Г. А. Крицкая. Регулированию информационными процессами малого бизнеса

Г. А. Крицкая

Регулирование информационными процессами малого бизнеса

Г. А. Крицкая, доцент Мордовского гуманитарного института, кандидат экономических наук

В научной литературе большое внимание уделяется проблемам регулирования экономики вообще и малого бизнеса в частности. Это объясняется тем, что вызываемые рынком противоречия требуют незамедлительного разрешения. Ничем не ограниченный рынок ведет к социальной напряженности и конфликтам в обществе.

В экономически развитых странах государство участвует в общественном воспроизводственном процессе, корректирует действия рыночных сил, что информационно способствует нормализации желательных социальных отношений, реализации конкурентных преимуществ, сохранению невоспроизводимых ресурсов, решению амбициозных задач, касающихся положения страны в мировой экономике и политике.

Создавая благоприятные информационные условия для успешного функционирования малого предпринимательства в стране, государство во многом обеспечивает успех осуществляемых реформ. При условии заинтересованности среднего класса, наибольшую часть которого составляют предприниматели, уровень развития экономики будет гораздо выше.

Тосударство оказывает большое информационное влияние на успешное развитие малого бизнеса в стране. Общие правила игры для функционирования малого предпринимательства определяются на федеральном уровне. На уровне регионов существует возможность корректировки внешнего воздействия с учетом местной специфики.

Форма организации бизнеса и стадия жизненного цикла предприятия определяют потребности малого предпринимательства в сфере государственной информационной поддержки. Прежде всего это создание предприятий на базе имеющегося производства. В современных условиях крупные фирмы обладают преимуществами, поскольку лучше справляются с рисками и финансовыми трудностями, могут осуществлять массовое производство, когда необходимы новые производственные мощности. Для большей конкурентоспособности крупные фирмы проводят реструктуризацию, стремятся использовать достоинства малых фирм, а малые предприятия вступают в альянсы.

Можно выделить несколько форм взаимодействия малого и крупного предпринимательства.

Во-первых, это сателлитная форма (организация дочерних фирм, сохраняющих тесные связи с крупным предприятием, а также юридически самостоятельных, но экономически тесно связанных с коренной структурой и т. д.). Эта форма взаимодействия дает преимущества обеим сторонам: крупные предприятия вносят элемент стабильности и планомерности в работу малых фирм. Малые предприятия выполняют часть функций крупных предприятий, имеют более низкие издержки, концентрируются на определенных видах работы. В России такая форма взаимодействия не получила должного развития, поскольку задачи более рационального использования труда вытеснены целями выживания предприятий.

Во-вторых, это интрапренерство (создание малых предприятий под конкретные инновационные проекты). Взаимосвязь между университетами, крупными и малыми предприятиями путем создания технопарков дает возможность повысить конкурентоспособность отечественной продукции. В задачи технопарка входит создание материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой базы для эффективного становления, развития и функционирования малых и средних инновационных предприятий, что позволяет с коммерческой целью освоить научные знания, изобретения, ноу-хау и наукоемкие технологии и вывести их на рынок. Тосударственная поддержка технопарковых структур позволит удовлетворить потребности региона и страны в научно-технической продукции.

Не менее важное значение имеют самостоятельно организованные предприятия. Формы государственной поддержки обусловливаются тем, на какой стадии жизненного цикла находится малое предприятие. Предприятия имеют стабильное финансовое положение, обладают возможностями для решения финансовых проблем за счет собственных средств или привлечения внешних источников финансирования путем использования имеющегося залогового имущества. Кроме того, эти предприятия имеют большой опыт на рынке. Основной потребностью в области государственной поддержки для таких предприятий является доступ к льготному кредитованию для пополнения оборотных средств, модернизации оборудования и т. д., так как предоставляемые коммерческими банками кредиты имеют высокие процентные ставки и обладают краткосрочностью.

Таким образом, каждая из форм организации бизнеса предполагает наличие проблем и требует использования дифференцированных подходов при осуществлении информационного регулирования малого предпринимательства.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная