Э. З. Феизов. Психика и физика
Э. З. Феизов
Психика и физика
Э. З. Феизов, заведующий кафедрой философии и методологии науки Чувашского государственного университета, д. ф. н., профессор
Анализ содержания «материализма и эмпириокритицизма» В. И. Ленина обусловливает вопрос «Как может быть обеспечен материалистический монизм, когда предметом обсуждения является реальность, вынесенная философами за рамки материального мира?». Сознание входит в материальный мир вместе с мозгом как способ репрезентации окружающей среды на «экранах» мозга. В сущности есть только нейроотражение, скрывающееся за «дымовой завесой» самонаблюдения.
Парадоксальность связи идеального с материальным мозгом, фиксируемая на уровне видимости и кажимости, вероятно, объясняется отсутствием в наших знаниях тех недостающих звеньев, которые элиминированы в интроспекции. Ими являются такие особенности нейроотражения, как упорядоченность, композиция, структура.
Очевидно, что материальный орган сознания — это «серое вещество». Однако как часть вселенной «серое вещество» должно быть средоточием всех форм физических взаимодействий. Что касается гравитационных и электромагнитных взаимодействий, то их присутствие в функциях мозга не вызывает сомнения. Разумеется, что мозг и сознание — не одно и то же. В этой связи было бы большой ошибкой сводить сознание ко всему физическому, из чего состоит мозг. В то же время, как бы мы ни расчленяли мозг и сознание, относя их к разным несовместимым реальностям, всеобщая взаимосвязь, гармония вселенной внушают нам идею размытости границ между ними.
Фундаментальным свойством сознания является отраженная упорядоченность, «замкнутая» в пространстве мозга. Какими бы надежными средствами ни был защищен мозг от внешних несенсорных помех, он так или иначе находится внутри системы энерго-информационного обмена с космосом. Мозг питается главным образом информацией, т. е. упорядоченностью, поступающей из внешнего мира по самым разным каналам связи.
Психический мир, данный субъекту в его самонаблюдении можно представить как макроскопическую проекцию микромира квантовых процессов. Старая идея о внепрост-ранственности сознания (психики) основана на недоразумениях методологического порядка. Для внутреннего наблюдателя «пространство» сознания является неэвклидовым. Такое поле сознания напоминает эйнштейновское (риманово) пространство. Гравитационное поле универсально. Не исключается его особое присутствие в сфере сознания. Имеется большое сходство между невещественностью сознания и невещественностью гравитационного поля. Искривленное пространство-время не может быть адекватно представлено в интроспекции. Пространственно-временное поведение поля тяготения вокруг некоторой массы производит впечатление, аналогичное тому, что происходит в сфере сознания. Наши мысли «привязаны» к структуре мозга. Но эта связь является довольно странной. Мысли ведут себя так, как если бы они не имели какой-либо зависимости от структуры своего материального субстрата. Так же как и гравитационные волны, мысли представляют собой «рябь», движущуюся над поверхностью воды. В мозгу движутся и интерферируются друг с другом структуры, построенные из самих же «волн». Пространственно-временные паттерны биоэлектрических колебаний представляют собой лишь макроскопические проявления поведения мозга. Суперпозиция впечатлений, тоннельные эффекты в творческом мышлении — обычные явления в субъективном мире человека. Старые механистические представления о мире, основанные на строгом рационализме, справедливо подвергаются натиску со стороны тех достижений физики, которые кажутся странными и лишенными смысла. Они вводят нас в таинственный «потусторонний» мир, мир парадоксов. Настанет время, когда глубинные особенности человеческой психики будут экстраполированы на понимание сути физической Вселенной и ее эволюции.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0