О. В. Александрова. Основные функции управления дополнительным профессиональным образованием в регионе

О. В. АЛЕКСАНДРОВА

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕГИОНЕ

АЛЕКСАНДРОВА Ольга Владимировна, начальник отдела дополнительного профессионального образования филиала Российского государственного социального университета (г. Красноярск).

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, функции управления, непрерывное образование

Key words: additional professional education, management functions, continuous education

В настоящее время актуальна зависимость всех видов деятельности от качества профессиональной подготовки. Полученные знания уже не могут обеспечить специалисту с высшим образованием стабильности успеха на протяжении всей его трудовой деятельности. Так, постепенно сформировалось направление развития непрерывного образования в течение жизни. От сложившегося стереотипа «образование на всю жизнь» общество постепенно переходит к позиции «образование через всю жизнь». Устраняется традиционное деление активной жизни человека на период учебы и профессиональной деятельности, появляется необходимость перехода к дополнительному профессиональному образованию (ДПО) в течение всей жизни. Это одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент системы образования, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовать принцип «образование через всю жизнь»1. Его реализация представляет одно из перспективных направлений научных исследований. Это актуализирует проблему реализации функций управления ДПО. Они применимы к любым социально-экономическим процессам и системам как специализированным видам деятельности, к процессу и системе управления2. Но каждый регион имеет свою специфику. Функции управления ДПО вытекают из понятия «управление образованием» — сложной организационно-структурной системы, включающей в себя планирование, организацию, руководство и контроль, которые определяют функционирование и развитие основных образовательных процессов, а также непрерывное саморазвитие3.

За последние годы в области ДПО появился ряд документов, в которых раскрываются стратегические направления развития системы образования в России и ее регионах. К ним относится Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования, Федеральная программа развития образования и др.4 Они дополняются и корректируются с учетом меняющихся требований, но в основе остается действующая концепция образования. Выявление закономерностей и тенденций развития управленческого процесса создает теоретическую базу для практического применения основных функций управления ДПО в регионе. Это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать специалисты в процессе управления формированием и функционированием конкретного объекта. Тесное и последовательное взаимодействие функций проявляется на разных уровнях организационной структуры системы управления. При этом они сохраняют единство и целостность в общем процессе управления ДПО.

Исходя из анализа региональной системы управления ДПО в Красноярском крае, мы предлагаем реализовать, на наш взгляд, наиболее эффективный комплекс функций ДПО: прогнозирования, организационную, информационно-аналитическую, регулятивно-коррекционную, мотивационно-целевую и контрольно-аналитическую. Они учитывают такие особенности региона, как большую протяженность края и потребности обучения специалистов в наиболее отдаленных и северных районах по программам ДПО, многонациональный состав территорий.

Функция прогнозирования предполагает анализ положения во всех сферах, обеспечивающих работу системы ДПО; исследование возможностей и требований работодателей; мониторинг возможностей рынка образовательных услуг в системе ДПО (сложившихся направлений переподготовки и повышения квалификации); выявление готовности профессорско-преподавательского состава к осуществлению образовательного процесса; создание благоприятного социально-психологического климата в обществе и готовность различных слоев населения к идее перехода к экономике знаний; предоставление населению разных образовательных услуг, учитывая, что в российском обществе бизнесмен с неполным средним образованием остался в прошлом.

Реализация этой функции предполагает взаимосвязь долгосрочного и краткосрочного планирования, единство целевой установки и условий ее реализации, синтез принципов государственных и общественных начал, обеспечение комплексного характера прогнозирования, стабильность и гибкость планирования на основе прогнозирования.

Организационная функция предусматривает изучение международного, российского и регионального опыта. На основе этих знаний можно сформулировать такие задачи управления в рамках этой функции, как формирование нормативно-правовой базы; финансовое обеспечение; подготовка преподавателей, способных обеспечить выполнение поставленных целей; подбор и расстановка профессорско-преподавательского состава; психологическая подготовка населения; разработка четких подходов к комплектованию контингента обучающихся.

Комплексное решение организационной функции позволит создать эффективную систему ДПО в регионе, соответствующую новой образовательной парадигме.

Информационно-аналитическая функция предполагает выявление состояния управляемой системы, доведение ее до сведения профессорско-преподавательского состава и обучаемых. В данном случае информированность рассматривается как фактор эффективности управления в целом. Следует отметить, что в регионе недостаточно развита информированность населения о системе ДПО. В ее структуре значительное место занимает потребность в информации, которая рассматривается как средство повышения управленческих целей. Поэтому эта функция призвана управлять системой ДПО в Красноярском крае.

Регулятивно-коррекционная функция является видом деятельности, ориентированным на внесение корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе ДПО для поддержания системы на заданном уровне. На определенных этапах необходимость корректировки связана с конкретной ситуацией и условиями деятельности. От того, насколько функционирующая система управления способна уловить эти изменения и разработать предписания и правила, регулирующие процесс реализации решений, зависит успех. Таким образом, эта функция необходима для решения задач оперативности и мобильности.

Мотивационно-целевая функция призвана уловить сочетание личных и общественных интересов, учитывать интересы и потребности главного объекта ДПО — человека. Отдельного человека трудно мобилизовать лозунгами и призывами, а в условиях новой образовательной парадигмы актуализируется формирование интеллектуального капитала и экономики знаний. Поэтому следует изучать, какие специалисты нужны на рынке труда Красноярского края, какие требования предъявляются к их профессиональным качествам, какова база оценки этих качеств на предприятиях. На основе изучения этих потребностей появляется реальная возможность для разработки конкретных программ ДПО. Эталон современного специалиста может остаться нереализованным идеальным образом новой модели образования, если в процесс не будет вовлечена основная часть населения. Решить проблему, на наш взгляд, может совокупность мер и действий (общественное мнение, моральное и материальное стимулирование и т. д.).

Процесс управления ДПО в Красноярском крае требует обратной связи. Эту задачу решает контролъно-аналити-ческая функция. Она представляет собой процесс управления, обеспечивающий достижение целей, и предполагает промежуточный и конечный анализ и оценку (самооценку) деятельности системы ДПО, а затем (с ее учетом) осуществление коррекции.

Указанные функции управления системой ДПО в регионе должно, на наш взгляд, выполнять Министерство образования и науки Красноярского края. Это позволит обеспечить более эффективный подход к обучению специалистов предприятий и фирм. При таком определении функций ДПО в качестве главного системообразующего фактора выступит ориентация на потребности рынка труда. Удовлетворение потребностей рынка труда, выраженных в виде набора требований к компетенции работников предприятий и фирм края всех уровней ДПО, могло бы послужить показателем качества системы непрерывного образования. Из этого следует, что перечисленные функции в едином комплексе могут обеспечить реализацию системного подхода в практике управления ДПО в регионе.

Мы полагаем, что реализация вышеназванных функций может быть эффективной в современных российских условиях, но с учетом региональных особенностей. Это позволит на региональном уровне вписаться в общую парадигму образования, достичь формирования человеческого капитала и перехода к экономике знаний.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Барабанова С.В., Городецкая И.М., Шагеева Ф.Т. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации: правовое регулирование и технологии // Ежегодник рос. образоват. законодательства. 2011. Т. 6. С. 25.

2 См.: Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. М.: Проспект, 2012. С. 9.

3 См.: Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. URL: http://slovo. yaxy.ru (дата обращения: 12.11.2012).

4 См.: Закон «Об образовании». URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii (дата обращения: 05.12.2012); Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 05.12.2012); Государственная программа Российской Федерации на 2012—2020 гг. «Развитие образования». URL: http://www. rsr-online.ru/doc/2010_12_23/9.pdf (дата обращения: 05.12.2012).

Поступила 14.12.2012.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная