О. В. Захарова. Экслибрис: культурные координаты и развитие в искусстве Мордовии
О. В. Захарова
Экслибрис: культурные координаты и развитие в искусстве Мордовии
О. В. Захарова, преподаватель кафедры библиотечно-информационных ресурсов Мордовского государственного университета
Говоря о библиотеке, невозможно обойти вниманием книгу, а в моем случае — книжные знаки. Книжные знаки — экслибрисы — явление неоднозначное. С одной стороны, подобное изображение принадлежит миру искусства и рассматривается в искусствознании как самостоятельное произведение, «наиболее камерный раздел графики». С другой — экслибрис обладает способностью аккумулировать в себе знания как о личности отдельного человека — держателя библиотеки, так и о самом книжном собрании, и шире — о развитии культуры той или иной эпохи в целом.
Исследуя становление и развитие отечественного экслибриса в XVIII—XX вв., можно проследить последовательность возникновения книжных знаков различных типов и классифицировать их по изображенному мотиву: геральдические, вензелевые, сюжетно-тематические экслибрисы, портретный экслибрис, символико-орнаментальный книжный знак, шрифтовой экслибрис.
Книжные знаки данного типа появились в XVIII веке. Известны вензелевые экслибрисы Медицинской коллегии (гравер Иоганн Ван дер Спайк), Общества любителей древней письменности (гравер В. Лугинин), выполненные в середине XVIII в. Красивый, небольшой скромный книжный знак с вензелем в центре и надписью вокруг «Ex libris Iwan Tourgeneff» имел И. С. Тургенев. Особенностью вензелевого экслибриса стало оригинальное шрифтовое решение инициалов владельца. Сюжетно-тематический экслибрис появился в России во второй половине XVIII в., став самым распространенным видом книжного знака. Один из первых таких знаков принадлежал государственному канцлеру А. А. Безбородко.
Техники исполнения экслибрисов чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать, учитывая наибольшую востребованность и распространенность в среде художников-граверов.
Таким образом, следует выделить и обобщить культурно-функциональные особенности книжного знака. Во-первых, экслибрис прежде всего предназначен как для книги и ее владельца, так и для книжного собрания в целом. Во-вторых, лучшие экслибрисы — высокохудожественные произведения искусства, органично вписываются в книгу, становятся своеобразным элементом книжного оформления. В-третьих, экслибрис является своеобразным путеводителем в культурно-историческом книжном пространстве.
В изобразительном искусстве Мордовии экслибрис как специфический жанр графики навсегда связан с именем художника Б. Г. Милованцева, стоявшего у истоков его появления и создавшего более 30 книжных знаков для владельцев больших и малых домашних библиотек, в основном — представителей интеллигенции г. Саранска.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0