И. А. Сёмина. Развитие транспортной инфраструктуры г. Саранска при реализации столичных функций
И. А. СЁМИНА
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ г. САРАНСКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТОЛИЧНЫХ ФУНКЦИЙ1
СЁМИНА Ирина Анатольевна, заведующая кафедрой экономической и социальной географии Мордовского государственного университета, кандидат географических наук, доцент.
SEMINA Irina Anatolievna, Candidate of Geographic Sciences, Docent, Head of the Department of Economic and Social Geography, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, столица, функции, транспортные проблемы, общественный транспорт, улично-дорожная сеть
Key words: transport infrastructure, capital city, functions, transport problems, public transport, road network
Рассматриваются позиционные, пространственные, технико-экономические и организационно-управленческие аспекты развития транс-портной инфраструктуры г. Саранска при реализации его столичных функций.
Positional, spatial, technical and economic, organizational and managerial aspects of development of the transport infrastructure in the city of Saransk in implementation of its functions of a capital city are discussed.
Новые принципы реализации столичных функций города предусматривают расширение их разнообразия, что не только выражается в административно-управленческой и организационной деятельности, но и включает выполнение туристских, презентационных, культурно-образовательных, духовных и других функций.
Важнейшим из факторов, под влиянием которых будет происходить развитие столичных функций г. Саранска, является фактор территориальных связей трех основных уровней:
— республиканские, обусловленные управленческой ролью столицы, а также ее нарастающим культурным, финансово-коммерческим, транспортным, строительным потенциалом. Развивая функции республиканского масштаба2, город должен стать аккумулирующим центром деловой, культурной и духовной жизни населения республики;
— федерального округа, обусловленные близостью к промышленным центрам, а также к другим административным центрам Приволжского федерального округа (Чебоксары, Нижний Новгород, Ульяновск, Пенза и др.);
— внешние, обусловленные положением города, обеспеченного транспортно-экономическими связями, с регионами России и дальнего зарубежья. При этом столичный статус г. Саранска предполагает его включение в международную транспортную систему, формирование социально-экономических и культурных связей с крупными российскими центрами, появление общественных организаций международного и республиканского сотрудничества, расширение международных контактов с правительственными, предпринимательскими и финансовыми структурами, что следует учитывать при планировании деловой части городской застройки и создании районов элитного жилья.
«Ранг» города, его «положение в обществе» создают условия для превращения Саранска в «город-перекресток» восточной зоны республики с развитием функций, регулирующих промышленно-аграрно-транспортно-туристские связи. Это может привести к дальнейшему развитию в столице объектов гостинично-сервисной деятельности, деловых и инновационных центров прогрессивных отраслей промышленного производства республики.
Столичный характер города обеспечивает развитие органов государственного управления и сосредоточение учреждений рыночной и инновационной инфраструктуры. В основе стратегии развития города останется «столичная» роль Саранска, рост и разнообразие качественных показателей социально-экономического потенциала города и дальнейшее развитие сектора услуг. Качественные сдвиги будут происходить во всех сферах жизни города, его планировочной структуре, транспортном оснащении, инженерном обустройстве.
Чем разнообразнее функции города, тем более устойчиво его социально-экономическое положение. В условиях рыночной экономики целесообразно усиливать экономические связи города с сопредельными территориями3. Транспортная инфраструктура города поддерживает его инвестиционную привлекательность и способствует развитию связей между Мордовией и соседними регионами. Модернизация аэропорта, строительство и реконструкция автомобильных дорог в соответствии с приоритетами регионального развития будут способствовать развитию транспорта г. Саранска.
Системной проблемой совершенствования городской транспортной инфраструктуры является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и населения на транспортные услуги. Состояние транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам. Транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры; уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения города. Общественный пассажирский транспорт в городе и в пригородной зоне не в состоянии обеспечить спрос на качественные пассажирские перевозки. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате их износ достиг 55—70 % и продолжает нарастать. Транспортная проблема создает угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития г. Саранска.
Разработке современного генплана предшествовало выполнение концепции развития города, в которой были определены потенциал и масштабы возможного развития г. Саранска, варианты использования территориальных ресурсов города. Варианты различались степенью освоения возможных площадок нового строительства при сохранении ведущей роли и значения центрального планировочного каркаса, на котором сосредоточена основная масса объектов общественно-деловой сферы.
Рассматривались два варианта. Первый вариант предполагал преимущественное развитие города в северо-западном (с выходом за границы ГО), западном и юго-западном направлении (п. Николаевка и п. Ялга) с изъятием земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, в южном направлении в сторону г. Рузаевка формировался новый жилой район со своим центром обслуживания, системой зеленых насаждений и крупным университетским комплексом сельхозинститута. Второй предусматривал развитие города в восточном и северо-восточном направлениях с изменением направления взлетно-посадочной полосы аэродрома, что давало преимущества по сравнению с западным направлением, где значительным сдерживающим фактором являются большие лесные массивы городского лесного фонда.
После рассмотрения основных положений концепции развития г. Саранск к дальнейшей разработке рекомендован первый вариант территориального развития города с отдельными фрагментами второго варианта4. Архитектурно-планировочные и проектные предложения генерального плана базируются на исторически сложившейся структуре города, на основе анализа проектных предложений предыдущего генплана с учетом современных требований и статуса города как столицы Мордовии.
Главная цель предложений по усовершенствованию планировочной структуры — обеспечить связность городских территорий между центром, планировочными районами и местами отдыха, а также планировочных районов между собой. Проектные предложения по жилой застройке базируются на сложившейся структуре жилых территориальных образований города.
В проекте даны предложения по развитию транспортной инфраструктуры, являющейся основным каркасом планировочной организации города. Архитектурно-планировочная структура города, заложенная в проекте, опирается на проектную структуру автомагистралей с использованием сложившейся транспортной инфраструктуры. При сохранении и использовании исторически сложившейся уличной сети центральной части города в проекте даны предложения по улучшению транспортного обслуживания производственных и жилых районов, а также по созданию эффективных связей жилых районов с местами приложения труда, центром города, с зонами отдыха и между жилыми районами. Даны предложения по ликвидации транспортной перегрузки и выводу грузового движения с центральных улиц. Так, предложена автотрасса для грузового движения вдоль полосы отвода железной дороги от ул. Полежаева до ул. Транспортная. В результате реализации намеченных проектных предложений повысится комфортность проживания в городе, что придаст Саранску неповторимый облик.
Особая роль отводится транспортной инфраструктуре при реализации возможностей г. Саранска как центра проведения спортивных мероприятий общероссийского и международного значения. Решение международного комитета о проведении в России чемпионата мира по футболу и включение Саранска в число городов, где пройдет чемпионат, потребовало от властей республики новых транспортно-планировочных решений. Вместимость стадиона «Юбилейный» составит 45 тыс. чел., за 40 мин должна произойти транспортная разгрузка в сторону центра, аэропорта и других направлений. Для этих целей и учета требований ФИФА и УЕФА предполагается изучение опыта дорожного строительства г. Казани и на этой основе создание двухуровневых транспортных развязок, что даст возможность организации бессветофорного движения. Кольцевые развязки (как планировалось ранее) уже не решат поставленных задач, требуются современные Т-образные двухуровневые конструкции. Общая площадь спортивно-транспортной инфраструктуры составит примерно 27,5 га. Необходимы серьезные улучшения и модернизация инфраструктуры железнодорожного транспорта, которая должна будет «достойно обслужить» транспортный поток из г. Рузаевки на чемпионат мира и обратно, требуется организация скоростного движения на участке «Самара — Рузаевка».
Прогнозно-проектные решения транспортного развития невозможны без транспортно-логистических решений и совершенствования организационного механизма управления на городском транспорте. В данном случае речь идет об организации согласованности действий непосредственных участников транспортного процесса. Необходимо обеспечить техническую и технологическую сопряженность участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. В данном случае техническая сопряженность в транспортном процессе может означать согласованность параметров транспортных средств внутри отдельных видов и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами. Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы. Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.
К задачам транспортной логистики в решении проблем развития транспортной инфраструктуры г. Саранска отнесем: создание городских транспортных систем, в том числе современных транспортных развязок, магистралей и транспортных цепей; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; совместное планирование транспортного процесса с социальным и производственным; выбор вида транспортного средства; выбор типа транспортного средства; определение рациональных маршрутов доставки грузов и пассажиров.
Оценка значимости различных факторов на выбор транспорта и транспортного средства показывает, что в первую очередь принимают во внимание надежность соблюдения графика доставки, время доставки и стоимость перевозки.
Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой людей и грузов различными видами транспорта. Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Тарифное регулирование в г. Саранске должно быть направлено на решение двух основных задач: повышение ценовой доступности услуг городского пассажирского транспорта (ГПТ) для менее обеспеченных слоев населения, обеспечение ценовой привлекательности услуг ГПТ для среднего класса.
Ценообразование на дополнительной маршрутной сети будет основываться на рыночных принципах. В перспективе этот сегмент рынка будет характеризоваться предоставлением транспортных услуг повышенного качества.
Эффективной мерой по улучшению транспортного обслуживания жителей города и повышению экономических показателей транспортной работы является организация экспрессных маршрутов. Экспрессный маршрут значительно уменьшает время поездки пассажира и улучшает комфортность, так как из-за сокращения остановок уменьшается количество неприятных торможений и ускорений. На обычных маршрутах, которые дублируются экспрессным маршрутом, уменьшается средняя длина поездки из-за перехода пассажиров, следующих на дальнее расстояние, на экспрессные маршруты. Организация экспрессного движения экономически выгодна, поскольку при этом повышается скорость движения и оборачиваемость подвижного состава. Для экспрессных маршрутов в г. Саранске используется автобусный транспорт как наиболее маневренный и не связанный с контактной сетью.
Для организации экспрессного маршрута необходимы: значительный поток пассажиров на поездки на большое расстояние; экономия времени не менее 5—8 мин; частота движения, кратная частоте движения основного маршрута; интервал движения не больший, чем экономия времени при поездке.
Троллейбусный маршрут сложнее автобусного, поскольку нуждается в обеспечении при движении электроэнергией. Саранск имеет развитую троллейбусную сеть. Она проходит по основным его магистралям, надежно связывает все микрорайоны. Троллейбусный транспорт в Саранске введен в эксплуатацию в 1966 г. Однако следует отметить, что протяженность эксплуатационных линий в г. Саранске значительно меньше, чем в Нижнем Новгороде и Уфе, но немногим больше, чем в городах Ульяновск, Рязань и Пенза. Сегодня 60 % городских троллейбусов находится в совершенно непригодном состоянии, а 40 % транспортных средств не хватает для разгрузки городских маршрутов.
Анализ работы общественного транспорта Саранска показывает наиболее рациональные маршруты и может говорить о недостаточной его работе. Однако коэффициент маршрутизации больше 1 в 4,5 раза и подтверждает достаточную связанность троллейбусных линий в городе, коэффициент порейсовой регулярности тоже близок к 1 и больше, чем у автобусного транспорта, как и коэффициент работоспособности транспортной сети. Коэффициент использования подвижного состава по времени — меньше, чем у автобусного пассажирского транспорта, и ниже нормативного (норма должна составлять не менее 0,8). Коэффициент наполнения транспортных средств очень высок у автотранспорта и выше нормы у троллейбусного транспорта. Следовательно, пассажиры города ощущают дискомфорт во время поездки. В городе существует ряд транспортных проблем, которые требуют решения5.
Для обеспечения нормальной перевозки пассажиров следует увеличить подвижной состав на линиях городского пассажирского транспорта. Это должно привести к улучшению качества транспортного обслуживания, комфортности поездок. Главным условием повышения комфортности поездки в общественном транспорте может являться снижение наполняемости его подвижного состава до нормы (3 стоящих пассажира на 1 м2 свободной площади пола в часы пик).
Необходимо не только увеличивать количественный состав подвижного транспорта, но и улучшать качественные характеристики дорожной сети6. Пассажирское движение обязательно должно осуществляться общественным транспортом по каждому направлению на случай временного выхода из строя какой-либо транспортной единицы. Жителям удобно, если по транспортной линии, которой они пользуются, проходят сразу несколько маршрутов, расходящихся в разных направлениях. Поэтому необходимо урегулировать направления городских пассажирских маршрутов и соблюдать интервал движения транспорта. Маршруты должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность беспересадочных поездок из каждого района в возможно большее число других районов. Важно, чтобы маршрутная сеть была построена в соответствии с действительным направлением пассажиропотоков.
В обеспечении работы пассажирского транспорта велико значение улично-дорожной сети. Транспортная сеть г. Саранска довольно развита и имеет сложную разветвленную конфигурацию. Несмотря на это, имеются районы, не охваченные ее линиями, что объясняется как относительной «молодостью» этих районов, так и отсутствием мест скопления людей, а также незначительной удаленностью действующих транспортных путей.
При сравнении маршрутов движения автобусов и троллейбусов, являющихся главными транспортными средствами города, можно отметить, что во многом они дублируют друг друга, но при этом есть дороги, охваченные только автобусным или только троллейбусным сообщением. При анализе схем автобусных и троллейбусных маршрутов, можно утверждать, что город неравномерно обеспечен маршрутным сообщением. Среди всех жилых районов выделяется центр города как благополучный в этом отношении.
Следует отметить, что проблемам функционирования автотранспортных предприятий в г. Саранске уделяется незначительное внимание, хотя состояние рынка автомобильных услуг требует более рационального и планируемого подхода к организации деятельности предприятий. Необходимо создание экологических директив, регламентирующих условия предоставления транспортных услуг в соответствии с экологическими нормами. Возможно и введение в структуру административного управления города (республики) отдела по экологическому контролю за деятельностью автотранспортного комплекса.
В качестве приоритетных направлений развития транспортной инфраструктуры г. Саранска можно выделить направления государственной транспортной политики, обеспечивающие достижение стратегических целей по следующим основным аспектам регулирования и управления: управление транспортной системой; совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности; повышение эффективности использования государственного имущества; регулирование рынка транспортных услуг; дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры; международная деятельность; совершенствование транспортной техники, транспортных технологий; гармонизация развития транспортной системы и повышение ее безопасности; ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике; использование выгод транспортно-гео-графического положения для реализации столичных функций города и его туристских возможностей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 15-05-02526-а).
2 См.: Логинова Н.Н., Пресняков В.Н., Сёмина. И.А., Сотова Л.В., Федотов Ю.Д., Фоломейкина Л.Н. Социальные и экономико-географические исследования региона (на примере Республики Мордовия) // Вестн. Удмурт. ун-та. 2012. № 3. С. 127—136.
3 См.: Сёмина И.А. «Транспортно-географическое положение» в региональных исследованиях // Проблемы регион. экологии. 2011. № 4.
С. 131—137.
4 См.: Генеральный план г. Саранска. URL: http://giprogor.ru/ru/node/540 (дата обращения: 16.02.2014).
5 См.: Сёмина И.А., Фоломейкина Л.Н. Развитие транспортной инфраструктуры городского округа Саранск: эколого-географические особенности и проблематика // Проблемы регионального развития. Финно-угорское пространство в географических исследованиях: материалы I Междунар. заоч. науч.-практ. конф., г. Саранск, 13 июня 2012 г. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. С. 284—291.
6 См.: Логинова Н.Н., Сёмина И.А., Фоломейкина Л.Н. Экистическая и транспортная системы в экономике региона (на примере Республики
Мордовия) // Гос. служба. 2013. № 6. С. 81—89.
Поступила 17.02.2014.
I. A. Semina. Development of Saransk Transport Infrastructure in Implementation of its Functions of a Capital City
Development of Saransk's functions of a capital city is determined by the territorial relationships at three levels caused by the location of the city: at the republican one, at that of a federal district and at the external one. Saransk's rank creates conditions for its transformation into a "crossroad city" of the Eastern zone of the Republic with development of the functions regulating industrial, agricultural, transport, and tourist communications.
Qualitative changes will occur in all spheres of life of the city, in its planning structure, transport equipment and engineering arrangement. Development of the airport, construction and reconstruction of roads in accordance with the priorities of regional development will contribute to progress of the transportation function of Saransk.
The mismatch between the low level of its development, efficiency and quality of functioning and the growing demand of the economy and population for transport services is a systemic problem in development of the urban transport infrastructure.
In exercising Saransk's capacity of a centre of sporting events of national and international importance, a special role is given to the transport infrastructure. All the prognostic and projective solutions for transport development are impossible without transportation and logistics solutions and improvement of the organizational control mechanism on public transport.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0