Л. В. Шукшина. Влияние искусства на возникновение социальных иллюзий
Л. В. ШУКШИНА
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВАНА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ
ШУКШИНА Людмила Викторовна, докторант кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей Мордовского государственного университета.
Искусство многогранно, как душа человека, это богатейший мир прекрасных образов, полет фантазий, желание понять смысл жизни и человеческого бытия, концентрация творческих сил человека. Воплощенные в художественном произведении творческие переживания писателя, актера, режиссера, балетмейстера представляют собой реально действующую в огромных масштабах силу. Глубоко пережитое произведение искусства может произвести коренной переворот в жизненных взглядах человека, его системе ценностей, изменить его отношение к окружающему миру, создать свой собственный мир иллюзий, значительное место в котором отводится эмоциональным переживаниям человека, являющимся особым субъективным состоянием личности, выражающемся в форме переживаний, отношения к миру и ощущению себя в нем.
Современная наука насчитывает множество доказательств воздействия музыки на человека. Влияние это парадоксально, с одной стороны, воздействие музыки, как и любого вида искусства, избыточно, глобально по своему масштабу, глубине, широте, с другой — недостаточно, избирательно, факультативно, для того чтобы проявить себя безусловно. «Воздействие искусства в целом парадоксально по своему содержанию: искусство императивно и в то же время требует личностной активности; оно вызывает сильнейшие переживания, но одновременно избавляет от негативных последствий и переживаний»1. Данный парадокс находит отражение в искусстве и особо заострен в музыке.
Мы постоянно сталкиваемся с существованием у людей разных доминант. Каждый человек имеет свои пристрастия в отношении того или иного жанра, стиля. Доминанта есть результат наличия в структурах мозга прочно образовавшихся в течение жизни связей, которые, находясь обычно в «притушенном» состоянии, ярко вспыхивают при определенных условиях, например, при чтении любимой книги, прослушивании музыки, что влияет на возникновение социальных иллюзий.
Тот или иной вид искусства стремится передать зрителю замысел и переживания художника. Мерой, выражающей действительно хорошее искусство, по-видимому, является та степень силы эмоционального переживания, которое оно способно вызвать у зрителя, так как эмоции — это основа эстетического восприятия, без них нет искусства2. Эмоциональное восприятие произведений искусства является сокровенным, личным, интимным процессом, протекающим в глубине сознания человека, и трудно фиксируемым при наблюдении. Наслаждение, получаемое от художественных произведений — знакомое состояние для каждого человека. В чем же заключается тайна искусства, позволяющая человеку «попасть» в свой собственный мир иллюзий?
Духовный мир, выражающий сущность человека, является главным и наиболее интересным предметом искусства. Оно обладает магической притягательностью, выступает источником любования и наслаждения. Эмоционально воспринимая произведения искусства, человек вбирает в себя его рациональные и чувственные, неосознанные и лежащие на поверхности стороны. Эстетическое переживание представляет собой чувство, переполняющее человека, заставляющее его лучше разобраться в себе.
Люди общаются с произведениями искусства для того, чтобы получить позитивный заряд. В зависимости от степени овладения «языками искусства» они получают удовольствие от фильмов А. Тарковского или боевиков «бульварной» литературы или поэзии Е. Евтушенко и романов Ф. М. Достоевского, от анатомической живописи Леонардо да Винчи, или пространственных произведений К. Малевича, музыки Баха в концертном зале или аудиокассеты любимой рок-группы. Что же влияет на степень эмоционального переживания, испытываемого человеком при восприятии произведений искусства?
При удовлетворении эстетических потребностей имеет место сопоставление воспринимаемых явлений с представлениями о них, имеющимися в сознании человека и сформировавшимися под влиянием жизненного опыта3. Следовательно, эмоциональность восприятия зависит не только от раздражителя (того или иного произведения искусства), но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, ухо само по себе, а конкретный человек, поэтому всегда в той или иной мере сказываются особенности личности, ее отношение к искусству, потребности, интересы, ценности, устремления, желания и чувства.
Исходя из того, что восприятие художественных произведений многозначно, П. М. Якобсон сделал вывод: «Из всего этого вытекает серьезное следствие, которое имеет отношение как к восприятию в целом, так и к художественному восприятию в частности. Оно заключается в том, что в зависимости от характера нашего жизненного опыта, знаний, интереса, наше восприятие при разглядывании объектов может быть более или менее углубленным при одинаковой длительности знакомства с ними, может лучше или хуже вскрывать существенные их свойства»4.
Зависимость эмоциональности восприятия продуктов творчества от содержания психической жизни человека, особенностей его личности носит название апперцепции5. У А. А. Потебни имеется достаточно разработанное значение этого понятия. Он утверждает, что всякий раз что-то меняется в самой мысли, когда она входит в сознание. Апперцепция предполагает отождествление свойств объясняющего (человек, рассматривающий картину) и свойств объясняемого (качество самой картины). Таким образом, механизм апперцепции раскрывает роль объективных и субъективных факторов в процессе эмоционального прочтения произведений искусства.
Эмоциональное восприятие является активным процессом, использующим информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы о смысле произведений искусства, причем характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности, имеющимися проблемами на сегодняшний день.
Наше восприятие, согласно П. М. Якобсону, никогда не бывает «чистым», выключенным из жизненной практики6. Таким образом, при эмоциональном восприятии произведений искусства активизируются следы прошлых восприятий личного опыта. Поэтому естественно, что одна и та же картина или спектакль могут восприниматься и воспроизводиться по-разному разными людьми. Восприятие произведений искусства зависит от прошлого опыта субъекта, из чего следует, что чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем насыщенней, экспрессивней его восприятие, тем глубже он проникает в картину, спектакль, фильм, тем больше социальных иллюзий у него может возникнуть.
Существенным фактором, влияющим на возникновение социальных иллюзий при просмотре произведений искусства, является установка человека. Установка — это оценка людей, предметов и идей. Человек не просто равнодушно воспринимает те или иные продукты творчества, он постоянно оценивает все то, что видит. По мнению М. Смита, в структуру установки входят три компонента. А именно, установки на основе аффективного компонента, который состоит из эмоциональной оценки человеком произведений искусства, выявление чувства симпатии или антипатии к нему. Второй составной частью установки является когнитивный компонент. Он включает мысли и представления о воспринимаемом продукте творчества. В поведенческий компонент установки входят действия субъекта7.
Социальные иллюзии во многом определяются не только характером воздействия произведения искусства, например музыки, но и ее социокультурными функциями, а также мерой, качеством такого воздействия. Необходимо оптимальное «поле» художественного, музыкального воздействия на человека и такое воздействие происходит в социуме постоянно.
Музыка предполагает в себе сочетание рефлексивности и коммуникативности. Так респонденты, участвующие в эксперименте по методике свободной ассоциации, говоря о музыке, фактически говорят о самих себе. При этом определенную роль играют отношения к услышанной музыке, музыке вообще.
В 2007—2008 гг. нами проведено исследование воздействия музыки на человека и ее влияния на возникновение социальных иллюзий. Испытуемые (студенты специальности «Психология» и «История») должны были выразить свое отношение к услышанным произведениям, описать свое состояние. Для прослушивания были использованы «Лунная соната» Бетховена и популярная музыка — СHER «Believe».
В начале эксперимента 78,3 % студентов испытывали положительные эмоции; 17,4 % — отрицательные и 4,3 % чувствовали себя индифферентно. При положительном самочувствии ребята испытывали интерес (43,5 %), радость (52,2 %), стыд (4,3 %). Находясь в негативном состоянии испытуемые чувствовали горе (8,7 %), отвращение (8,7 %). Индифферентное отношение к действительности было связано с такими эмоциями, как радость и страх (4,3 %).
После прослушивания классической композиции у 8,7 % испытуемых самочувствие значительно улучшилось, у 21,7 % обнаружилось незначительное улучшение, у 26 % самочувствие ухудшилось, 21,7 % испытуемых почувствовали незначительное эмоциональное ухудшение. У 21,7 % от всех обследуемых эмоциональное состояние осталось неизменным. Качественный анализ полученных результатов показал, что можно констатировать сильные изменения в спектре эмоций. У 4,3 % испытуемых эмоция интереса изменилась на радость; у стольких же наблюдались обратные изменения; у 4,3 % студентов радость и страх обратились в горе и вину; у 4,3 % интерес и радость сменились на удивление и вину; у 4,3 % радость превратилась в горе; у 4,3 % интерес в удивление; у 4,3 % отвращение в горе. Так же можно отметить тот факт, что у 4,3 % испытуемых, которые после первого обследования обнаружили спектр (интерес, радость, стыд одновременно), после прослушивания «Лунной сонаты» Бетховена эмоциональное состояние радости пропало из спектра, оставив лишь интерес и вину. Из данных обследования можно сделать вывод о том, что классическое произведение искусства вызывает количественные изменения эмоций и качественные, что приводит к смене одних эмоций другими. Это говорит о том, что классическая музыка «заставляет» человека задуматься, рефлексировать, изменить отношение к сложившемуся, ситуации, расширить свой спектр эмоций.
Прослушав эстрадную композицию, 30,4 % испытуемых почувствовали незначительное улучшение самочувствия, у 21,7 % значительно приподнялось настроение, столько же участников эксперимента ощутили незначительное ухудшение самочувствия, а 8,7 % — значительное, индифферентное отношение в количественном аспекте продемонстрировало 17,4 % испытуемых.
При качественном анализе выявились широкие изменения в спектре эмоций. У 21,7 % интерес обратился в радость; у 4,3 % произошла обратная смена эмоций; у 4,3 % отвращение перешло в интерес и вину; у 4,3 % обследуемых к первоначальной эмоции горя прибавилась радость, столько же испытали интерес, в свою очередь у 4,3 % сменилось горе на радость, удивление на радость, и интерес и стыд на радость; у 4,3 % испытуемых к эмоции радости добавилось удивление и др. Самая глубокая смена эмоций произошла у 4,3 % обследуемых, где горе и вина обратились в интерес, радость, удивление и презрение. Проанализировав данный спектр эмоций можно выявить доминирующее состояние радости у 69,6 % испытуемых при прослушивании композиции CHER «Believe». Этот факт говорит о том, что веселая эстрадная композиция сглаживает предшествующие отрицательные эмоции и меняет состояние с отрицательного на положительное. Общее количество студентов, которые испытали улучшение самочувствия после прослушивания ими популярной композиции, составляет 52,1 %, у 30,4 % испытуемых — самочувствие изменилось в сторону ухудшения, появились отрицательные эмоции. Сравнивая полученные результаты с показателями, которые получились в процессе восприятия классического произведения искусства (30,4 % испытуемых ухудшилось самочувствие, у 47,7 % — улучшилось), можно сделать вывод о том, что восприятие классических художественных жанров вызывает более широкий спектр эмоций, в том числе и отрицательных. Это не означает негативного отношения к такому творчеству, а показывает, что восприятие классики вызывает более сложные и дифференцированные переживания, обладает большей силой эмоционального воздействия на аудиторию.
Данные количественной обработки позволяют говорить о доминировании отрицательных эмоций при прослушивании классического произведения искусства и преобладании положительного настроя при восприятии популярной музыки.
Качественный анализ показывает, что при прослушивании классической композиции обследуемые испытали спектр эмоций, обусловленных разными причинами. Отрицательные эмоции связаны с печальными, трагичными воспоминаниями прошлого, студенты на эмоциональном уровне возвращаются к школьному периоду и разочарованиям, постигшим их. Многие желают вернуться на много лет назад и сделать то, что не удалось раньше. Данная композиция затрагивает «не затянувшиеся раны» первой любви и разрыва с близкими друзьями. У ряда испытуемых подобная мелодия ассоциируется с осенней промозглой погодой и непреодолимым желанием вернуть теплые летние дни. Прослушивая классическую композицию, студенты «пропустили сквозь себя» состояния вины, грусти, разочарования, небольшого страха, волнения, смятения, уныния, неуверенности, раскаяния, опустошенности, одиночества, замешательства, задумчивости, скорби, «внутреннего крика». У одного из испытуемых в сознании возник образ бабочки, попавшей в паутину и всеми силами пытающейся вырваться из нее. Эта картина разворачивалась на фоне маленького окна, сквозь которое льется свет.
Многие испытуемые, воспринимая классическую музыку «наполнились» положительными эмоциями радости, легкости, спокойствия. Ряд студентов вспоминали фееричные моменты прошлой жизни, другие, прослушав «Лунную сонату» Бетховена, испытали готовность к чему-то новому и позитивному. У испытуемых возникло желание очутиться на море под солнечными лучами, увидеть улыбки близких друзей. У одного из испытуемых прослеживается ассоциация музыкального произведения с танцем: «представлялись мужчина и женщина, танцующие под эту музыку на пустой сцене в полутьме». Другую студентку композиция Бетховена вдохновила на замысел танца, который она назвала «Белое и черное».
Амбивалентные эмоции при восприятии классического произведения вызваны сменой ритма композиции, что «воскрешает» спектр ощущений разной модальности. Разный заряд эмоций связан с воспоминанием о прошлой любви: всем положительным, что с нею связано и не стихшей болью разлуки. Индифферентное отношение к «Лунной сонате» Бетховена связано с тем, что мысли испытуемых на момент прослушивания композиции находились вдали от происходящего, и музыка была лишь фоном. Из этих фактов видно, что классическое произведение вызывает рефлексию испытуемых, побуждает к самоанализу, заставляет задуматься над прошлыми ошибками и вдохновляет на коррекцию своего поведения.
Можно сделать вывод о том, что отрицательные эмоции, доминирующие при прослушивании классического произведения, не связаны с негативным отношением к нему, а вызваны глубиной проникновения музыки во внутренний мир личности, с переживаниями, которые оно воскресило и взбудоражило: первая любовь, разлука с близкими людьми, былые разочарования и обиды, невозможность вернуться в прошлое и исправить совершенные ошибки. Все то, что причинило раньше столько боли и, казалось, ушло в прошлое и стихло, вновь оказалось так близко и актуально. Данный факт говорит о том, что классическая композиция глубока и проникновенна, она вызывает широкий спектр эмоций, воспоминаний, ассоциаций, а также раскрывает креативные стороны личности, подталкивая к созданию новых произведений искусства: будь то танец или образ попавшей в паутину бабочки. Эмоции, ассоциации, переживания, вызванные «Лунной сонатой», находятся в разных плоскостях и затрагивают разные аспекты человеческой жизни, что свидетельствует об универсальности классической композиции.
Эстрадная музыка в большинстве случаев вызвала положительные эмоции у испытуемых, они связаны с мажорностью, динамичностью композиции. Данная мелодия ассоциативно связана у студентов с дискотекой, танцами, движением, отдыхом, солнцем. Студенты выявили взаимосвязь этой музыки с испанскими ритмами, что вызывало взрыв эмоций, желание веселиться и улыбаться всему миру. Мелодия напоминала о любви и друзьях, лете и пляже. Композиция легкая, не отличающаяся глубиной и драматизмом, с этим и связано состояние радости, которое являлось доминирующим у испытуемых при прослушивании. Этот же аргумент является решающим при индифферентной оценке эстрадной композиции. Студенты посчитали ее лишенной глубины и чувств, по их мнению, мелодия способна вызвать лишь легкие впечатления и не более того.
Амбивалентные эмоции при прослушивании эстрадной композиции связаны с воспоминаниями о любви, «чувством удивления» и одновременно радости, встречей с человеком, которого давно не видел и которого очень любишь. Случайный взгляд, сердце бьется часто, душа поет, счастье. И, не сказав, друг другу ни слова, они проходят мимо. Боль. Тоска. Чувство потери — таковы основные высказывания после прослушивания композиции.
Исследование подтвердило очевидность влияния музыки на человека и создания под ее влиянием разного рода социальных иллюзий. Выяснилось, что в процессе прослушивания рождается особая эмоция «художественного сопереживаниясамому себе», в результате чего происходит анализ и переоценка личностного опыта8, желание понять себя, осмыслить свои связи и взаимоотношения с людьми, окружающим миром. Такое осмысление возможно лишь тогда, когда человек «переносится», «уходит» из реального мира в мир грез и иллюзий, посредством которых он воспринимает и осознает все шире и возвышенней. Иными словами, мы полагаем, что посредством музыки (и искусства в целом) человек получает именно то, чего он ждет и чего он ищет.
Музыка, искусство способны влиять на психоэмоциональное состояние человека, изменять его самоощущения, духовные перспективы, внутренний взгляд на настоящее, прошлое и/или будущее. Такое изменение возможно как в процессе текущего воздействия произведения искусства, так и отсроченное во времени. Однако можно выделить парадокс в воздействии произведения искусства на человека. Так, с одной стороны возможности художественных произведений, искусства — очень велики, с другой стороны — сложность человеческого мировосприятия, понимания жизни, ее переживания несоизмерима с теми возможностями, которые дает искусство. Однако особенность искусства заключается еще и в том, что понять, истолковать, «вычерпать» до конца смысл того или иного художественного произведения невозможно. И оно вновь и вновь притягивает к себе.
Поэтому следует выделять эмоциональную рефлексию, тесно связанную с самоощущением личности, ее желанием решить те или иные проблемы9. Именно искусство посредством погружения в несуществующую реальность, т. е. иллюзию, выступает объяснительным принципом для понимания сложного противоречивого мира и его проблем. Результатом такого взаимодействия может быть смысловое содержание и по отношению к произведению искусства и по отношению к личности человека, решению его проблем.
Тот факт, что человек под влиянием искусства, в частности музыки, может испытывать сильнейшие потрясения, свидетельствует о мифологической составляющей этих феноменов. В традиционных культурах музыка и искусство в целом — есть часть единого сакрального мифа, определяющего многие стороны жизни общества. Вероятно, отсюда берет свое начало миф о великой силе искусства, оказывающего влияние на все живое. Выступая посредником в общении с другими реальностями, разные виды искусства приобретают некоторые свойства этих реальностей и даже способны объяснить мироустроение общественной и душевной жизни. Не случайно П. Флоренский назвал музыку «формулой мировой жизни»10.
Архетипическая константа прочно встроилась в культурное сознание современного человека. Становится очевидным, что чем большее культурное пространство он освоил, тем больше убежденность в том, что разные виды искусства способны выводить человека в сферу духовного и тем сильнее неосознанное ожидание чуда духовного преображения, вера в невозможное и в свои возможности при решении тех или иных проблем. Миф о великой силе искусства (музыки, живописи) укоренен в социокультурном пространстве очень глубоко, он стал частью реальности. Как и положено мифу, в нем должное тесно переплетается с возможным, которые становятся неразделимыми, предопределяя тем самым возникновение иллюзий и их воздействие на человека. Это воздействие включает в себя элементы таинства и тайны, которые способны помочь человеку не только посетить иные реальности, но и возвратить человека к самому себе, в сферу собственно человеческого существования во всем богатстве его драматизма и совершенства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Старчеус М. С. Тайны и мифы эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Мир психологии. 2002. ¹ 4. С. 117.
2 См.: Воронин Л. Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся 9—10 кл. М., 1994.
3 См.: Левшина И. С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983.
4 Там же. С. 25.
5 См.: Перспективы социальной психологии. М., 2001. С. 22.
6 См.: Левшина И. С. Указ. соч.
7 См.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений. М., 2002. С. 12.
8 Старчеус М. С. Мифы и тайны. С. 124.
9 См.: Берхин Н. Специфика искусства (психологический аспект). М., 1984. 10 Там же. С. 126.
Поступила 03.07.08.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0