В. Г. Новиков. Самоуправление и соуправление как факторы развития социальной активности студентов в образовательном учреждении
В. Г. НОВИКОВ
САМОУПРАВЛЕНИЕ И СОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
НОВИКОВ Владимир Геннадиевич, проректор по научной работе, общественным связям и международному сотрудничеству Российского государственного аграрного заочного университета, кандидат экономических наук, профессор.
Предоставление современному студенчеству роли субъекта управления в традиционном понимании соотносится с такой формой организационно-управленческих отношений как самоуправление. Однако говорить сегодня о студенческом самоуправлении в собственном смысле слова не представляется возможным в силу объективных и субъективных причин. Среди них можно отметить значительную социальную инертность обучающейся молодежи, достаточно устойчивые патерналистские ориентации студенчества, отсутствие должной мотивации социальной ответственности за качество своего обучения.
Содержание этого понятия в научной литературе пока еще не раскрыто в достаточной степени. «Самоуправление — институт государственного права. Как указывает само словообразование, оно обозначает управление каким-либо кругом дел самими заинтересованными гражданами...»1. Необходимость введения самоуправления в образовательный процесс была осознана в XIX в. Но если говорить об университетской автономии вообще, то идеи самоуправления появились практически с момента основания первых европейских высших учебных заведений. Самоуправление характеризуется как способ организации жизнедеятельности членов воспитательного коллектива; метод самоорганизации коллектива, способа включения в управленческую деятельность2; средство воспитания личности, фактор ее всестороннего развития; принципы организации коллектива; средство достижения каких-либо целей (повышения качества обучения, поддержка становления ученического самоуправления и т. д.3
Предпринимались попытки зафиксировать связь между самоуправлением и управлением, поскольку, как правило, их оценивали как не взаимосвязанные процессы. В частности, еще Н. К. Крупская считала, что нельзя школьное самоуправление смешивать с управлением школой. Это две совершенно разные вещи, так как «управление учебным заведение является компонентом общей системы государственного управления, а ученическое самоуправление — разновидность общественного»4.
Можно согласиться с исследователями, считающими самоуправление составной частью управления, развивающегося в рамках управления образовательным учреждением5. Самоуправление таким образом выступает как результат специально организуемого педагогического руководства. Но в таком случае получается, что организация, координация студенческого самоуправления во многом зависят от администрации учебного заведения.
Основная идея самоуправления заключается в передаче определенных управленческих функций студенчеству. Однако отсутствие должного уровня управленческой компетенции, необходимой социальной ответственности, несоблюдение принципов руководства, гармонизации целей и т. п. позволяют сделать предположение о не высокой степени эффективности самоуправления в студенческой среде в собственном смысле слова.
Соуправление как форма организационно-управленческих отношений позволяет сгладить обозначенные противоречия. Это понятие отражает необходимую, желательную и востребованную сегодня форму взаимодействия всех участников образовательного процесса. В этом случае студенческое со-управление можно рассматривать как тип организационно-управленческих отношений, основанный на включении всех участников системы образования в управленческий процесс, путем делегирования полномочий в соответствии с уровнем компетентности. Такой способ организации деятельности будет выступать фактором развития системы социальных отношений на принципах социального партнерства. При этом важно отметить, что студенческое соуправление, выступающее как механизм достижения гармоничного взаимодействия административного управления и самоуправления (индивидуального и коллективного уровня) обеспечивает поддержание баланса в образовательной системе между стимулированием обучения, с одной стороны, и противодействием учащихся к своему обучению и личностному развитию — с другой.
Представляется, что соуправление следует рассматривать как фактор социального становления человека. Возможность участия в соуправлении учебным заведением на различных его уровнях позволяет более эффективно интегрироваться личности с малой группой и коллективом в целом. Это стимулирует ее социальную активность.
Понятие «соуправление» применительно к сфере образования можно определить как процесс организационно-управленческих отношений, обеспечивающих развитие образовательной деятельности, путем соединения субъекта и объекта управления на основе добровольного делегирования полномочий. Из этого следует, что соуправление соединяет взаимосогласованные и дополняющие друг друга функции формального и неформального управления.
Таким образом, суть студенческого соуправления состоит в добровольной передаче администрацией учебного заведения субъектных, управленческих функций объекту управления, т. е. студентам, а также в способности объекта к самодвижению, саморазвитию, самодеятельности и трансформации его, тем самым в субъект управления социальной системой за счет включения в совместную деятельность. Иными словами, это процесс развития социальных отношений, основанный на принципах добровольности и партнерства, так как часть управленческих полномочий делегируется студенчеству. За обсуждаемые, принимаемые и реализуемые задания студенчество должно нести свою долю ответственности. Социальные отношения в вузе в таких условиях будут стимулировать прозрачность и открытость принятия решений.
В этом случае цель соуправления — развитие социальных навыков управления, создание оптимальных условий для творческой самоактуализации и роста профессионального, организаторского мастерства, реализация академических прав студентов.
Соуправление выполняет ряд традиционных (информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную, мобилизационную), а также дополнительных (социализирующую, организационно-практическую, восполнения или компенсации, инновационную) функций. Таким образом, соуправление носит многофункциональный характер и служит целью оптимизации образовательных взаимодействий в учебном заведении.
В процессе соуправления (в отличие от самоуправления) происходит реализация таких принципов управления, которые влияют как на эффективность процесса управления, так и деятельности организации в целом.
Реализация принципов руководства по целям, гармонизации целей, единства руководства и делегирования полномочий выступает гарантией эффективного соуправления как формы организационно-управленческих отношений, как совместной деятельности по управлению образовательным учреждением. Особенностью этой деятельность являются наличие для участников единой цели и общей мотивации; разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками; объединение индивидов, индивидуальной деятельности и согласованное их выполнение; общие конечные результаты; единое социальное пространство.
В совместной деятельности, в зависимости от реализуемой организационно-управленческой формы, можно выделить несколько стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам: содействие, противодействие, уклонение. Выбор стратегии поведения студенческой общностью во многом зависит от особенностей организационной структуры, сложившейся в учебном заведении. В значительной мере этот выбор обусловлен и руководителями. Факторами, влияющими на выбор стратегии поведения, выступают стиль руководства, качество налаженных руководством связей, уважение, которым пользуются руководители, их личностные качества, степень доверия, которыми они пользуются6. Все это влияет на морально-психологическое состояние студенчества и профессорско-преподавательского состава.
Рассматривая соуправление как процесс, можно выделить в нем четыре этапа по степени вовлеченности студенчества в управленческие отношения: предварительный (первичный) этап, начальный, средний и высший. Переход от предварительного этапа развития соуправления к высшему связано с качественными изменениями мотивационной сферы студентов, характером выполняемой деятельности, структурой коллектива, улучшением взаимных отношений, обогащением соуправленческого опыта, совершенствованием системы ответственности студенчества за результаты своего труда.
Социальная ответственность предполагает свободу выбора и готовность давать отчет за свои действия. Ведущие условия формирования и развития социальной ответственности — свобода личности, возможность выбора линии поведения и образа мыслей. Социальную ответственность как качество личности необходимо рассматривать во взаимосвязи с социальной активностью. Следовательно, соуправление как форма развития организационно-управленческих отношений предоставляет возможность для развития социальной ответственности.
Соуправление выступает консолидирующим звеном общей цепи управленческих взаимодействий в учебном заведении как групповых, так и индивидуальных. Определяющими условиями эффективности, как считает Р. Кантер, выступают поддержание или стимулирование хорошего исполнения, когда необходимо позволить участвовать всем, кто чувствует себя компетентным; избегание поспешных действий и изучение множества вариантов; глубокий анализ проблем; сбалансированность или противопоставление чьих-либо интересов перед лицом необходимых изменений7. Наиболее важными условиями эффективности соуправления Э. Локе считает сопоставимые уровни компетентности участников, которые являются производной от оценки и опытности руководителя и подчиненного по отношению к задаче8. Т. Уолл выделяет функциональную взаимосвязанность отдельных работников и разнообразие индивидуальных навыков таким образом, чтобы каждый мог выполнять все или большую часть групповых задач, а также осуществлять обратную связь и оценку деятельности в терминах деятельности группы — это основное условие эффективности «соучастия в управлении»9. Причинами успешности «соучастия в управлении» Д. Денисон считает высокую степень включенности человека в рабочее окружение; акцент на координацию, как основной механизм планирования, решения проблем и принятия решений; способность группы людей в отличие от отдельного индивида лучше решать сложные многоступенчатые проблемы10.
По нашему мнению, условиями, обеспечивающими эффективность соуправления как организационно-управленческой формы управленческих отношений в вузе можно считать психологический климат, направляемый самими студентами; вовлечение студентов в совершенствование содержания и оптимизации учебного процесса; нейтрализация противоречий между формальными и неформальными структурами управления; поддержание атмосферы доброжелательности и уважения студента, стимулирующих развитие индивидуальности, творческой самоактуализации; функционирование обратной связи между участниками образовательного процесса; учет уровня компетентности студенчества, их «зрелости» по отношению к поставленной задаче; преобладание координации как вида социального управления над субординацией.
Вместе с тем на пути развития соуправления могут возникнуть препятствия: недостаточный уровень навыков студентов; нежелание руководителя делится властью с подчиненными; отсутствие достаточного количества времени, так как процедуры совместного принятия решений требуют времени, которое не всегда имеется в наличии; сложность задач; страх подчиненных сделать ошибку, неуверенность в своих силах; недостаток информации для правильного принятия решения; недостаток организационных стимулов для включения в систему участия и т. д.
Таким образом, самоуправление и соуправление — это процесс совместного формирования организационно-управленческих отношений в учебном заведении, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной деятельности, путем соединения субъекта и объекта управления, стимулирующих исполнение управленческих функций всеми участниками образовательного процесса на основе добровольного делегирования полномочий. В образовательном учреждении они определяют не только участие студента в управления организацией, но и выступают в качестве механизмов социализации: способствуют формированию политической культуры и социальных качеств студенчества.
Поэтому образовательные системы, где имеют место самоуправление и соуправление следует рассматривать как систему социального взаимодействия, где объекты наделяются субъектными функциями. Это позволяет рассматривать и фактор развития системы социальных отношений и социальной активности студентов в учреждениях образования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Энцикл. словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон. Т. 27. СПб., 1900. С. 239—242.
2 См.: Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М., 1983; Он же. Самоуправление школьников. М., 1983.
3 См.: Гордин Л. О. Школа инициативы и самостоятельности: из опыта работы школ г. Таганрога. М., 1974.
4 Крупская Н. К. Детское самоуправление в школе: Пед. соч. в 10 т. Т. 8. М., 1959. С. 31.
5 См.: Опалихин В. М. Развитие ученического самоуправления в школе (актуальные проблемы). М., 1987; Управление качеством образования: Практико-ориентированная моногр. и метод. пособие / Под ред. М. М Поташника. М., 2000.
6 Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ: В 2 т. Т. 2. М., 1981.С. 288.
7 Kanter R. M. Dilemmas of managing participation // Organizational dynamics. N. Y., 1982. Vol. 11. ¹ l. P. 5—27.
8 Locke E. A., Schweiger D. M., Latham C. P. Participation in decision making: when should it be used? // Organizational dynamics. N. Y., 1986. Vol. 14. ¹ 3. P. 65—79.
9 Wall T. D., Kemp N. J., Jackson P. R. Outcomes of autonomous workgroups: a long-term field experiment // Acad. of management j. Madison, 1986. Vol. 29. ¹ 2. P. 280—304.
10 Denison D. Bringing corporate culture to the bottom line // Organizational dynamics. N. Y., 1984. Vol. 13. ¹ 2. P. 6—16.
Поступила 12.09.08
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0