Г. М. Агеева. Библиофильство как культурная практика
Г. М. Агеева
Библиофильство как культурная практика
Г. М. Агеева, кандидат культурологии, доцент
В научном дискурсе под культурной практикой понимается культурсозидающая деятельность, «производство» артефактов. Причем ключевыми в семантике понятия являются динамические структуры: не создание застывших форм, а разворачивающееся действие, постоянно обновляющаяся реальность. Результат определяют события (внешние, а также экспрессия внутреннего мира), настроения, переживания. В этом процессе обе его составляющие равнозначны: объективное участие творца соразмерно скрытому вовлечению в творчество адресатов, превращению их в со-авторов. Практики усваиваются, передаются и воспроизводятся в разных вариантах в определенной степени всеми членами социума, локализуются же в качестве фрагментированных структур лишь в жизни отдельных его представителей.
Поскольку концепт «культурная практика» распространяется на самые разные сферы (философско-мировоззрен-ческую, социальную, художественную, профессиональную / досуговую и т. д.), то в русле вышесказанного уместно рассмотреть такое культурное явление, как библиофильство. По своей сути эта деятельность креативна, инновационна и вариативна, хотя в некотором роде традиционна, предсказуема и стереотипна. Здесь нет противоречия. Таков ее культурный инструментарий. Она «располагается» в разных социокультурных координатах, несет в себе сложный комплекс ценностно-смысловых установок, знаково-символическую систему; имеет выраженный духовно-материальный характер, порождает свои способы коммуницирования, поведенческие проявления; акцентирует внимание на художественной, литературной, биографической составляющих. Она укоренена в повседневности, но «разбавляет» ее высокими смыслами и «элитизирует». В связи с этим интересен вопрос о том, обусловлено ли библиофильство повседневностью, репрезентирует ли ее смыслы, или оно есть своеобразное ей противопоставление, попытка выхода за ее рамки. Это не столько хобби, сколько способ собственного позиционирования, идентификации в обществе, встраивания своей жизни в историко-культурный контекст, придания ей интеллектуального «веса», эмоционального колорита, ценностного наполнения. Библиофильство ежедневно слагает культуру отдельного человека, оказывает влияние на формирование культуры социума в целом.
Специфика современных культурных практик состоит в востребованности уникальности человека, неординарной личности, «подогнать» которую под определенные социально-профессиональные критерии зачастую не представляется возможным. Неслучайно библиофильство — удел избранных. Сегодня эта деятельность существенно изменилась, иным стал и ее субъект. В связи с этим она особенно нуждается в изучении с позиций сегодняшнего дня, преломлении исследовательских ракурсов, задействовании инновационной междисциплинарной методологии.
Таким образом, рассмотрение проблематики библиофильства в контексте культурных практик позволяет еще раз задуматься об источниках его возникновения и бытования, внутренней динамике, перспективах в цифровую эпоху.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0