Е. В. Сибирская, Н. Н. Авакумова, О. А. Старцева. Системность регионального развития
Е. В. СИБИРСКАЯ Н. Н. АВАКУМОВА О. А. СТАРЦЕВА
СИСТЕМНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
СИБИРСКАЯ Елена Викторовна, проректор по научной работе, заведующая кафедрой коммерции Орловского государственного института экономики и торговли, доктор экономических наук, профессор.
АВАКУМОВА Наталия Николаевна, заведующая кафедрой экономики предприятия Орловского государственного института экономики и торговли, кандидат экономических наук, доцент.
СТАРЦЕВА Олеся Анатольевна, старший преподаватель кафедры коммерции Орловского государственного института экономики и торговли, кандидат экономических наук.
Ключевые слова: системность; региональное развитие; экономический рост; структура регионального хозяйства; технико-технологические возможности; экономическая эффективность
Key words: consistency; regional development; economic growth; regional economy structure; technical and technological possibilities; economic efficiency
Во многих российских регионах сложилась непростая и противоречивая социально-экономическая ситуация, усугубляемая энергетическими кризисами, неэффективным региональным управлением и т. п. Последнее часто становится первопричиной экономических и социальных потрясений. Активизация внимания к региональному управлению вызвана тем, что комплекс взаимосвязанных проблем и задач любой территории невозможно решить на каком-либо другом уровне. К числу таких относятся создание условий безопасного жизнеобеспечения населения, развитие социальной инфраструктуры и социальная защита населения, территориальное размещение производства, регулирование воспроизводственных процессов, комплексное социально-экономическое развитие территорий, рациональное использование природных ресурсов, поддержание экологического равновесия, территориальная бюджетная политика, регулирование финансовых потоков, структурная и инвестиционная политика на территории, территориальное управление государственным имуществом, развитие сельского хозяйства, приватизация государственного и муниципального имущества, регулирование отношений между муниципалитетами.
На региональном уровне эти проблемы решают органы управления, осуществляющие организацию, стимулирование, координацию, регулирование, контроль и оценку процессов, действий и мероприятий в соответствующих сферах функционирования регионального хозяйства. Ясно, что региональное управление процессами жизнедеятельности сообщества выходит за рамки собственно экономики и охватывает весь спектр общественных отношений, влияет на все слои населения вне зависимости от их встроенности в структуру воспроизводственного цикла. Разумеется, что экономические методы, факторы, ограничения во многом определяют пути, темпы и качество развития региона, однако их основной вектор, а главное — последствия имеют преимущественно социальный характер. Это значит, что социально-экономическое развитие всегда является экономическим по механизму реализации, но социальным по смыслу и целям.
При этом непосредственным объектом регионального управления становится совокупный потенциал региона (человеческие, производственные, научные, интеллектуальные, финансовые, инвестиционные и другие ресурсы и возможности их реализации), а основная часть управленческих решений принимается и осуществляется органами региональной власти и управления. Причем объемы, характер, масштабы, интенсивность управленческих воздействий в значительной мере обусловливаются территориальными условиями, особенностями, обстоятельствами, а также местными и исторически сложившимися традициями.
Принципиальными требованиями в реализации эффективного регионального управления выступает необходимость четкого установления целей, ориентиров и конкретных параметров изменения социально-экономической ситуации.
Сегодня по мере укрепления самостоятельности регионов активно формируется новая система региональных интересов и ответственности, которая прежде всего проявляется в потребности социальной стабильности и устойчивом характере воспроизводства экономического, природного и человеческого потенциалов. К наиболее существенным индикаторам региональных интересов следует отнести соответствие уровня и качества жизни населения государственным или общемировым стандартам; степень развития социальной и производственной инфраструктуры; увеличение финансовых ресурсов и бюджетных средств; рост отдачи от использования природных ресурсов; увеличение возможностей для полной занятости населения; рост деловой активности; развитие внутрирегиональных, межрегиональных хозяйственных связей и внешнеэкономических отношений; стабильность общественно-политической ситуации.
При решении проблем социально-экономического развития региона важно исходить из качественной оценки внутрирегиональных связей и отношений. Хозяйство региона — это взаимосвязанное функционирование отраслей, звеньев экономики, а также составляющих регион поселений (городов, сельских районов, поселков, деревень), каждое из которых имеет свою специфику и соответствующие органы управления. В связи с этим актуальным является знание протекающих социально-экономических процессов во всем их многообразии и динамике. Это обусловливает необходимость изучения, проработки и обоснования вопросов социально-экономического развития регионов во взаимосвязи по двум уровням управления: на уровне предприятий, районов, городов (микроуровень) и на уровне субъекта Федерации (мезоуровень).
Это приводит к очевидной целесообразности многогранного использования ключевых положений системного подхода. Как известно, идея системности предполагает возможность исследования большого класса сложноустроенных объектов и процессов с упором на выявление сущностных связей и отношений, имеющих место внутри рассматриваемой структуры и ее взаимозависимостей с внешней средой. Регион есть сложная саморазвивающаяся система. При этом следует исходить из предположения о том, что элементы системы являются достаточно целостными и самостоятельными единицами, а между ними устанавливаются определенные отношения и связи, в соответствии с которыми набор элементов превращается в новое целое, где каждый составной элемент оказывается связанным со всеми другими, и его свойства не могут быть поняты без учета этих связей1.
Весьма важно то обстоятельство, что каждая система как относительно самостоятельная целенаправленность противостоит внешней среде, окружению (или взаимодействует), в процессе чего система конструирует и проявляет свои свойства2. Это означает, что для каждой системы наряду с множеством имеющихся внутренних отношений и связей также присущи вполне определенные внешние связи и зависимости.
Регион представляет собой сложную социально-экономическую систему, в рамках которой формируется, функционирует и получает развитие многоаспектная совокупность связей и зависимостей между организациями, предприятиями, учреждениями, населением, социальными группами, органами управ-ления3. От состояния и развития этих связей, отношений и взаимодействия во многом зависит степень позитивности тех или иных социально-экономических процессов в регионе.
В условиях социально-экономических преобразований регион выступает важнейшим объектом управления, так как именно это звено народно-хозяйственного комплекса в большей степени обладает всеми основными признаками системы и в первую очередь свойствами единства, целостности, взаимосвязанности, взаимообусловленности всего находящегося в территориальном пространстве4. Однако следует помнить о том, что указанные свойства все же несколько относительны, поскольку некоторые регионы представляют собой не системы (в полном смысле этого слова), а скорее конгломератные образования, которые еще предстоит трансформировать в соответствующие системные формирования.
Системное региональное развитие предполагает обоснованные и четко организованные системоформирующие преобразования, в частности, достижение структурной сбалансированности, создание недостающих звеньев (элементов), расчленение и перегруппировка звеньев (элементов), ликвидация излишних и (или) мешающих звеньев, устранение деструктивности отдельных элементов, стимулирование внутрирегиональных и межрегиональных связей, формирование интеграционности, стремление к мультипликативному эффекту, социальная ориентация преобразований5.
При изучении региональных проблем и выявлении возможных путей развития следует понимать, что регионы, представляя собой взаимосвязанные звенья в народно-хозяйственной системе, в значительной степени отличаются друг от друга. Они различны по географическому положению, размерам занимаемой территории, природно-климатическим условиям, экономическому потенциалу, уровню развития отраслей промышленности и сельского хозяйства, состоянию производственной и социальной инфраструктуры, количеству предприятий и организаций, численности населения и его трудоспособной части, структуре собственности, налоговому потенциалу, научно-технической оснащенности, организационным структурам законодательной и исполнительной власти и многому другому. Поэтому есть смысл утверждать о наличии определенной специфики состояния, функционирования и развития конкретных регионов.
Сегодня все более очевидной становится потребность в создании специального механизма государственного регулирования, позволяющего сдерживать рост межрегиональных различий. Иначе будет продолжаться искажение региональной структуры национальной экономики. Это чревато рядом негативных последствий. Во-первых, периферийные регионы в связи со значительной отдаленностью теряют конкурентоспособность внутри страны и вместе с тем тяготеют к взаимодействию с граничащими зарубежными странами, причем большей частью по сырьевому сценарию, что ведет к ослаблению внутренних связей сырьевой обеспеченности отечественного производства. Во-вторых, возникший в последние годы мощный контур кругооборота финансового капитала, обособившегося от реального сектора, при отсутствии соответствующих ограничений и неконтролируемых приоритетов вполне способен заблокировать планируемые усилия по рационализации региональной структуры экономики. В-третьих, чрезмерная концентрация экономической
мощи в немногих регионах существенно изменяет характер межрегионального экономического взаимодействия. Проблемные и отсталые регионы постепенно выпадают из системы межрегионального обмена, все более становясь потребителями ресурсов, полуфабрикатов и готовых продуктов. Это приводит к появлению разрывов в экономическом пространстве, дезинтеграции национального воспроизводственного процесса. В-четвертых, происходящие изменения экономической среды в регионах (в частности, деловой активности, инвестиционной привлекательности) и связанное с этим перераспределение экономического потенциала и, соответственно, доходов ведут к еще большей региональной дифференциации, тем более что государственная политика перераспределения бюджетных средств для «выравнивания» не дает желаемых результатов.
Отмеченное диктует целесообразность осуществления иной политики формирования более эффективной региональной структуры российской экономики. Объективной основой создания новой модели отечественной экономики выступают планирование и достижение определенной экономической самостоятельности основной массы регионов с налаживанием тесного взаимовыгодного взаимодействия между ними в соответствии с их интересами и приоритетами. При этом важнейшей задачей должно стать стимулирование «локомотивных» регионов, т. е. обладающих потенциалом ускоренного развития. Государственная региональная политика должна способствовать использованию регионами реальных преимуществ для наращивания экономической базы и улучшения социальных условий жизнедеятельности населения. Это обусловливает проведение взаимосвязанной двухуровневой политики. На уровне субъекта РФ стержнем политики региональных властей будет деятельность, направленная на расширенное воспроизводство и институциональное обеспечение достоинств каждого региона. На федеральном уровне следует закрепить общероссийские институциональные условия, содействующие развитию региональной инициативы, в сфере наращивания территориального потенциала и совершенствования институциональной среды.
Сегодня нужен объективный, научно обоснованный подход к формированию государственной системы регулирования территориального развития страны. При этом видятся логичными соображения экономистов, предусматривающие, во-первых, признание необходимости учета региональной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства; во-вторых, отказ от предоставления регионам индивидуальных льгот и принятие обоснованных мер государственной поддержки различных типов регионов, имеющих общие проблемы и схожие особенности социально-экономического развития, непосредственно влияющие на характер и результаты хозяйственной деятельности; в-третьих, формирование в каждом субъекте Федерации охватывающего все стороны экономического и социального развития комплексного хозяйственного механизма, построенного на базе общероссийских принципов и законов, но с учетом региональных особенностей и интересов населения6.
Региональные хозяйства по-разному реагируют на изменяющуюся обстановку и «созревают» для успешного функционирования в рыночной экономике. Некоторые регионы уже прошли восстановительный этап, достигли определенной стабилизации, реализуют политику устойчивого роста и повышения конкурентоспособности, некоторые — нет.
При этом их беспокоят новые проблемы. Так, В. Куш-лин7, отмечая актуальные организационно-методические проблемы, сдерживающие научно обоснованное развитие регионов, в частности, называет следующие: отсутствие единой государственной системы оценки уровня экономической самодостаточности субъектов Федерации, что привело к отсутствию механизма отнесения регионов к числу доноров или реципиентов; отсутствие государственной доктрины развития страны и, следовательно, обоснованных подходов к размещению производительных сил в целом и экономическому выравниванию регионов; отсутствие единой методики обоснования расходной части бюджетного финансирования; отсутствие системы социальных стандартов, определяющих уровень государственных гарантий; отсутствие четко определенных функций государственного управления и закрепление их за центрами ответственности; отсутствие механизма конструктивного участия субъектов Федерации в принятии системных решений. Без проведения этих в общем-то известных проблем дальнейшее ускоренное и эффективное развитие преобразований в регионах не будет иметь стратегических перспектив.
Каждый регион по-своему уникален и, как правило, характеризуется весьма специфическим менталитетом населения. Поэтому чрезвычайно важно учитывать ряд важнейших факторов, обусловленных особенностями менталитета жителей регионов. При осуществлении реформ в России полезно применять образную формулу, гласящую, что «скорость движения социально-экономических преобразований в регионе не должна превышать темпов изменений менталитета местного населения»8. Такой подход позволяет определить реальные возможности осуществления тех или иных реформ, будь то приватизация, конверсия, жилищно-коммунальные услуги, система медицинского обслуживания и т. п., а также направления и темпы социально-экономического развития конкретного региона.
На основе вышеизложенного мы можем определить, что системное развитие региона — это взаимосвязанное изменение основных социально-экономических характеристик региона, обеспечивающих последовательное повышение качества его жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2004. С. 54.
2 Там же. С. 11.
3 См.: Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 60.
4 Там же. С. 63.
5 См.: Казанцев Н.М. Регион: фундаментальные факторы саморазвития / Регион: ресурсы местного саморазвития: спецкурс. Вып. 8 / науч. ред. Ю.П. Алексеев, Б.Е. Шпилев. М.: Изд. БСТ, 199. С. 181—198.
6 См.: Сибирская Е.В., Музалевская Р.С., Старцева О.А. Стратегия развития региональных экономических систем: моногр. СПб.: Изд-во «Инфо—да», 2006. 143 с.
7 См.: Кушлин В. Стратегия развития и ее цели // Экономист. 2006. ¹ 1. С. 3—9.
8 См.: Молотков Ю.И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами / Новосиб. гос. ун-т, Сибирская академия гос. службы. Новосибирск: Наука, 2004. 508 с.
Поступила 21.04.08.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0