивида в его самосознании.

При анализе идентификационного процесса многие авторы отдают предпочтение термину «идентификация», критикуя статичность термина «идентичность»2. Соглашаясь с мнением, что идентификация охватывает динамические, процессуальные аспекты формирования идентичности, считаем, что идентичность также является изменяющимся и динамичным явлением, формируемым в процессе социализации личности. Отличительная черта этих феноменов состоит в том, что идентификация является процессом, а идентичность — его результатом, причем не являющимся зафиксированным и неизменным в течение жизни человека.

Концепция социальной идентичности в современной социальной науке постоянно подвергается пересмотру, одновременно становясь все более значимой для описания социальных процессов, происходящих в современных трансформирующихся обществах. Процессы глобализации социального, культурного, политического и экономического пространства ведут к росту неопределенности в процессе приспособления отдельных индивидов и групп к меняющейся социальной действительности. Глобализация и связанное с ней распространение информационных технологий заметно интенсифицирует общение между людьми, навязывает им новые социальные роли. В результате индивиды в той иной мере включаются в новые отношения и новые общности, присваивая себе новые статусы, что приводит к переоценке ценностей и, как следствие, изменениям прежней идентичности.

Процесс социально-экономических преобразований в стране также породил новые условия жизни населения и вместе с тем значительную его дифференциацию. Наиболее явными стали проблема резкого усиления дифференциации в доходах, а также стремительное имущественное расслоение. На первый план выдвинулся комплекс проблем, связанных с трансформацией социальной структуры, изменением положения всех социальных групп и слоев населения.

Проблема идентичности актуализируется и в региональном контексте. Современные концепции региона рассматривают его как особую социальную реальность, устойчиво закрепляя научные представления о региональном социуме как системе среднего уровня3. Каждый регион можно представить как некоторую общность, имеющую свою специфику. Регион характеризуется своеобразием природных условий, этнорелигиозным составом населения, его традициями, социальной инфраструктурой, количеством и структурой рабочих мест, уровнем и качеством жизни различных слоев населения.

Одна из определяющих закономерностей развития российского общества — тенденция региональной дифференциации, которая имеет глубокие объективные основания. Расположенная в девяти часовых поясах практически во всех природно-климатических зонах, с огромным различием наборов природно-сырьевых ресурсов и их освоенности, населенная множеством этносов, достаточно типичных и уникальных конфигураций поселенческо-расселенческих структур, различающихся не только по уровню социальной освоенности, но и по показателям плотности, Россия объединяет множество региональных сообществ в особых условиях жизнедеятельности каждого из них. Региональная дифференциация страны значительно усилилась в процессе социетальной трансформации. Распад СССР, «суверенизация» отдельных субъектов РФ, разрушение межрегиональных социально-экономических связей, усиление националистических тенденций явились существенными факторами углубления диспропорций в положении регионов, дезинтеграции их в общероссийском пространстве. Лишь в последнее время удалось несколько стабилизировать социально-экономическую и политическую ситуации в стране и приостановить процесс дезинтеграции регионов4.

В обыденном представлении региональная идентичность проявляется в формировании определенной системы ценностей и норм поведения его жителей. Внимание исследователей, как правило, сфокусировано на вопросах идентичности относительно геополитических факторов, при этом не затрагивается проблема влияния региональных условий на идентичность индивидов или групп. Факторами влияния могут выступать, например, социально-экономический, культурный, этнический и др.

В условиях трансформации российского общества различные социально-профессиональные группы вынуждены адаптироваться к новым условиям. Сегодня наемный работник, ориентируясь на требования новой среды, придерживается тех социальных норм, правил и образцов поведения, которые позволяют ему выжить, добиться благополучия в изменившемся обществе. В современных условиях профессия предъявляет высокие требования к личности, предполагает наличие таких качеств, как коммуникабельность, креативность, амбициозность, энергичность и т. д. Кроме того, профессионал должен обладать такими навыками и умениями, как высокий уровень информационной культуры, активно проявлять творческий потенциал личности, стремиться к инновациям и др.

Необходимо отметить, что произошедшие в стране изменения существенно повлияли на деятельность профессионалов, занятых умственным трудом. Изменились требования и к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Глубинные изменения в современном обществе предполагают реализацию в образовательной сфере таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизне-творчество, культурная идентификация, индивидуализация и т. д. При этом одной из важнейших ценностей становится самоидентификация личности5.

Идентичность преподавателя вуза в современных условиях связывается с определенным состоянием личности, уровнем ее развития, который задает профессия и к которому стремится вся профессиональная группа. Современный преподаватель, являясь носителем новых знаний, полученных в процессе научно-исследовательской деятельности, должен не только уметь их передавать, но и научить их применять. Это одна из существенных проблем, с которой сталкиваются современные вузы.

Социальные изменения вызвали преобразования в идентификационных механизмах и иерархиях формирования идентичностей отдельных профессиональных групп. Таким образом, можно говорить об уровнях идентификации личности которые выступают основанием для идентификационной иерархии: гражданской, региональной, профессиональной, социально-групповой и т. д.

В 2008 г. нами проведен анкетный опрос преподавателей вузов Республики Мордовии. Основной целью исследования было определение составляющих социальной идентичности преподавателей вузов региона и проблем ее формирования. В опросе принимали участие преподаватели Мордовского государственного университета (N = 300), Мордовского государственного педагогического института (N = 150), Саранского кооперативного института Российского университета кооперации (N = 65) и филиалов других вузов (N = 23). Объем выборочной совокупности был распределен пропорционально выбранным объектам и составил 538 чел. основного штатного профессорско-преподавательского состава.

Основными социально-демографическими характеристиками являлись пол, возраст, образование, семейное положение. В выборке представлены: 36,6 % мужчин и 63,4 % женщин;

24.6   % в возрасте до 30 лет, 35,1 % — от 31 до 40 лет,

19.7  % — от 41 до 50 лет, 20,6 % — от 51 и старше; имеют степень кандидата наук — 69,1 %, доктора наук — 8,9 %; имеют ученое звание доцента — 42,2 %, профессора — 8,1 %; состоят в браке — 65,9 %, не состоят в браке — 23,0 %. Были выявлены показатели профессиональной, региональной, этнической и религиозной идентичности опрашиваемых.

Данные опроса показывают, что профессиональное сообщество на уровне Республики Мордовия достаточно однородно. Значения полученных показателей в целом схожи по вузам, а порядок приоритетов во всех вузах практически совпадает.

В ходе исследования респондентам был задан вопрос об их принадлежности к различным социальным общностям. Каждый мог выбрать несколько вариантов (не более 3) социальной самоидентификации из 9 возможных. Распределение полученных ответов свидетельствует о том, что большинство опрошенных объединяет «сильная» идентичность со страной, но в то же время присутствует и локальная идентичность. Преподаватели идентифицируют себя в первую очередь с гражданами России, во вторую — с представителями определенной профессии, в третью — с жителями Республики Мордовия. Таким образом, можно говорить о ярко выраженной гражданской, профессиональной и региональной идентичности у преподавателей вузов.

Важным фактором самоидентификации преподавателей, которая не зависит от пола и возраста, выступает их гражданская идентичность. Основной ее смысл — единение со страной и обществом. По данным общероссийского исследования, проведенного ИКСИ РАН в 2004 г., значительная часть россиян (как в мегаполисах (45,4 %), так и в провинциальных городах (51,4 %)) идентифицируют себя в первую очередь с гражданами России6. Поэтому отнесение преподавателями себя в первую очередь к гражданам России отражает общероссийскую тенденцию.

Данные нашего исследования свидетельствуют, что профессиональная идентичность занимает также одно из лидирующих позиций (2-е место). Эта тенденция прослеживается независимо от пола респондентов. Следует отметить, что в настоящее время профессия стала универсальным социальным институтом, а принадлежность к профессиональной группе — главным средством социальной идентификации. Показателями профессиональной идентичности выступают значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей, развитие своего индивидуального потенциала, творческая самореализация. Следует отметить, что большинство опрошенных (68,9 %) указало, что интерес к преподавательской деятельности повлиял на выбор ими этой профессии; 59,2 % выбрали преподавательскую деятельность из-за ее творческого характера; на 20,1 % повлияло призвание к этой деятельности; 19,2 % указали на социальную значимость деятельности преподавателя.

Основой для мотивированной трудовой деятельности является призвание к тому или иному роду занятий, т. е. наличие соответствующих склонностей, способностей. Такая самооценка особенно важна, когда речь идет о научно-педагогической сфере. По данным опроса, 95,5 % преподавателей уверены в том, что у них есть призвание к научно-педагогической деятельности. Только 2,3 % указывают на их отсутствие (2,2 % затруднились ответить на вопрос). Более трети (36,5 %) опрошенных в полной мере осознали себя преподавателем вуза в течение первых 3 лет профессиональной деятельности. Эти оценки свидетельствуют о высокой степени осознанности преподавателями своего призвания к научно-педагогической деятельности, что явилось фактором идентификации со своей профессией. Эта тенденция подтверждается и тем, что более половины из них (79,4 %) отметили, что если бы они снова начали свою трудовую деятельность, то выбрали бы профессию преподавателя вуза.

Анализ показателей позволил выявить изменения в зависимости от возраста и ответить на вопрос «Становится ли идентификация с той или иной группой более привлекательной по мере созревания-старения или же теряет свою привлекательность?». Оказалось, что чем моложе опрашиваемые, тем более чаще отмечается идентификация с представителями определенной профессии. Высок процент этого показателя в группе от 31 до 40 лет (58,3 %) и до 30 лет (55,5 %). Несколько он ослабевает в старших группах от 41 до 50 лет (47,1 %), от 51 и старше (47,7 %).

В качестве идентификационного индикатора был выбран показатель принадлежности преподавателей к классу интеллигенции, к которой традиционно в России относили себя люди умственного труда, имеющие, как правило, высокий уровень культурного развития. Следует отметить, что в старшей возрастной когорте (от 51 и старше) принадлежность к группе интеллигентов наиболее высока (50,5 %), тогда как в более молодых группах эта идентификация менее выражена (от 41 до 50 лет — 41,2 %, от 31 до 40 лет — 33,2 %, до 30 лет — 23,4 %). Таким образом, можно утверждать, что в современном обществе принадлежность к интеллигенции теряет свою привлекательность для молодежи. В новых поколениях россиян, жизненные ориентиры которых формируются в постсоветский период, ослабевают ценности, присущие интеллигенции. Поэтому образ жизни интеллигентов не является привлекательным как раньше.

Социальные идентичности как и личностные самоидентификации существенно зависят от социального статуса. Экономическое положение в стране за последнее десятилетие существенно повлияло на изменение социального статуса преподавателей вузов. Он значительно изменился и с точки зрения их позиции в рамках социальной системы общества. Существует мнение о том, что за последние десятилетия произошло падение престижа научно-педагогической деятельности. Говоря о престижности работы преподавателя, часто упоминают его относительно низкую зарплату. Однако, по мнению большинства преподавателей, их деятельность характеризуется нематериальными параметрами, а творческим характером работы, общением с интересными людьми и др. Так, 60,2 % преподавателей считают, что их профессия в настоящее время престижна. Большая часть преподавателей (67,3 %) удовлетворена своим социальным статусом (вполне удовлетворены 16,9 % опрошенных, скорее удовлетворены своим положением 50,4 %).

Показателем социального статуса преподавателя как и любой профессиональной группы является его положение в социальной структуре общества. В настоящее время преподаватели вузов не относятся к числу высокооплачиваемых работников. Тем не менее, более половины опрошенных преподавателей (51,4 %) заявили, что относят себя к среднему слою, 16,3 % — находятся между высшим и средним, 18,8 % — между средним и низшим (2,8 % относят себя к высшему слою, элите). К низшему слою отнесли себя 3,4 % респондентов. Таким образом, данные отражают преимущественную идентификацию преподавателей со средним слоем. Причем этот показатель мало зависит от возраста.

Заметная разница фиксируется только в двух возрастных когортах: среди преподавателей в возрасте до 30 лет, больше идентифицирующих себя со средним слоем (57,7 %), чем среди поколения от 51 и старше (42,1 %). Высокая позиция в стратификационной самоидентификации молодого поколения свидетельствует о том, что идентичность фиксирует не столько место человека в социальном пространстве, сколько ресурс его перемещения в нем, оценить который можно лишь сопоставляя свои возможности с возможностями других. Отождествление с социальным слоем — это определение возможных перспектив продвижения в новом социальном пространстве. В данном случае молодежь имеет больше шансов и перспектив, чем старшее поколение. Молодые преподаватели адекватно характеризуют средний класс и желают себя видеть представителями этого класса, что является показателем активности их жизненной позиции.

Как показывают общероссийские исследования, именно в профессионально-трудовой сфере наблюдаются самые существенные отличия среднего класса от остальных сло-ев7. Представители среднего класса чаще всего выделяют своих коллег и свои «профессиональные сообщества» в качестве близких групп, чаще называют себя представителем определенной профессии (в среднем классе выбрали самохарактеристику «Я — представитель своей профессии» 37 %, в массовых слоях — 27 %). В данном случае самоидентификация с профессией указывает на важность для среднего класса его профессионального ресурса. По данным нашего исследования, более половины опрошенных (55,1 %), идентифицирующих себя со средним слоем, также относят себя к представителям определенной профессии.

Таким образом, идентификация преподавателя вуза в современных условиях отражает его принадлежность к социальной группе. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что одно из лидирующих позиций принадлежности к социальной группе занимает профессия. Интерес к своей работе, творческий характер деятельности настолько значимы, что служат основными причинами, по которым преподаватели продолжают оставаться в своей профессии, несмотря на трудности периода социальных изменений. Важным является и мнение о том, что преподаватель вуза, имея соответствующее образование и высокий интеллектуальный потенциал, может идентифицировать себя со средним классом.

В целом представляется достаточно обоснованной для отечественной социологии значимость изучения проблемы идентификации преподавателя вуза в региональном социуме, открывающей интересные исследовательские перспективы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Волков Ю. Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социол. исслед. 2006. ¹ 7. С. 13—22; Гришина Е. А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации // Социол. исслед. 2008. ¹ 3. С. 60—70; Adarves-Yorno I., Postmes T., Haslam S. A. Social identity and the recognition of creativity in groups // British of social psychol. Leicester, 2006. Vol. 45. ¹ 3. P. 479—497.

2  См.: Арутюнова Е. М. Российская идентичность в представлениях московских студентов // Социол. исслед. 2007. ¹ 8. С. 77—85; Козырева П. М. Современная конфигурация идентификаций и роль доверия в ее формировании // Социол. исслед. 2008. ¹ 8. С. 29—39.

3 См.: Берендеев М. В. Постсоветская региональная идентичность социума Калининградской области: проблема формирования и измерения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. ¹ 3. С. 29.

4 См.: Маркин В. В. Диалог с регионами: опыт анализа // Социол. ис-след. 2008. ¹ 7. С. 129.

5 См.: Гомза Т. Преподаватель: проблемы самоидентификации // Высш. образование в России. 2005. ¹ 1. С. 130.

6  См.: Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М., 2005. С. 247.

7 См.: Данилова Е. Н., Оберемко О. А. Специфика самоидентификаций и социального самочувствия городского среднего класса России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. ¹ 3. С. 28—29.

Поступила 15.09.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная