А. Г. Филипова, А. В. Еськова. Социальный потенциал детства в регионе: построение онтологии предметной области
А. Г. ФИЛИПОВА, А. В. ЕСЬКОВА
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСТВА В РЕГИОНЕ: ПОСТРОЕНИЕ ОНТОЛОГИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ1
ФИЛИПОВА Александра Геннадьевна, профессор кафедры социальных наук Дальневосточного федерального университета, доктор социологических наук (г. Владивосток).
ЕСЬКОВА Анна Владимировна, заведующий кафедрой информационных систем Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, кандидат технических наук (г. Комсомольск-на-Амуре).
© Филипова А. Г., Еськова А. В., 2016
Ключевые слова: регион, социальный потенциал, детство, онтологическая модель, концептуальная карта
Аннотация. В статье рассмотрен социальный потенциал детства в регионе, который определяется как совокупность ресурсов, резервов и возможностей детей как особой социально-демографической общности, проживающих на территории какого-либо региона (субъекта Российской Федерации). Даны концептуальная карта и базовая онтологическая модель предметной области.
Реферат. Введение: современное детство испытывает на себе воздействие множества рисков. Дополнительным риском стало региональное неравенство как разница в социально-экономическом развитии, инфраструктурном обеспечении, географическом расположении и др. Это актуализировало необходимость построения системы «Социальный потенциал детства в регионе» и управления ей.
Материалы и методы: в качестве метода исследования социального потенциала детства в регионе выбран метод онтологического моделирования. За основу построения предметной области «Социальный потенциал детства в регионе» взяты три типа источников: словарные статьи, научные статьи, авторефераты диссертаций.
Результаты исследования: для визуализации данных и единства интерпретации понятий, например экспертами, создана концептуальная карта предметной области с включением понятий «ресурсы», «потенциал», «человеческий потенциал», «социальный капитал», «социальный потенциал региона», «социальный потенциал детства», «качество детства», «социальное неравенство детства» и др. На основе концептуальной карты сконструирована онтология предметной области, включающая иерархические цепочки «общество — государство — страна — регион» и «ребенок — человек — семья — общество». Отношения между концептами описаны глаголами «является (частью)», «имеет», «наследует (признаки)».
Обсуждения и заключения: сконструированная онтологическая модель раскрывает смысловую нагрузку ключевого концепта «Социальный потенциал детства в регионе», помогает выявить ресурсы для воспроизводства и развития детства в регионе, а также скрытые резервы на микро- (семья, ребенок), мезо- (регион, населенный пункт) и макросоциальном (страна) уровнях. В перспективе планируется определение качественных и количественных индикаторов оценки состояния системы.
Современное детство испытывает воздействие множества социальных рисков, продуцируемых макро- и микро-социальной средами. Кризисное состояние общероссийского детства является отражением ситуации в регионах. Депрессивные, отсталые регионы создают дополнительные угрозы для детства. Это актуализирует необходимость построения системы «Социальный потенциал детства в регионе» для последующего управления ею. Идеальное состояние системы «Социальный потенциал детства в регионе» можно охарактеризовать через понятие «качество детства» как такое состояние, при котором детство является здоровым, образованным и духовно-развитым.
Социальный потенциал детства в регионе включает субпотенциалы двух видов: индивидуально-семейные и региональные. Индивидуально-семейные субпотенциалы располагают следующими ресурсами: физиологический (состояние здоровья матери и ребенка, отсутствие наследственных, хронических заболеваний и ограничений жизнедеятельности), экономический (доходы семьи), социальный (статус семьи, социальный состав семьи: полная/неполная, число детей), культурный (образование родителей, развивающие стратегии воспитания, религиозно-этнические характеристики семьи), психологический (нравственный климат семьи, ответственное родительство, доверие в семье, поддержка). Сущность региональных субпотенциалов определяется спецификой региона как части территории России, обладающей общностью природно-климатических, социально-экономических, национально-культурных и других условий.
В качестве метода исследования социального потенциала детства в регионе мы выбрали метод онтологического моделирования, позволяющий выявить факторы, оказывающие влияние на систему в настоящем и спрогнозировать возможные влияния в будущем. По определению Т. Р. Грубера, онтология — это спецификация концептуализации2, т. е.
описание понятий и выстраивание модели их отношений. Онтология представляет собой «надежный семантический базис в определении содержания»3. Модели онтологий, как правило, содержат концепты (понятия, классы, сущности, категории), свойства концептов (слоты, атрибуты, роли), отношения между концептами (связи, зависимости, функции) и дополнительные ограничения.
Для анализа структуры отношений между понятиями в предметной области и формирования концептуальной модели была построена концептуальная карта, отражающая онтологию предметной области «Социальный потенциал детства в регионе». Важными концептами в нашем случае выступают: социальный потенциал, детство, потенциал региона, потенциал детства, социальный капитал, человеческий потенциал. Отношение (связь) представляет собой соединение (взаимоотношение) между двумя или более понятиями. Концепты представлены тремя уровнями иерархических отношений — надсистема, система и подсистема.
За основу построения предметной области «Социальный потенциал детства в регионе» взяты три типа источников: словарные статьи, научные статьи, авторефераты диссертаций. Изначально поиск определений осуществлялся по ключевым словам «потенциал», «социальный потенциал», «социальный потенциал детства», затем выявлялись смежные понятия и выстраивалась иерархия отношений.
Под потенциалом разные авторы понимают «совокупность имеющихся средств, запасов, сил в какой-либо области»4. Атрибут «социальный» говорит о ведущей роли общества или других форм социального взаимодействия индивидов (группы, общности, движения и др.) в накоплении этого потенциала. «Социальное» — это то общее свойство, которое присуще различным группам индивидов, являющееся результатом интеграции индивидов, тех или иных свойств общественных отношений5.
Отношения «включение» связывают «социальный потенциал» со смежной категорией — «человеческий потенциал». Человеческий потенциал является частью социального потенциала: «человеческий ресурс формируется, развивается, реализуется только в пределах социальной группы, общ-ности»6.
«Социальный потенциал» наследует признаки «социального капитала» как совокупности ресурсов, но при этом еще учитывает характеристики личности, трактует человека как «креатора»7.
В справочной и научной литературе понятие «Социальный потенциал» довольно часто используется в семантической связке с молодежью и семьей, обществом и регионом. В этом случае можно говорить об отношениях проекции, когда социальный потенциал как совокупность материальных и духовных ресурсов отображается на разных социальных уровнях — макроуровне (общество), мезоуровне (регион), микроуровне (индивид, семья), и соединения, когда интеграция ресурсов разных уровней и разных субъектов дает новое образование — социальный потенциал детства в регионе.
Социальный потенциал молодежи исследовали Ю. В. Бе-резутский8, В. Э. Филиппов9 и др. Ученые интерпретируют его как интегральную, целостную характеристику совокупных качеств, резервов и возможностей молодежи. Семейный социальный потенциал чаще всего редуцируется до воспитательного потенциала семьи, определяемого как совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка.
В социальный потенциал включены ресурсы, резервы как совокупность имеющихся средств, запасов, сил. При этом от ресурсов и резервов социальный потенциал отличает динамичность — он отражает прошлое (ретроспективный потенциал), характеризует настоящее (исходный потенциал), программирует будущее (перспективный потенциал).
Социальный потенциал имеет еще одну грань интерпретации — скрытые, пока не реализованные возможности, неактивизированные ресурсы. Такая интерпретация задает еще один вектор рассмотрения — определение факторов, способствующих раскрытию социального потенциала детства.
Рассуждая о социальном потенциале детства в регионе, можно выделить первичные (внутренние) и вторичные (внешние) факторы. Первые актуализируют индивидуально-личностные ресурсы и резервы, вторые в нашем случае действуют на уровне социальной среды региона. Цель нашего исследования — описание идеальной модели реализации социального потенциала детства в регионе. Соответственно, на достижение обозначенной цели направлены задачи выявления и классификации факторов по степени влияния (сильно влияющие, слабо влияющие, умеренно влияющие), описания разных уровней реализации социального потенциала детства (высокий, средний и низкий).
Система «Социальный потенциал детства в регионе» представлена набором подсистем или субпотенциалов, разворачивающихся на уровнях «детство», «детство в семье» и «детство в регионе»: психофизическая, интеллектуально-образовательная, духовно-нравственная («детство»); семейновоспитательная («детство в семье»); социально-политическая, социально-экономическая, демографическая, природно-климатическая, экологическая, территориально-поселенческая, социально-инфраструктурная («детство в регионе»).
На трех выделенных уровнях может проявляться социальное неравенство детства, возникающее из-за неравномерного распределения ресурсов. На индивидуально-личностном уровне, например, источником социального неравенства могут стать наличие инвалидности, отклонения в поведении, нарушения психических процессов у ребенка; на семейном — структурные деформации семьи, педагогическая неграмотность родителей, малообеспеченность семьи; на региональном — уровень социально-экономического развития региона, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, состояние экологии и др.
Значение детства как этапа, предваряющего взрослую жизнь, заключается в накоплении социальных ресурсов, формировании стартового потенциала для выхода во взрослую жизнь. Ю. В. Овинова делает акцент на стартовом потенциале детства, поскольку ребенок находится в самом начале своего жизненного пути, а позитивный старт в начале жизненного пути выступает фактором становления и развития личности10.
Еще один концепт, связанный отношениями целеполагания с социальным потенциалом детства в регионе, — это «социально благополучное детство», под которым понимается благоприятная социальная среда в сочетании с необходимым набором институциональных ресурсов, создающая для детей возможности восполнения социальных ресурсов, актуализации скрытых резервов детства.
После поиска и интерпретации основных понятий предметной области мы приступили к визуализации полученных данных с помощью программы CmapTools11. Выбор CmapTools был обусловлен простым интерфейсом, возможностями сотрудничества и обмена информацией в Интернете, сопровождения и обновления за счет модульной архитектуры. Результатом работы стала концептуальная карта понятий предметной области, представленная на рис. 1. В ней акцент сделан на смысловых связях ключевого концепта «Социальный потенциал детства в регионе».
Концептуальная карта понятий направлена как на визуализацию предметной области, так и на превенцию риска несогласованности интерпретаций этих понятий экспертами. Однако она является шагом на пути к построению онтологии предметной области «Социальный потенциал детства в регионе».
Использование различных программных средств обработки и визуализации данных онтологии требует дальнейшей детализации понятий, более четкого выражения отношений зависимости (часть — целое, выше — ниже, вид — подвид и т. д.), выстраивания системы классов, единообразия языка. В связи с этим дальнейшая работа с понятиями будет осуществляться в рамках онтологической модели предметной области.
Главный концепт «социальный потенциал детства в регионе» мы дробим на составляющие — регион, детство, социальный потенциал и определяем сопутствующие категории — надклассы и подклассы. В результате у нас возникают иерархические цепочки «общество — государство — страна — регион» и «ребенок — человек — семья — общество».
Отношения между классами мы описываем глаголами «является частью», «имеет», «наследует признаки». Отношение «имеет» указывает, что концепт имеет соответствующие характеристики. «Является частью» означает включение данного элемента (как специфического или одного из многих) в класс более высокого порядка. Отношение «наследует признаки» означает смежность концептов, частичное или полное заимствование функциональности.
Государство как форма организации общества обладает возможностями, заложенными в подсистемах жизнеобеспечения его существования: законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, подсистеме охраны общественного порядка и государственной безопасности. Страна, с одной стороны, как территориально-политическое образование «наследует» признаки государства, а с другой стороны, как общность людей — признаки общества. Страны характеризуются своими природно-климатическими условиями, религиозными, национально-культурными особенностями, внутренней политикой, экономикой и идеологией. Регионы (в нашем случае субъекты Российской Федерации), будучи частью страны, имеют аналогичный перечень условий существования и систем жизнеобеспечения, но проявляют их в соответствии со своей территориальной, ресурсной, инфраструктурной спецификой.
Существующие потенциалы государства как формы управления обществом и надсистемы для региона оказывают непосредственное влияние на социальный потенциал региона и опосредованно влияют на социальный потенциал детства в регионе, предоставляя ресурсы для его развития или продуцируя социальные риски детства.
Другая линия концептов выстраивается с включением «ребенка». «Взрослый» и «ребенок» наследуют признаки «человека» как родового понятия, отражающего общие черты человеческого рода. Совокупность людей образует население разных территориальных единиц региона — городов, поселков, районов и прочих населенных пунктов. Общество включает разные формы объединения людей — социальные общности, социальные группы, социальные организации. Базовая онтологическая модель «Социальный потенциал детства в регионе» представлена на рис. 2.
Таким образом, построенная онтологическая модель «Социальный потенциал детства в регионе» поможет получить ответы на ряд вопросов: «Что включает социальный потенциал детства в регионе (смысловая нагрузка понятия)?», «Какие особенности региона влияют на социальный потенциал детства?», «Какие ресурсы можно использовать для воспроизводства и развития социального потенциала детства в регионе?», «Где искать скрытые резервы для развития социального потенциала детства в регионе?».
В представленной модели отображена структура основных сущностей/концептов предметной области, выстроенных в иерархическом порядке. В ходе исследования модель будет уточняться и корректироваться. В процессе построения второй (онтологической) модели были разрешены противоречия первой (концептуальной) модели. Во-первых, была расширена шкала понятий, связывающих ребенка и общество. Во-вторых, были отобраны понятия, лежащие в одной плоскости. В ходе моделирования пришлось отказаться от темпоральных концептов «младенчество», «дошкольное детство», «зрелость» и т. д. В-третьих, был минимизирован набор лексем, описывающих отношения между концептами. Остались три отношения: наследования, обобщения и включения.
Построение концептуальной карты и онтологической модели предметной области помогло осмыслить сущность ключевого концепта. Под социальным потенциалом детства в регионе мы будем понимать совокупность ресурсов, резервов и возможностей детей как особой социально-демографической общности, проживающих на территории какого-либо региона (субъекта Российской Федерации), реализующихся под воздействием внешних и внутренних факторов, направленных на достижение качественного состояния детства в области здоровья, образования и духовно-нравственного развития, формирование необходимого набора стартовых ресурсов для выхода во взрослую жизнь.
Целью следующего этапа работы является характеристика текущего состояния системы «социальный потенциал детства в регионе», для достижения которой будут выделены качественные и количественные индикаторы оценки состояния подсистем. Количественные индикаторы базируются на материалах региональной и федеральной статистики, источниками качественных индикаторов будут служить экспертные оценки, данные, полученные в ходе анкетирования и интервьюирования жителей какого-либо региона — детей и взрослых.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 16-36-60041).
2 См.: Gruber T.R. A translation approach to portable ontology specifications. URL: http://citeseer.ist.psu.edu/viewdoc/summary?doi=10.1.1.101.7493 (дата обращения: 26.02.2016).
3 См.: Овдей О.М., Проскудина Г.Ю. Обзор инструментов инженерии онтологий / / Электрон. б-ки. 2004. № 4. С. 1—16. URL: http: //elibrary. ru/item.asp?id=9118522 (дата обращения: 28.04.2016).
4 См.: Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ре д.-координатор Г. В. Осипов; Ин-т соц.-политич. исслед. РАН: Ин-т социологии РАН. М.: ИНФРА*М-НОРМА, 1998. С. 254.
5 См.: Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В.Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 689—690.
6 См.: Дергало А.А., Ульяновский В.И. Социальное пространство и потенциал региона // Северное регионоведение в современной регионологии: моногр. / отв. ред. Ю.Ф. Лукин. Архангельск: Высш. шк. делового администрирования ИУППК ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. С. 139—173. URL: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/_doc/mba/nr/intcon.pdf (дата обращения: 28.03.2016).
7 См.: Штырбул С.А. Социальный капитал и социальный потенциал: субъекты и функции: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. 27 с. URL: http://www.econ.msu.rU/cmt2/lib/a/1731/file/Shturbul.pdf (дата обращения: 28.03.2016).
8 См.: Березутский Ю.В. Социальный потенциал молодежи как фактор социально-экономического развития молодежи: социологический анализ: автореф. дис. . канд. соц. наук. М., 2002. 27 с.
9 См.: Филиппов В.Э. Социальный потенциал современной молодежи в условиях модернизации российского общества: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 23 с. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=15864447 (дата обращения: 28.03.2016).
10 См.: Овинова Ю.В. Стартовый потенциал детства в современном российском обществе: автореф. дис. . канд. социол. наук. Саратов, 1998. 19 с.
11 См.: Construct, Navigate, Share and Criticize. URL: http://cmap.ihmc. us/cmaptools (дата обращения: 18.02.2016).
A. G. FILIPOVA, A. V. ESKOVA. SOCIAL POTENTIAL OF CHILDHOOD IN A REGION: BUILDING THE TOPICAL AREA ONTOLOGY
Key words: region, social potential, childhood, ontological model, conceptual map
Abstract. The paper considers the social potential of childhood in a region, which is defined as a set of resources, reserves and capabilities of children as a special socio-demographic community living within the territory of a region (of a subject of the Russian Federation). A conceptual map and the underlying ontological model of the topical area are presented.
Synopsis. Introduction: present-day childhood is affected by many risks. Regional inequality, as a difference in socio-economic development, infrastructure support, geographical location, etc., has become an additional risk. This made it necessary to build and manage the system named “Social Potential of Childhood in a Region”.
Materials and Methods: the chosen research method to study social potential of childhood in a region is the method of ontological modeling. The bases for building the topical area of “Social Potential of Childhood in a Region” are the following three types of sources: dictionary entries, research papers and dissertation synopses.
Results: for data visualization and uniformity of interpretation of concepts by experts, for example, the authors draw a conceptual map of the topical area which includes such concepts as: “resources”, “potential”, “human potential”, “social capital”, “social potential of the region”, “social potential of childhood”, “quality of childhood”, “social inequality of childhood”, etc. On the basis of the concept map, the ontology of the topical area was built, which includes a hierarchical chain of “society — state — country — region” and “child — person — family — society”. Relations between the concepts are described with such verbs as “is (part of)”, “has” and “inherits (signs)”.
Discussion and Conclusions: the built ontological model reveals the meaning of the key concept of “Social Potential of Childhood in a Region”, helps to identify resources for reproduction and development of childhood in a region, as well as the hidden reserves on the micro- (family, child), meso- (region, settlement) and macro-social (country) levels. It is planned to determine the qualitative and quantitative indicators to evaluate the state of the system.
REFERENCES
1 Rabota vypolnena pri finansovoj podderzhke granta RFFI (proekt № 16-36-60041) [The work was carried out with financial support from the Russian Foundation for Fundamental Research (Project No. 16-36-60041)].
2 Gruber TR. A translation approach to portable ontology specifications. Available from: http://citeseer.ist.psu.edu/viewdoc/summary?-doi=10.1.1.101.7493 (accessed 26.02.2016).
КОНФЕРЕНЦИИ. ВСТРЕЧИ. ДИСКУССИИ /
CONFERENCES. MEETINGS. DISCUSSIONS 149
3 Ovdey OM, Proskudina GJu. Obzor instrumental inzhenerii ontologij [Overview of the ontology engineering tools]. Jelektronnye biblioteki = Electronic libraries. 2004; 4:1—16. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=9118522 (accessed 28.04.2016). (In Russ.)
4 Sociologicheskij jenciklopedicheskij slovar’ [Sociological encyclopedic dictionary]. Moscow: INFRA*M-NORMA; 1998.
5 Jenciklopedicheskij sociologicheskij slovar’ [Encyclopedic sociological dictionary]. Moscow: The Institution of the Russian Academy of Sciences the Institute of Socio-Political Research RAS Publ; 1995.
6 Dergalo AA, Ul’janovskij VI. Social’noe prostranstvo i potencial regiona [Social space and capacity of the region]. Severnoe regionovedenie v sovremennoj regionologii = Northern region research in modern science about regions. Arkhangelsk: Higher school of business administration PSU of a name M.V. Lomonosova Publ.; 2005. Available from: http://narfu.ru/pomorsu.ru/ www.pomorsu.ru/_doc/mba/nr/intcon.pdf (accessed 28.03.2016). (In Russ.)
7 Shtyrbul SA. Social’nyj kapital i social’nyj potencial: sub#ekty i funkcii [Social capital and social potential: subjects and functions]. Moscow; 2010. 27 p. Available from: http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1731/file/Shturbul. pdf (accessed 28.03.2016). (In Russ.)
8 Berezutskiy JuV. Social’nyj potencial molodezhi kak faktor social’no-jekonomicheskogo razvitija molodezhi: sociologicheskij analiz [Social potential of the youth as a factor of socio-economic development of the youth: a sociological analysis]. Moscow; 2002. 27 p.
9 Filippov VE. Social’nyj potencial sovremennoj molodezhi v uslovijah modernizacii rossijskogo obshhestva: sociologicheskij analiz [Social potential of the present-day youth in the context of modernization of the Russian society: a sociological analysis]. Moscow; 2007. 23 p. Available from: http:// elibrary.ru/item.asp?id=15864447 (accessed 28.03.2016). (In Russ.)
10 Ovinova JuV. Startovyj potencial detstva v sovremennom rossijskom obshhestve [Starting potential of childhood in the modern Russian society]. Saratov; 1998. 19 p.
11 Construct, Navigate, Share and Criticize. Available from: http://cmap. ihmc.us/cmaptools (accessed 18.02.2016).
FILIPOVA Aleksandra Gennadievna, Doctor of Sociological Sciences, Professor at the De-partment of Social Sciences, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russian Federation).
ESKOVA Anna Vladimirovna, Candidate of Engineering Sciences, Head of the Department of Information Systems, Komsomolsk-on-Amur State Technical University (Komsomolsk-on-Amur, Russian Federation).
Поступила 04.05.2016.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0