Д. А. Егоров. Дополнительные факторы, способствующие успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме
Д. А. ЕГОРОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ДЕТСКОМ ДОМЕ
ЕГОРОВ Дмитрий Алексеевич, аспирант кафедры социальной работы и теологии Мурманского государственного технического университета.
Ключевые слова: факторы социализации, успешность, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, детский дом, институт внешкольного образования и досуга, физическая культура Key words: socialisation factors, success, children-orphans and children without parental care, orphan asylum, out-of-school and leisure institution, physical culture
В любой стране независимо от уровня ее экономического развития есть социально уязвимые слои населения, имеющие ограниченные социальные, духовные и материальные ресурсы. Дети социально уязвимых групп всегда являлись социальным явлением, неотъемлемым элементом цивилизации, при этом менялись лишь его формы и характер.
По мнению Т. В. Безруковой, в условиях радикальных преобразований российского общества, смены приоритетов нормоценностного регулирования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказались наиболее слабым звеном в социальной структуре общества. Ситуация сегодня такова, что сам факт пребывания такого «особенного» ребенка в детском доме не способствует его успешной социализации. Другими словами, социальная среда сиротского учреждения не обеспечивает необходимые условия для достижения совместимости с нею адаптанта1.
В связи с этим актуализируются исследования особенностей процесса социализации детей в условиях детского дома, особенно социальной и пространственной изоляции и родительской депривации. Жизнь воспитанников этой категории социально уязвимых детей делится на жизнь в сиротском учреждении и жизнь после его окончания.
Момент прибытия в детский дом является для ребенка стрессогенным фактором, а пребывание там чаще всего воспринимается как социальная и пространственная изоляция. Для поступающих в детский дом детей и подростков характерна нарушенная социализация, имеющая большой набор проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде до различных проявлений девиантного поведения. К. Вайт писал: «Они (сироты) отличаются от других детей вследствие большого количества различных стигматизирующих процессов, которые ощущаются им в школе, в отношениях с соседями, с „публичным миром" социальных служб, очевидно, потому, что они исключены физически и психологически из своих семей»2.
Исследования И. В. Дубровиной и А. Г. Рузской показывают, что по окончанию государственного учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ожидают еще больше трудностей3. Вместо постоянного контроля и заботы со стороны сотрудников детского дома (воспитателей, учителей, социального педагога и т. д.) выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Покидая стены детского дома, он входит в самостоятельную жизнь дезадаптированным. Для российских детей это является важнейшей жизненной проблемой. Неуверенность в себе, низкая самоорганизованность, отсутствие целеустремленности, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватная самооценка, неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия способности к сотрудничеству, — это особенности, которые не позволяют молодому человеку полноценно социализироваться в обществе и жить самостоятельно.
Для минимизации последствий социальной и пространственной изоляции и родительской депривации в детском доме школьного типа используют институт образования (школа) и воспитания (интернат, общежитие). Образование и воспитание также являются факторами, определяющими содержание социализации детей в условиях детского дома. Дети, лишенные родительской опеки, проживают в одно-возрастных группах, которые выступают аналогом семьи.
Поскольку среднее образование в большинстве случаев является обязательным, школа при сиротском учреждении представляет собой непременную ступень и элемент социализирующего процесса, которая не только предоставляет детям определенный набор знаний, но и прививает соответствующие возрасту социальные навыки и поведенческие нормы. Дети, отстраненные от школьного образования, в современных условиях не могут сформироваться в полноценных взрослых индивидов. Поскольку социальная роль взрослого предусматривает некоторый стандарт школьного образования, то тот, кто его не имеет, не может претендовать на социальный престиж и достойную карьеру.
Приспособление воспитанника к школьным нормам и требованиям школьного коллектива — процесс противоречивый, так как в известной степени ограничивает и нивелирует личность, подгоняя разнообразие детских личностей под стандарт среднего ученика. Педагогическое воздействие на детей с использованием прямых методов обучения и побуждения в данном случае малоэффективно. Ограниченное преимущественно групповое общение со взрослыми во время учебной деятельности не дает ребенку самостоятельности: строгий режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей лишают детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение. Включение подростка в систему социальных отношений должно послужить отправной точкой повышения мотивации детей на успешность, участие в общественно-полезной и социально значимой деятельности. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в детском сиротском учреждении, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации. Образование и воспитание как факторы, определяющие содержание социализации детей в условиях детского дома, нуждаются в разнообразии, новой обстановке и формах социальной жизни.
Согласно наблюдениям И. И. Шевченко, важным дополнительным фактором в социализации и социальной адаптации воспитанников детского дома, мягкого вхождения ребенка в социум выступают институты внешкольного образования и досуга4. Внешкольная деятельность подростка 11—15 лет под руководством квалифицированного специалиста не позволяет все сводить к сугубо воспитательной функции и успешно дополняет традиционные факторы социализации. Дети этого возрастного периода достигли такой стадии психофизиологического развития, при которой на первый план выходит стремление расширить свой социальный опыт, наступает период формирования самооценки, конкретизации требований к самому себе, поиска выхода из конфликтных ситуаций и т. п. Иными словами, наступает время становления системы социальных отношений с окружающими людьми, среди которых наибольшую ценность представляет не слово воспитателя или руководителя, а мнение ровесников, общества и возможность самоутверждения.
В связи с отсутствием некоторых социальных институтов (например, семьи) функция социализации актуализируется в сфере досуга. Об этом позволяют говорить возрастающая роль досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения) в процессе социализации молодого поколения.
Музыка, танцы, игры, боевые искусства и др. привлекают воспитанников детского дома своей нерегламентированностью и добровольностью выбора различных форм досуга, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать внешкольную физическую и интеллектуальную, творческую и созерцательную, производственную и игровую деятельность. Для значительной части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальные институты досуга являются ведущими сферами социальной интеграции и личностной самореализации.
Досуговая деятельность осуществляется на основе системы внешкольного образования с ее разнообразной деятельностью в кружках и объединениях по интересам. Кроме того, в последнее время эффективно реализуются специальные программы по взаимодействию общественных организаций и реабилитационных центров с детскими домами. Сотрудничая с сиротскими учреждениями, общественные организации и реабилитационные центры активизируют разнообразные поиски теоретического и практического характера по внедрению инновационных реабилитационных технологий, использующих различные виды досуга (например, физкультурной реабилитации, интерактивных технологий и т. д.).
Отметим, что среди наиболее популярных у молодежи видов досуга доминирует физическая культура, которая в силу своей полифункциональности является неотъемлемым компонентом свободного времени и пронизывает все уровни досуга. Этот аспект учитывается во многих общественных организациях при составлении соответствующих реабилитационных программ. Физическая культура как фактор социализации в большей мере, чем другие элементы реабилитационных процессов, — носитель специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия.
Ребенок, находящийся в условиях детского дома, занимаясь физкультурно-реабилитационной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, и являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации. Примером активных и пассивных средств физкультурной реабилитации выступают иппотерапия, тан-цетерапия, цигун-терапия, реабилитационное ушу, различные виды аутогенной психомышечной тренировки и др.
Большинство общественных организаций и реабилитационных центров рассматривают используемую в различных реабилитационных технологиях физическую культуру как один из наиболее эффективных дополнительных факторов, способствующих успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Примером, подтверждающим эффективность физкультурной реабилитации, может служить деятельность Мурманской областной общественной организации «Перспектива», которая осуществляется посредством различных социальных программ или проектов. Так, был реализован проект «PROДВИЖЕНИЕ 2», являющийся комплексом неразрывно связанных между собой серий мероприятий, в ходе которых были созданы группы по реабилитационным видам ушу (тайцзи-цюань) и различным видам танцев (брейк-данс и т. п.). В середине 2009 г. был дан отчетный концерт в ДК «Кирова» г. Мурманска.
Занятия по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к выступлению проводились волонтерами, или так называемыми «инструкторами-добровольцами» (лицами, профессионально занимающимися каким-либо видом физической культуры).
Освоение ребенком средств физкультурной реабилитации предполагало его морально-этическое развитие (информационные, мотивационные и деятельностные компоненты процесса социализации), на основе которого осуществлялась соответствующая физкультурная деятельность. В рамках проекта «PROДВИЖЕНИЕ 2» также проводилась первичная профилактика наркоманизации, алкализации и девиантного поведения, пропаганда здорового образа жизни через включение воспитанников детских домов в творческий процесс, направленный на развитие детской инициативы, социального творчества и т. п.
Однако приходится констатировать, что все преимущества подобных видов досуга пока не стали достоянием и привычным атрибутом образа жизни воспитанников детских домов.
Поэтому, учитывая кризис и трансформацию ряда вышеназванных социальных институтов, мы приходим к выводу, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимы дополнительные факторы социализации (например, институты внешкольного образования и досуга), которые в силу своей специфичности обладали бы всеми функциями, присущими отсутствующим в детских домах социальным институтам.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Безрукова Т.В. Причины социальной уязвимости детей в регионе // Регионология. 2008. № 3. С. 164—165.
2 White K. Children and foster care: inclusion, exclusion and life chances. Children and Social Exclusion. L.: NCVCCO, 1999. Р. 73.
3 См.: Малукас Н.В. Проводник в мире взрослых // Социальная работа. 2008. № 3. С. 10.
4 Шевченко И.И. Осилит путь идущий // АНО «Детский дом». 2004. № 10. C. 6.
Поступила 10.03.11.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0